Урок физики в 8-м классе Решение задач по теме: Изменение агрегатных состояний вещества

  • Сажина Светлана Яковлевна, учитель физики

Цели урока:

  • научить рассчитывать количество теплоты,
    необходимое для превращения жидкости в пар, и
    выделяющийся при конденсации;
  • развивать навыки решения задач;
  • воспитывать аккуратность, правильность
    оформления задач.

Оборудование и наглядности:

кроссворд, таблица с формулами, карточки с
задачами и заданиями, графики.

Ход урока. I. Организационная часть.

  1. Приветствие.
  2. Сообщение темы и целей уроков.

II. Повторение домашнего задания.

1. Работа по карточкам на месте (дописать
фразу):

К1
а) переход вещества из твердого состояния в
жидкое называют… (плавление);

б) температура, при которой
вещество плавится, называют…
(температурой плавления
вещества);

в) переход вещества из жидкого
состояния в твердое называют…
(отвердевание или
кристаллизация).

К2

а) температуру, при котором вещество
отвердевает, называют… (температурой
отвердевания);

б) физическая величина, показывающая, какое
количество теплоты необходимо сообщить
кристаллическому телу массой 1 кг, чтобы при
температуре плавления полностью перевести его в
жидкое состояние, называется… (удельной
теплотой плавления);

в) при температуре плавления внутренняя
энергия вещества в жидком состояние…(больше)
внутренней энергии такой же массы вещества в
твердом состоянии;

К3

а) средняя кинетическая энергия и скорость
молекул в охлажденном расплавленном веществе …
(уменьшаются);

б) явление превращения жидкости в пар
называется … (парообразованием);

в) парообразование, происходящее с поверхности
жидкости называется… (испарением).

К4

а) пар, находящийся в динамическом
равновесии со своей жидкостью,
называется… (насыщенным паром);

б) пар, не находящийся в динамическом
равновесии со своей жидкостью, называется…
(ненасыщенным паром);

в) явление превращения пара в жидкость
называется… (конденсацией).

K5

а) интенсивный переход жидкости в пар,
происходящий с образованием пузырьков пара по
всему объему жидкости при определенной
температуре, называют… (кипением).

б) температура, при которой пар,
находящийся в воздухе, становился
насыщенным,
называется … (точкой росы);

в) физическая величина, показывающая,
какое количество теплоты необходимо,
чтобы
обратить жидкость массой 1 кг в пар без
изменения температуры, называется… (удельной
теплотой парообразования).

2. Работа у доски (соединить стрелками
обозначения физических величин):

количество теплоты
масса
удельная теплота плавления
энергия
относительная влажность воздуха
удельная теплота сгорания
удельная теплота парообразования

удельная теплоемкость

температура

3. Работа у доски (соединить стрелками
физические величины с единицами измерения)

Дж/кг
кг
Дж
°С
Дж/кг х°С

4. Физический диктант.

  • масса; (m), (кг)
  • количество теплоты; (Q), (Дж)
  • энергия; (Е), (Дж)
  • температура; (t), (°C )
  • удельная теплоемкость; (с), (Дж/ кг х°С)
  • удельная теплота плавления; (?), (Дж/кг)
  • удельная теплота парообразования; (L), (Дж/кг)
  • удельная теплота сгорания; (q), (Дж/кг)
  • относительная влажность воздуха; (?)

(в конце диктанта дети проверяют друг у друга
работы и ставят оценки)

5. Работа по карточкам со всем классом (по
формулам).

К1 — расчет количества теплоты,
необходимого при нагревании тела или
выделяемого им при охлаждении? (Q = с х m x (t2
t1))

К2 — расчет количества теплоты,
выделяемое при сгорании топлива? (Q = q x m)

К3— расчет количества теплоты,
необходимое для плавления кристаллического
тела, взятого при его температуре плавления и
нормальном атмосферном давлении? (Q = ? х т)

К4 — расчет количества теплоты,
необходимого для превращения в пар жидкости
любой массы, взятой при температуре кипения? (Q = L x
m)

Одновременно учащиеся со слабыми знаниями
работают с индивидуальными карточками
(вместо
точек поставить физические величины):

(Q = … х m х (t2t1)) — количества
теплоты, необходимого при нагревании тела или
выделяемого им при охлаждении;

(Q = q х …) — количества теплоты, выделяемое при
сгорании топлива;

(Q = … х m) — количество теплоты, необходимое для
плавления;

(Q = L х …) — расчет количества теплоты,
необходимого для превращения в пар жидкости
любой массы, взятой при температуре кипения.

III. Решение задач.

Задача 1.

Какое количество теплоты потребуется, чтобы 29
кг воды, взятой при температуре 20 °С, нагреть до
кипения и обратить в пар. Удельная
теплоемкость воды с = 4200 Дж/ кг х°С ; удельная
теплота парообразования воды L = 2,26 х 106 Дж/
кг?

Задача 2.

Какая энергия расходуется для получения
дистиллированной воды, если в аппарат вливают
воду объемом 10 л при температуре 20 °С и нагревают
до кипения, затем 2 литра выпаривают?

Задача 3.

Какая энергия выделяется при конденсации
водяного пара массой 3 кг, имеющего температуру 100
°С, и охлаждении получившейся воды до
температуры 50 °С?

Задача 4.

Определите количество теплоты
необходимо для превращения 300 кг
льда, взятого при температуре: а) 0 °С: б)
-10 °С; в пар при температуре 100 °С. Удельная
тепломощность льда с = 2100 Дж/ кг х°С, удельная
теплота плавления льда ? = 3,4 х 10′ Дж/ кг., удельная
теплота парообразования L = 2,26 х 106 Дж/ кг.

Задача 5.

На рисунке представлен график
измерения температуры воды в сосуде. Укажите
каким процессам соответствуют участки АВ и ВС.
Рассчитайте, используя данные графики, какое
количество теплоты потребуется для нагревания
воды массой 2 кг до кипения и последнего
испарения. Удельная теплоемкость воды с = 4200 Дж/
кг х °С .

Дополнительные карточки.

Задача 1.

Какая энергия выделяется при конденсации
водяного пара массой 200 г при температуре 100°С в
воду при той же температуре?

Задача 2.

На рисунке представлен график
изменения температуры воды в сосуде.
Укажите, какими процессами соответствуют
участки АВ и ВС графика.

Задача 3.

Какая энергия выделяется при конденсации
выделяемого пара массой 20 кг при температуре 100°С
и охлаждении полученной из него воды до
температуры 50 °С ?

Задача 4.

Какое количество теплоты требуется для
плавления меди массой 2 кг, взятой при
температуре 25 °С ? Температура плавления меди 1085
°С , удельная теплота плавления меди 2,1 х 105
Дж/кг.

  1. Подведение итогов урока.
  2. Задание на дом: § 20, упр. 10 (доделать)