Карта знаний как одна из форм контроля и самоконтроля учащихся на уроках русского языка в 6-м классе. Описание педагогического опыта

  • Велеславова Ирина Николаевна, учитель

О чем мечтает каждый педагог на уроке? Говоря на
языке профессионального общения, скорее всего –
о создании комфортной учебной среды в классе, о
четком представлении об уровне познавательных
интересов учащихся, об установлении доминанты
самосовершенствования личности (стремления
учащихся к успешности в учебе, реального
достижения ими лучших учебных результатов,
активного развития позитивных личностных
качеств и т.д.)

Ах, как хочется учителю меньше самому говорить
и делать на уроке, а больше слушать детей и только
руководить их деятельностью! Как страстно
мечтает он о том, чтобы каждый ребенок захотел
учиться, а неизбежные трудности учебного
процесса ему помогли бы преодолеть не только
педагог (или родители), а и одноклассники – те,
кто всегда рядом и от оценки которых так тесно
зависит самочувствие наших учеников!

Решить эти профессиональные задачи мне помогла
счастливая “находка”, которую я назвала Картой
знаний
. Она помогает мне осуществлять
постоянный контроль за уровнем освоения
учащимися учебного материала и выработать в моих
подопечных навыки постоянного самоконтроля за
собственными знаниями, а также воспитывать
стремление к улучшению учебных результатов и
более глубокому освоению изучаемой темы.

Данная форма была апробирована мною в двух
шестых классах, ее приняли дети, и теперь мы уже
не можем обойтись без нее.

Идея осуществлять контроль за знаниями
учеников в форме Карты возникла не сразу, ее
окончательный вид сложился в процессе
педагогических поисков, активном сотрудничестве
с детьми. Свой педагогический опыт я и хочу
описать.

Шестиклассники – такой активный народ, что,
если не задействовать их любознательность в
учебном процессе, она неизбежно проявится в
других видах деятельности (и вовсе не
обязательно в полезных). Подростки уже активно
включаются в сферу межличностного общения, учеба
потихоньку начинает отодвигаться на второй план.

В начале 6 класса я вдруг заметила, что стихи,
рассказы и другие творческие работы моих
учеников – сплошь о любви, а при повторении
изученного в 5 классе кривая учебных успехов
стремительно поползла вниз. Я знаю: уговорами и
посулами тут не поможешь, нужна четкая система
действий. Чтобы выплеснуть свою боль по поводу
заметно остывшего желания учиться, я составила
для себя (чтобы иметь четкую картину знаний) и для
них (для постановки конкретных учебных задач для
каждого) Карту тревожных правил (см. Приложение №1).

Невероятно помогла в этом Тетрадь с опорными
конспектами
, которую каждый ребенок ведет
начиная с 5 класса, где учебный материал строго
дозирован в виде правил (и в начале года
достаточно было только отсылать детей к тому или
иному повторяемому правилу, не утомляя их и себя
однообразным повторением, и уже спрашивать с
них).
Кроме того, моей привычкой стало
проводить на каждом уроке экспресс-опрос (в
течение 1-3 минут), когда каждый ученик письменно
отчитывается о выученном дома правиле.

В первой Карте по вертикали я указала номера
правил и их название, по горизонтали – номера
участников по списку (без фамилий – чтобы не
травмировать подростков выставлением на
всеобщее обозрение их плохих результатов).
Вместо пятерок и двоек для разнообразия я
использовала другие обозначения (впрочем,
довольно прозрачные): “плюс” — ученик знает
правило (соответствует оценке “5”),
“вопросительный знак” — я сомневаюсь в его
знаниях (соответствует “4”), “минус” — ученик
плохо знает правило (“3”), “большой минус” —
совсем не ориентируется в учебном материале
(“2”). Пустая клеточка означает, что подросток по
какой-либо причине не сдал это правило со всем
классом, но обязан это сделать в удобное для него
время.

И вот Карта тревожных правил вывешена в
кабинете. Как воспримут ее учащиеся? К моему
удивлению, их реакция была стопроцентно
положительной, что, в принципе, легко объяснимо
еще высоким в этом возрасте авторитетом
взрослого (вот почему необходимо именно в 5-6
классах начинать серьезную кропотливую работу
по воспитанию ответственности детей за
результаты своего учебного труда). Более того,
дети, с их практической цепкостью, сразу же
спросили: “А как исправить минусы и
вопросительные знаки?” Хорошо, подхватим их
инициативу (нам это и нужно). Дадим неделю на
исправление и спросим каждого заново.

На следующий день моя голова пошла кругом:
шестиклассники буквально взяли меня в осаду;
большинство жаждало улучшить свои учебные
результаты. Ну, если учитель один не в силах
справиться – значит, нужно искать помощников.
Так постепенно начала оформляться система
консультантов
, которых, правда вначале я
воспринимала как экспертов – тех, кто знает
данное правило на “отлично” и способен
справедливо и требовательно оценить другого
ученика. Экспертов выбирала я; им было дано право
вносить исправления в Карту, которая активно
“работала” на всех переменах.

Через неделю (сдержав свое слово по строго
установленной дате, иначе подростки
“расслабятся” и не все выполнят поставленной
перед собой задачи) я сняла Карту тревожных
правил, внесла изменения в компьютер и вывесила
на то же место в кабинете теперь уже Карту
счастливых правил
(памятуя о совете психолога
работать “не на негативе, а на позитиве”). (См.
Приложение №2). Отдельно были
выделены те учащиеся, которые знали все правила
на “отлично”.

И что же дальше?.. Чего-то недоставало.
Интуитивно я почувствовала – эта карта должна
привести к какой-то большой, извините, “льготе”
для учащихся. А почему бы и нет? Помню, как в
университете нам, студентам, автоматически
выставляли зачет за все посещенные лекции и
выполненные работы. Решено! Чтобы стремление
учащихся к самосовершенствованию (в плане
учебной деятельности) не угасло, дадим
возможность тем, кто все правила сдал на пятерки,
почувствовать весомость проделанного труда –
освободим их от диктанта по теме. Сказано –
сделано. Боже мой, какими завистливыми взглядами
провожали этих счастливчиков! “Повезло…” —
шепнула одна девочка. “Заработали!” — ответила я.
(Но на всякий случай, неявно для детей, я
проконтролировала и “счастливчиков”: дала
самостоятельную работу с интересными заданиями,
углубляющими представления по изученной теме.
Для меня – контроль, для них – развитие.
Проверив, была довольна. Задания выполнены в
соответствии, с незначительными отклонениями, с
заданным уровнем. Это был конкретный,
проверенный результат работы).

Начиная изучение следующей темы “Глагол”, я
уже активно, и сразу же, с первого урока, стала
использовать Карту знаний (См.
Приложение №3). Ввели, по
согласованию с детьми, несколько улучшений:

Вначале она была выполнена в единственном
экземпляре, для класса. Но, как только наполовину
заполнилась, распечатана для каждого ученика
класса – для большей эффективности
самоконтроля.

Теперь шестиклассники сами требовали начинать
урок с Карты знаний, и это вошло у нас в привычку.
А перемены были использованы для пересдачи
правил. Заместитель директора школы стала
интересоваться: чем же занимаются дети?
Собираются по несколько человек на всех
переменах и что-то оживленно обсуждают. И была
безмерно удивлена, когда выяснилось, что это
консультанты объясняют и принимают у
одноклассников правила по русскому языку.

Сдавшие правила на одни пятерки (их количество
значительно увеличилось) писали диктанты (я не
больше не рисковала, освобождая от формы
комплексной проверки знаний), но в зачете по теме
“Глагол” (а он огромен по объему материала)
участвовали не в роли опрашиваемого (если точнее,
в роли марафонца в Интеллектуальном марафоне, о
чем я писала в прошлогоднем Фестивале
педагогических идей), а в роли эксперта,
принимающего “свое” правило. Между прочим, как
показала рефлексия, эксперты боялись не меньше
(даже руки тряслись), но справились со своим
страхом успешно.

Приступая к следующей теме – “Имя
прилагательное”, — я уже знала, что буду отдельно
спрашивать теорию (знание правила) и проверять
умение применять его на практике. Теперь за
каждое правило ученики получают две оценки: за
теорию и практику.

Подводя итог (не окончательный, т.к. прошло
всего полгода), могу отметить безусловный
положительный эффект от применения Карты знаний
и системы консультантов при обучении русскому
языку в 6 классе.

Что она помогает сделать?

  • Дает учителю полную картину знаний учащегося
    (выявляет пробелы и позволяет работать с ними
    индивидуально)
  • “подталкивает” ученика к улучшению учебных
    результатов (результаты учебного триместра
    значительно улучшились) и, естественно,
    укреплению знаний, а в результате – приучает к
    постоянному самоконтролю и способствует
    процессу саморазвития, вырабатывает многие
    позитивные качества (индивидуальные у каждого
    подростка).

Какие необходимые условия требуется соблюдать
при ее применении?

  • Строго дозированный учебный материал (в виде
    нумерованных правил в Тетради для опорных
    конспектов)
  • Ежеурочный контроль за знанием правила (теории
    и практики) с занесением результатов в Карту
    знаний
  • Обеспечение каждого ученика класса Картой
    знаний по теме
  • Создание системы консультантов, которые
    контролируют исправленный результат и в случае
    необходимости помогают преодолеть трудности
    учебного процесса
  • Четкое определение временных границ на
    пересдачу правила
  • Поощрение лучших учеников, освобождение от
    зачета (участие в зачете в роли эксперта)

…Теперь ищу “ключик” к 8 классу, который никак
не хочет учиться. Кто подскажет идею?