Урок обучения грамоте по теме: Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф

  • Никонорова Лариса Федоровна, учитель начальных классов
  • Хаерова Нурия Абдулкаримовна, учитель начальных классов

Тема: Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф ф

Цели:

  • учить выделять в словах звуки [ф], [ф’] и
    характеризовать их;
  • познакомить с печатными буквами Ф, ф; с историей
    возникновения флота в России,
  • учить осознанно читать слова с этими буквами;
  • повторить правила дорожного движения;

Ход урока.

I. Орг. момент.

Внимание? Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Всё ль на месте, все ль в порядке:
Книга, ручка и тетрадка?
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели.

II. Новый материал

1. Сообщение темы урока

Начинаем урок чтения. Сегодня мы познакомимся с
новой буквой. Но сначала узнаем, как она звучит.

2. Выделение звука [ф].

а) Отгадайте загадки (по мере отгадывания на
доске появляются иллюстрации слов – отгадок):

Вы ответьте мне сперва,
Что же это за игра?
Когда мяч ногой пинают
И в ворота загоняют.
(Футбол)
Не галстук я, не воротник,
Я шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода.
(Шарф)
Этот глаз – особый глаз:
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
(Фотоаппарат)
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын ……
(Жираф)

б)

— Какой одинаковый звук вы услышали во всех этих
словах?
— Какой он: согласный или гласный? Почему?
— Какой он: твердый или мягкий? Почему?

3. Выделение звука [ф’].

а) — Посмотрите на предметы, изображенные на
иллюстрациях.
Назовите их ( на доске: фиалка, конфеты, графин,
дельфин).

б) — Какой одинаковый звук вы услышали во всех
этих словах?
— Охарактеризуйте этот звук.

4. Упражнения со звуками [ф] ,[ф’].

а) Чистоговорка (учащиеся повторяют за
учителем каждую строчку)

Фы-фы-фы-тут стоят шкафы,
Фу-фу-фу приберу я в шкафу,
Фет-фет-фет-я куплю конфет,
Арф-арф-арф- я надену шарф.

б) Подбор слов со звуками [ф],[ф’].

1 вариант: учащиеся сами называют слова с
данными звуками.

2 вариант: учитель читает стихотворение, а
учащиеся должны запомнить и назвать слова с
данными звуками.

В этом доме этажи
Называют полками.
Тут белье мое лежит:
Кофточки с футболками,
Всё всегда на месте дома:
Сарафан, фуфайка, шарф.
Как зовется этот домик?
Угадали? ( Это шкаф).

в) Физминутка: Игра «Тим-Том».

(Учащиеся встают около своих парт, если в
слове, произносимом учителем, слышится твёрдый
[ф] – приседают мальчики, Томы, если мягкий звук
[ф’] – девочки, Тимы). Светофор, фигурист, фартук,
телефон, графин, портфель, шарф, дельфин, шкаф,
фифочка

5. Знакомство с буквами Ф, ф.

а) Показ печатной буквы.

б) — На что похожа буква? (учащиеся высказывают
свои мнения, учитель может дополнить их
иллюстрированными примерами из «Занимательного
азбуковедения»)

в) Печатание буквы в тетради.

6. Чтение сочетаний и слогов

(Карточки прочитываются по отдельности, а потом
парами)

аф оф уф иф еф

фа фо фу фи фе фы

7. Чтение слов.

а) Чтение про себя (слова напечатаны на доске)

теле-фон

теле-граф

фер-ма

ас-фальт

фло-ра

фау-на

фото-графия

фабри-ка

фона-рик

фен

флаг (цвет)

флот.

б) Чтение «цепочкой», объяснение значения слов.

в) — Я разделила слова черточкой для переноса
Почему слова «фен, флаг, флот» не разделены?

г) Чтение хором.

д) — Поясните слово «флот». Как вы его понимаете?
(после ответов учащихся учитель зачитывает
объяснение данного слова из «Словаря русского
языка» С.И.Ожегова )

е) Чтение скороговорки:

Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.

8 . Беседа о возникновении флота в России.

а) — Очень давно, много лет назад в России не было
своих кораблей. Она даже не имела выхода к морю. В
17 веке с приходом к власти царя Петра 1 появились
первые корабли на Балтийском море.

Рисунок1.

б) О старом и современном русском флоте. (Показ
иллюстраций из книги А. Беслика «Корабли выходят
в море»).

в) Иллюстрации в «Русской Азбуке» с. 194-195

9 . Чтение стихотворений А С. Пушкина (с. 195- 194)

а) Чтение учащимися стихотворений (про себя)

Сильная группа: стихотворение на стр. 195

Средняя группа: стихотворение на стр. 194, ответ
на вопрос:

— Из какого произведения эти строки?

Слабая группа: стихотворение на стр. 194

б) Чтение стихотворений (вслух) учащимися.

Чтение стихотворения ( стр. 195 ) учителем.

— Объяснение выражения «В Европу прорубить
окно».

10 . Физминутка

а)

На болоте 2 подружки,
2 зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались:
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям: «Физкультпривет!».

б) Изобразите букву «Ф».

11 . Работа над рассказом «Светофор» (с. 197).

а) – Отгадайте загадку:

Чтоб тёте помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь-
Зеленый, желтый, красный.

Что это? (светофор)

б) Чтение стихотворения В. Берестова (с. 196)

( чтение учащимися про себя и хором)

в) Чтение учителем рассказа «Светофор»

-Чему учит этот рассказ?
— Над чтением рассказа мы будем работать на
следующем уроке.

III. Итог.

— С какой новой буквой мы познакомились сегодня
на уроке ? Какая это буква: гласная или согласная?

— Что особенно запомнилось на уроке?

— А мне понравилось, как вы хорошо работали:
отвечали на вопросы, придумывали слова, читали и
объясняли значения слов, читали тексты. Молодцы!

Урок русского языка.

Тема: Разделительные ъ и ь.

Цели:

  • закрепить полученные детьми знания о
    разделительных ъ и ь знаках, учить сравнивать и
    различать слова с ъ и ь разделительными знаками;
  • обогащать лексику, развивать память, внимание,
    логическое мышление, быстроту мысли;
  • воспитывать умение работать в коллективе,
    взаимоуважение, интерес к предмету.

Оборудование: плакат, опорные схемы, учебник
«Дидактический материал, 2 кл.» (авт. Комиссарова
Л.Ю.)

Ход урока.

I. Орг. момент.

На доске плакат:

Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.
Сабир Абдулла

Русский язык красив и богат. С его помощью мы
выражаем свои мысли, общаемся друг с другом. Он
помогает нам дружить, лучше понимать друг друга.
И сегодня мы продолжаем глубже узнавать его.

II. Сообщение темы и целей урока.

— Тему урока вы узнаете, посмотрев сценку про
Незнайку.

Сценка.

Автор:
— Незнайка писал диктант.
(Незнайка старательно выводит: Сел кашу. Пю воду.
Веду сёмку. Забил коля.)
Слова:
— Ой – ой – ой!
Автор:
— Испугались неправильно написанные слова.
Слова:
— В таком виде нам нельзя появляться в обществе:
нас на смех поднимут.
Незнайка (удивлённо):
– А что с вами случилось?
Слова:
— Ничего–то ты не знаешь! В этих словах мы
обозначаем два звука. Ты, Незнайка, потерял наших
помощников.

— О каких помощниках говорят слова?
— Вот вы и узнали тему нашего урока:
«Разделительный твёрдый и мягкий знаки».

III. Повторение.

— Давайте поможем Незнайке исправить положение.
(Учащиеся исправляют ошибки)

— А что вы знаете про разделительный мягкий и
твёрдый знаки?

Учащиеся дают полные ответы:

  • Разделительный мягкий знак пишется в корне
    слова.
  • Он разделяет буквы согласного звука и гласного.
  • Он пишется после буквы согласного перед буквами
    гласных звуков е, ё, ю, и, я.

Дети приводят примеры слов.

На доске появляется схема:

  • Разделительный твёрдый знак пишется после
    приставки, но перед корнем.
  • Он разделяет буквы согласного и гласного
    звуков.
  • Он пишется после приставок, которые
    оканчиваются на согласную букву, перед буквами е,
    ё, ю, я.

Дети приводят примеры слов.

На доске появляется схема:

IV. Минутка чистописания.

(Проводится по вариантам)

( Рядом со схемами
учащиеся записывают по 2 примера.)

V. Игра «Угадай – ка»

— На доске слова записаны звуками. Вам нужно
прочитать их и записать в тетрадях буквами.

[ с й’э с т ] съезд

[ с й’о ж ы л с’а ] съёжился

[ а б’й’а с’н’и л ] объяснил

[ а б й’э к т ] объект

— По идее количество звуков должно быть меньше,
чем букв. Так ли это?

— Почему?

(Учащиеся делают вывод, что в этих словах
гласные буквы е, ё, я обозначают два звука:

е – [й][э]

ё – [й][о]

я – [й][а]

— Назовите гласную букву, которая в схожей
ситуации тоже обозначает два звука.

(Учащиеся называют букву ю – [й][у] )

Ну, что же, вас не проведёшь. Молодцы! Пришло
время отдохнуть.

VI. Физминутка.

Мы зарядку делать будем.
Мы руками быстро крутим –
То назад, то вперёд,
А потом наоборот.
Наклоняемся пониже.
Ну – ка, руки к полу ближе,
Выпрямились, ноги шире,
Тянем спинку, 3 – 4.
На площадке красный мячик
Выше всех сегодня скачет.
Вместе с мячиком скачу,
До небес достать хочу.
Стоп! Закончилась зарядка.
Вдох и выдох для порядка.

VII. Индивидуальная работа учащихся по
карточкам.

Сильный уровень.

1. Подчеркни какие буквы обозначают два звука,
где один из них – звук [й] :
Йогурт, ясли, юнга, ель, ёжик, лейка. маяк, каюта,
соловьи, подъём, съел.

2. Составь пословицу, чтоб в ней встречались
слова: ученье, свет, тьма.
____________________________

3. Запиши количество звуков и букв в словах:

объём — …. б., …. зв.,

угольки — …. б., …. зв.,

льёт — …. б., …. зв.,

съел — …. б., …. зв.

Средний уровень.

1. Вставь слова с разделительным ь знаком,
которые подходят по смыслу.

……… желтеют ……. ……… .

В лужах купаются ……..
.

……… дружно строят свой дом – муравейник.

Весной так чудно поют ……. .

Слова для справок:

осенью, воробьи,
муравьи, на деревьях,
листья, соловьи.

2. Обозначь орфограмму по образцу:

Льём

пьеса

семья

пью

воробьи

съел

объявил

предъюбилейный

съедобный

Слабый уровень.

1. Вставь разделительные ъ и ь знаки в слова :

Жил…ё, колос…я, здоров…е, варен…е, сиден…е,
учен…е, чирикан…е, ноч…ю.

2. Собери предложение, подчеркни разделительные
ъ и ь знаки:

По, веленью, щучьему, по, хотенью, моему.

________________________________ .

VIII. Работа с сигнальными карточками.

— Я читаю стихотворение, я вы, услышав слово с
разделительными ъ и ь знаками, поднимаете
карточку с этой буквой.

Всё вокруг объято страхом:
Разъярённый людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
В сверхъестественной тревоге
Всё зверьё уносит ноги.
Разъярённый людоед
Мигом съел мешок конфет,
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.

IX. Работа с учебником.

( «Дидактический материал. 2 класс» стр. 87, упр. 201
)

— Назовите произведения, в которых встречаются
эти герои.

(Работу проверяют помощники — учителя )

X. Подведение итогов.

— К завершению подходит урок, давайте напомним
тему урока.

— А что они разделяют?

— Чем отличаются эти два знака друг от друга ?

— Вы выполнили прекрасно все задания и каждый
достоин звания «Знаток темы», тем самым мы ещё
глубже познали русский язык.

— На уроке вы работали с душой, с усердием и умом.
А великая награда – это ваши знания.

Спасибо за урок.

XI. Домашнее задание.

Написать по 10 слов с разделительными ъ и ь
знаками.