Урок казахской литературы в 11-м классе

  • Жанисова Роза Нурахметовна, учитель казахского языка и литературы

Тема: Актуальные проблемы современности в
повести Т. Ахтанова “Буран”.

Цель:

  • познакомить учащихся с творчеством Тахави
    Ахтанова;
  • развивать навыки осознания и анализа
    художественного произведения;
  • воспитывать уважение к труду, к традициям
    казахского народа.

Задачи:

  • осмыслить основные факты биографии и
    творчества писателя;
  • определить актуальные проблемы
    взаимоотношений людей в повести “Буран”;
  • воспитывать уважительное отношение к тяжелым
    испытаниям национального труда, воспитывать в
    себе выносливость, терпение, уметь прощать людям
    ошибки.

Тип урока: урок закрепления нового материала.

Методы и приемы: беседа, слово учителя,
словесное рисование, составление плана.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации
к произведению, предварительное задание
учащимся.

Эпиграф

“У каждого народа есть свой “главный
человек”, от которого нация получила свой
характер. В Японии это рыбак. Во Франции – это
виноградарь. В России – это землепашец. А В
Казахстане – это чабан (койшы)” (Андрей Гальцев)

Круг понятий:

  • Повесть
  • Сюжет
  • Композиция
  • Авторская позиция
  • Психологизм повести в изображении героев

Ход урока

I. Вступительное слово учителя о
месте творчества Тахави Ахтанова в казахской
литературе.

II. Работа учащихся по опорному конспекту,
составленному дома с использованием
дополнительных источников <Приложение 1>.

Дополнение учителем сведений о произведениях
писателя

Наибольшую известность принес писателю его
роман “Грозные дни”.

В романе показаны мужество и героизм казахских
воинов в годы Великой Отечественной войны.

В романе-дилогии “Свеча горит” Тахави Ахтанов
с большой художественной силой обрисовывает
героизм народа в годы суровых испытаний.

Известный прозаик, драматург, исследователь
литературы. Первые стихи и очерки Тахави
Ахтанова печатались во фронтовых газетах.

Повесть “Буран”, написанная в 1966 году
удостоена Государственной прем имени Абая и
выдержала несколько изданий за рубежом.

Автор двух монографий: “Г.Мусрепов”,
“Караван”.

Тахави Ахтанов перевел на казахский язык
трилогию А.Н.Толстого “Хождение по мукам”,
рассказы М.Горького.

Автор имеет множество наград и медалей.

III. Работа с учащимися над содержанием и
художественными особенностями повести “Буран”.

1. Выявление первичного восприятия
прочитанного.

Беседа с учащимися.

— Понравилось ли произведение?

— Какое чувство испытали во время чтения?

— В чем заключается смысл заглавия повести?

2. Викторина на знание содержания повести.

— Где происходят события, описанные в повести?

(События повести происходят в 60-е годы в
Казахстане. Коспан 14 лет уже работает чабаном и
досконально изучил премудрости пастушьего дела.
Нынешняя зима ему преподнесла свои капризы, он не
мог угнать подальше свою отару и вконец разорил
все выпасы вокруг зимовки. Ничего другого не
оставалось, как рисковать, и он рискнул – двинул
на далекие отгонные пастбища.)

— Герои произведения?

(Чабан Коспан, его жена Жанель, ответственный
работник райкома Касбулат.)

— О чьей дружбе автор говорит “Как-то
заботливей, нежнее люди относятся к той дружбе,
которая когда-то была потеряна, но, к счастью,
вновь приобретена потом. Что ни говори, а есть у
возрожденной дружбы особая, какая-то горьковатая
прелесть. И она заставляет заботливо и нежно
обращаться друг с другом” (о дружбе Коспана и
Касбулата).

— Что означает словосочетание “горьковатая
прелесть”?

— Кем являлся для Коспана и Жанель Каламуш?
(Когда они приехали в этот колхоз, Каламушу было
всего 5 лет. Мать у него умерла, он все больше
находился на попечении Жанели, привык к ней, звал
ее апа, Коспана – ага, а своего отца Минайдара,
которому тогда перевалило за 50, дедушкой — ата).

— Какие воспоминания Жанель навеял начавшийся в
такой же зимний день буран?

(В руке у нее был конверт, где сообщалось, что ее
Коспан пропал без вести.)

— О каком эпизоде идет речь: “Радость и простое
счастье, наполнявшие последние пять лет ее жизни,
промелькнули, будто и пяти дней она их не
испытывала. И теперь ей казалось, что это, их
счастье, тихое сияние прежней радости, виновато в
неубывающей боли этой горькой утраты, в том, что
снова вернулось проклятое одиночество, холод
сиротства”. (Рассказ учащегося о сиротской доле
Жанель).

— Чей портрет: “Он молчун, из него нужно каждое
слово клещами вытягивать. Рассыпаться в
любезностях и угождать начальству он не умеет. Он
тебя встретит просто. Как человека. Как любого,
кто приедет в его дом. Душа у него богатая и ясная,
у этого молчуна. А рядом с этим большим и
медлительным человеком чувствуешь проще, богаче
и… мудрее”. (Так о чабане Коспане думает
Касбулат).

— О чьих взаимоотношениях сказаны следующие
слова и почему: “Так и не подобрали ключи друг
другу…” (о семейных взаимоотношениях
Касбулата).

— О ком сказаны следующие слова: “Бывают
женщины, которые умеют быть для любимого мужчины
не только любовницей или женой, но и матерью.
Такие женщины редки. Очень редки”. (о Шарипе).

IV. Проверка домашнего опережающего
задания
(озаглавливание глав повести
“Буран”).

  • Глава 1 “Могучее дыхание природы”
  • Глава 2 “Судьба Жанель”
  • Глава 3 “Злопамятность, проявившаяся в минуту
    слабости”
  • Глава 4 “Яркий свет воспоминаний Коспана”
  • Глава 5 “Встреча лейтенанта и ординарца”
  • Глава 6 “Тяжкий камень на сердце Касбулата”
  • Глава 7 “Каламуш и его семья”
  • Глава 8 “Маленький шаг к дружбе”
  • Глава 9 “Учитесь у жизни, учитесь у народа”
  • Глава 10 “Возвращение Коспана с фронта”
  • Глава 11 “Плен”
  • Глава 12 “Друг по несчастью”
  • Глава 13 “Тревога Каламуша”
  • Глава 14 “Наплыв прошлого”
  • Глава 15 “Сиротская доля”
  • Глава 16 “Растревоженное прошлое глазами
    Касбулата”
  • Глава 17 “Дорога к мечте”
  • Глава 18 “Победа над хищниками”
  • Глава 19 “Поиски чабана”
  • Глава 20 “Спасение ради любимого человека”

Вывод: — В чем заключается своеобразие
композиции повести?

(Действительность и воспоминания – новое для
казахской литературы 2-ой половины XX века).

V. Беседа

  1. Назовите самые светлые, радостные эпизоды из
    повести.
  2. Как автору удается передать свои чувства через
    героев?
  3. Что происходит с героями повести во время
    бурана (Коспан, Жанель, Касбулат)?

VI. Устное словесное рисование
(иллюстрация к повести или обложка к
произведению).

— В чем вы видите мастерство писателя?

(Автору удалось показать сложный внутренний
мир героев, психологизм героев, композиция
повести, язык произведения.)

VII. Выявление проблематики повести
“Буран”.
(Обобщение урока.)

Нравственные проблемы во взаимоотношениях
людей:

— столкновение добра, справедливости, со злом и
черствостью, преданности с предательством;

— воспевание красоты и вечности, человеческих
отношений, основанных на доброте и честности,
внимании друг к другу, любви и милосердии к себе и
к другим;

— связь человека и мира природы;

— чувство ответственности за близких, за работу,
за социальный образ человека.

Вывод: физическая и нравственная победа
Коспана (выразительное чтение отрывка).

“Коспан чувствовал облегчение, прояснение
духа, которое наступает с выздоровлением. В эту
адскую ночь он не только страдал, боролся, он еще
и мучительно думал, сурово судил прожитое,
отыскал в ненастье искорку надежды, оберегал ее
на ураганных ветрах, поднимаясь на свой большой,
долгий и высокий перевал, которым стали эти дни в
его жизни. Впереди его ждало его большое дело.
Впереди лежала великая степь”.

VIII. Заключительное слово учителя.

“Именно чабан создал и в веках сохранил
традиции, чувство красоты и нормы поведения
народа. Он – основатель народной души.
Изначально чабан – воин, поскольку охраняет
пастбища и скот от вторжения и разграбления. Он
путешественник и географ, изучающий мир лицом к
лицу. Знахарь и ветеринар. Охотник, потому что
волк всегда где-то рядом с отарой. Он философ и
поэт, ибо мир открыт перед ним как божественная
книга. И он подолгу смотрит на травы и звезды.
Сегодня это кажется странным – жить за одно с
природой. Кони, собаки, овцы… След волка не снегу,
чей-то силуэт на горизонте… Отдаться милостям и
прихотям погоды без отпуска и выходных… Но
потому в его характере – терпение, в теле
выносливость.

Человек в степи виден издалека. Человек в сепии
– объект дальнозоркого изучения. Поэтому чабан
не просто удобно, он красиво сидит на коне. Его
осанка – первый признак его достоинства. Поэтому
в степи принята сдержанность в выражении эмоций.
Несдержанность ведет к ошибкам, и от стыда потом
некуда спрятаться – не зайдешь за угол, не
растворишься в толпе. Говоря по-современному,
чабан заложил в национальный характер высокую
ответственность за социальный образ человека.

И мораль, и общественное настроение, уважение к
труду и народная память – это область социальной
культуры и экологии.

IX. Рефлексия.

— О чем заставила меня задуматься повесть
Тахави Ахтанова “Буран”?

— Судьбу какого героя вы хотели бы изменить и
почему?

X. Выставление оценок.

XI. Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра “Буран в степи и буря в
душе в человека”.