Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных

  • Колесникова Лариса Ивановна, учитель начальных классов

Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

Класс: 2 (1 – 4)

Тип урока: урок решения частных задач
по применению открытого способа, постановка
учебной задачи.

Цели урока:

1. Образовательные:

  • создать условия для отработки письма с
    пропуском орфограмм слабых позиций гласных и
    согласных;
  • создать условия для постановки новой учебной
    задачи на следующий урок, когда появляется новая
    слабая позиция парного согласного (парный
    согласный перед звонким).

2. Развивающие:

  • создать условия для развития компонентов
    учебной деятельности (целеполагания, учебной
    мотивации, планирования, само-взаимопроверки,
    рефлексии);
  • создать условия для развития мышления, речи
    учащихся.

3. Воспитательные:

  • создать условия для формирования умения
    общаться через работу в паре, группе, умения
    слушать и корректно оценивать ответы
    одноклассников.

Материалы к уроку:

  1. С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко “Русский язык”, 2
    кл, ч. 1. , М. , “ВИТА-ПРЕСС”, 2004.
  2. Листы с заданиями для групповой работы (по
    количеству групп в классе).
  3. Листы с заданиями для парной работы (по
    количеству пар в классе).
  4. Чистые листы формата А-4 для групповой работы (по
    количеству групп в классе).
  5. Маркеры чёрного цвета (по количеству групп в
    классе).
  6. Маркер красного цвета для корректировки
    выполненной детьми работы.
  7. На доске “Лесенка знаний” по ранее пройденному
    материалу.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Рефлексия.

— Какой урок мы начинаем?

— Как будем работать, чтобы урок прошёл успешно?
(Вместе, дружно, слушать друг друга и учителя,
быть внимательными, не повторяться, не ссориться,
уметь договариваться…)

— Какую цель поставим на урок? (Подняться выше
по лесенке знаний)

— Что для этого вы предлагаете сделать? (Поупражняться,
исследовать)

3. Создание учебной ситуации.

3.1 Чистописание.

— С чего обычно начинаем урок? (С чистописания)

— Зачем оно нужно?

— Прочитайте буквы с доски: п ю р н т ф

Что общего между ними? (В написании их
есть прямая наклонная линия)

— Какая буква лишняя? (ю – гласная)

— На какие две группы можно разделить
оставшиеся буквы? (Звонкие – глухие, парные –
непарные)

— Отгадайте, какая буква выбрана для
чистописания, если она состоит из трёх разных
элементов и обозначает звук согласный глухой? (т
)

— Какие элементы надо уметь писать, чтобы
“собрать” эту букву? (Прямую наклонную линию,
линию с закруглением с одной стороны)

— По каким критериям потом будем оценивать
написание буквы? (Дети выбирают критерии
оценивания написания буквы, на самооценочных
линейках по данным критериям ставят себе
прогностическую оценку, пишут по образцу букву,
соединения)

Оцените работу друг у друга в парах по
критериям, похвалите, посоветуйте.

— Что можете рассказать о “работе” буквы Т в
русском языке? (Обозначает звук согласный,
глухой, может быть твёрдый [т] или мягкий [т’],в
паре по звонкости-глухости с буквой Д)

3.2. Целеполагание

— А какая главная задача стоит перед нами на
уроках русского языка, двигаясь по лесенке
знаний? (Научиться писать без ошибок, с
пропуском орфограмм слабых позиций гласных и
согласных. )

3.3. Актуализация знаний. Ситуация успеха.

— Что для этого мы должны уметь и знать?

(На доске слова: ЗНАТЬ

Позиции

__ и

УМЕТЬ

Записывать

с пропуском ОСП)

(Учитель фиксирует под словами “ЗНАТЬ” —
позиции сильные и слабые у гласных и согласных
звуков, “УМЕТЬ” — писать с пропуском орфограмм
слабых позиций гласных и согласных)

— Почему нельзя записывать все буквы? (Буквы
чередуются
.)

— Всегда ли звуки чередуются? (Только в слабой
позиции
)

— Как узнаете, что у гласного звука позиция
слабая? (Без ударения, кроме [У])

— Как узнаете, когда у согласного позиция
слабая? (По соседу справа)

— Какие согласные могут быть в слабой позиции? (Только
парные)

— Продолжите Д-Т, Б-П (В-Ф, Г-К, З-С, Ж-Ш)

— Оцените свои умения находить ОСП гласных и
согласных на самооценочных линейках. (Дети в
тетрадях оценивают свои умения)

— Что сейчас надо сделать, чтобы проверить,
правильно ли вы оценили себя? (Выполнить
задания)

— Попробуем. (ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА) 1 задание. Я
называю согласный звук, если звук всегда
находится в сильной позиции, вы показываете
карточку со знаком , +, если не всегда, то со знаком
-.

[в ] [ч’ ] [й’ ] [ж ] [г ] [с’ ] [ н] [п ] [ б’]

— Как легко можно было определять? (Звуки,
непарные по звонкости – глухости всегда в
сильной позиции)

2 задание. (ГРУППОВАЯ РАБОТА) – Выберите слова, в
которых буквы “не спорят” за право стоять в
слове, обведите буквы теста с этими словами


А Т [ У ] МАН (Дети, получают листы со
словами, работают в группах, результат работы
вывешивают на доску, затем идёт обсуждение
выполненной работы)
Б К [ А ] ТЁЛ
В ГОРО [ Т ]
Г ТА [ Ч’ ] КА
Д ТРУ [ П ] КА
Е ТОВА [ Р ]
Ж С [ Т ] УЧИТ
З КР [ А ] СИТ

— Кто готов дальше работать сам и сможет найти
орфограммы слабых позиций в словах?

— В каком порядке будем работать при записи
слов, чтобы не было ошибок?

(Алгоритм работы (опорные слова) вывешивается
на доску:

1. ударение
2. позиции
3. пишем
4. заполняем)

3 задание. Определите, какое слово надо
записать, самостоятельно в тетради запишите
слово с пропуском орфограмм слабых позиций, а
затем проверим с доски. (один пишет на доске)

А) Запишите то слово, которое подходит к модели

+ + +

[УКАС] или [МАР’А]

Б) Подчеркните орфограммы слабых позиций в
словах, по подчёркнутым буквам составьте слово

ГРУЗ ТРАВА СЕВ СЛОНЫ ПЛОД (З_ВО_)

В) Что это за название предмета, если это:

— часть предмета, за которую его держат или
берут;

— письменная принадлежность;

— бывает дверная, шариковая, перьевая;

— держите в руке при письме. (РУЧКА)

Г) Антоним к слову запомнить. (З_БЫТЬ)

Д) Слово, которое получится, если в слове ТОЛЬ
назвать звуки в обратном порядке. (ЛЁ_)

Е) Подберите слово, начинающееся с парного
согласного, чтобы подходило по смыслу. Например,
слон – заяц (животные)

ШОРТЫ — ? (Ж_ЛЕ_)

Ж) Узнайте слово, прочитав его с транскрипции
[УТ’УЖОК] (УТЮЖ_ _)

З) Составьте слово, используя знаки игрового
поля.

(Задание выполняется в парах, дети узнают
закодированное слово, называют его, затем
записывают)


4 [ П ] [ И ] [ М’ ] [ Э ]
3 [ Ы ] [ В ] [ Г ] [ О ]
2 [ Ш ] [ Ч’ ] [ У ] [ А ]
1 [ С ] [ Ц ] [ Т ] [ Н’ ]
1 2 3 4


2,2 2,4 1,1 3,1 4,2 3,1 4,2

(Ч__Т_ТА)

И) Составьте слова из звуков другого слова.

(Задание выполняется в парах, дети узнают
слово по звукам, называют его, затем

записывают самостоятельно)

1 звук — как в слове ПОЛЬКА третий, [Л’]

2 звук — как ударный в слове МЕСТО, [Э]

3 звук парный по звонкости – глухости первому в
слове ДОЧКА, [Т]

4 звук гласный в слабой позиции в слове ТУЧКА. [А]

(ЛЕТ_)

— Молодцы! Со словами справились! Вернитесь к
самооценочным линеечкам, оцените зелёным цветом
свои умения писать слова с пропуском гласных и
согласных на месте орфограмм слабых позиций.

— Кто может что-то сказать по своей работе? (…. . )

5. Постановка учебной задачи.

А кто готов записать целое предложение?
Попробуем! (Один пишет на доске)

Машина едет к вокзалу. (М_шина ед_т к
в__залу. )

(При написании слова ВОКЗАЛ дети
сталкиваются с новой слабой позицией согласного,
о которой не знали раньше. Варианты написания
слова выносятся на доску, идёт их обсуждение в_
_залу в_ гзалу в_ кзалу
)

— С чем столкнулись ? (С выбором буквы)

— Чем отличается, что изменилось в сравнении с
тем, что знали и умели раньше? (…. . )

— Ваши гипотезы, предположения. Почему
получилось у нас так? (…. . )

— Зафиксируйте это в модели. (ГРУППОВАЯ
РАБОТА. В группах дети составляют модели. После
выполнения
работы, модели вывешиваются на
доску, обсуждаются Лучшая вывешивается на
“лесенку знаний”. )
(Новая позиция
парного согласного перед звонким)

6. Итоговая рефлексия.

— Какая задача возникла у нас на уроке? (Пропускать
букву или нет. )

— При записи какого слова? (вокзал)

— Что будем делать на следующем уроке?
(Проверять, какая это позиция, сильная или слабая.
)

— Смогли ли подняться на следующую ступеньку
знаний?

7. Домашнее задание.

По выбору.

Попробуйте дома поискать слова, где 2 звонких
согласных звука стоят вместе. Может больше таких
слов и нет в русском языке. ИЛИ

Приложение 1

Приложение 2