Тесты по математике для развития навыков системного анализа текста задачи

  • Ксенофонтова Галина Ильинична, учитель начальных классов

Работаю по системе Л.В. Занкова. Работа с
текстовыми задачами актуальна для меня. В
течение ряда лет сталкивалась с этой проблемой
на уроках математики. Дело в том, что структура
задачи “замаскирована” текстом и всеми
конкретными данными задачи. Для того чтобы верно
решить задачу, нужно уметь вычленить эту скрытую
структуру. Увы, быстро справиться с этой работой
могут дети с математическим складом мышления,
которых в классе меньшинство. В своей работе
использовала систему работы с задачами по
учебникам Аргинской И.И.

Работа с тестами.

Умение решать задачи впрямую связано с
овладением организационно-практическими,
интеллектуальными, исследовательскими умениями.
Отсутствие навыка работы с текстом часто
приводит к неверному решению. С целью выработки
навыков использую в своей работе тестовые
задания. Тесты как инструмент, с помощью которого
ученик анализирует текст задачи, учится находить
связи и зависимости, раскрывает конкретный смысл
задачи.

Тесты проводятся во время уроков, задания
подбираю такие, на выполнение которых уходит не
более 10 минут. Работы выполняются в специальных
тетрадях для тестов, на первой странице перечень
заданий к тексту. Учитель на доске выставляет
текст задачи (можно по вариантам) и ответы,
указывает номер задания из перечня, который
нужно выполнить или раздаются индивидуальные
тесты, ответы проставляются в тетради для тестов.
Обычно это 1-2, иногда 3 задания, смотря по
трудности, также можно проводить работу в виде
математических диктантов. Контрольные тесты
имеют 4-5 заданий. Все время надо следить за мерой
трудности. Задания одни и те же, тексты к ним
разные для каждого. Можно брать тексты из старых
задачников. Содержание текста задачи любое,
важен не текст, а содержание заданий. Однотипные
тексты скучны для детей, поэтому можно брать
занимательные, логические тексты. Тесты хороши
как тренинг для выработки умений. В случае
большого процента ошибок проводится повторная
работа, сначала в группах, затем индивидуальная.

По желанию можно упрощать или усложнять
задания.

Тесты в основном служат вспомогательным
средством работы с текстом. На первых порах,
когда дети затрудняются при выделении
компонентов задачи или анализе задачи, эти тесты
служат ориентирами верного решения. Очень
осторожно нужно подходить к оцениванию работы.
Работа с текстом задачи сама по себе очень
трудный процесс. Однако работа становится легче,
когда как ориентиры выступают готовые варианты
ответов. Основная задача тестов – организация
помощи при работе с текстом задачи.

Содержание тестовых заданий:

1класс

Найди среди рисунков такой рисунок, с помощью
которого можно составить математический
рассказ.

Найди вопрос, который можно задать к этому
математическому рисунку.

Сделай математический рисунок к данному
выражению. Помни, что рисовать нужно быстро.

2 класс

Найди лишнее слово: искомое, данные, сумма,
вопрос.

Найди вопрос задачи. На льдине играли 8
пингвинов. К ним приплыли еще 5 пингвинов.

а) сколько мячей катали пингвины?
б) сколько пингвинов уплыло?
в) сколько пингвинов стало на льдине?

Найди задачу.

а) На полке было 4 книги. Саша поставил на полку
еще 3 книги.
б) Чему равно значение разности чисел 4 и 2?
в) На полке было 14 книг. Лена взяла с полки 8 книг.
Сколько книг осталось на полке?

Выбери верное решение к задаче.

Вера съела 10 бананов. Анфиса на 4 банана больше.
Сколько бананов съела Анфиса?

а) 10-4;
б) 10+4

Подбери к вопросу нужное условие, чтобы
получилась задача.
Сколько птиц улетело?

а) Поклевать крошки слетелись 14 снегирей и 2
вороны.
б) Поклевать крошки собрались 14 галок. Вскоре 2 из
них улетели.
в) К кормушке прилетели 14 соек. После того как
часть из них улетела, около кормушки остались 2
сойки.
г) У кормушки собрались синицы и воробьи. Потом 2
синицы улетели, остались 14 воробьев.

Найди верные ответы. Сегодня 300 градусов
мороза. Вчера было на 20 холоднее. Сколько
градусов было вчера?

Данные:

а) 300 градусов, 20 градусов;
б) 300 градусов;
в) 300 градусов, на 20 градусов холоднее.

Искомые:

а) градусов сегодня;
б) ? градусов было вчера;

3 класс

Найди искомое.

На уроке физкультуры ученики 3 “в” класса
построились в 3 шеренги по 8 человек. Сколько
учеников в этом классе?

а) Количество шеренг;
б) Количество детей в 1 шеренге;
в) Количество детей в классе.

Выбери верную схему к анализу.

В детском саду есть куклы и машины. Кукол 26, а
машин на 17 больше. Сколько кукол и машин в детском
саду?

а) искомое – число кукол и машин; известно — 26 к.,
17м;
б) искомое – число машин; известно – число кукол
– 26; неизвестно число машин- на 17 больше;
в) искомое – количество кукол и машин; известно
-количество кукол; неизвестно – количество машин
, их на 17 б., чем кукол.

Найди обратные задачи к данной.

За 6 ч. рабочий изготовил 48 деталей. Сколько
деталей он сделает за 5 часов?

а) За 5 ч. рабочий изготовил 40 деталей.
Сколько деталей он сделает за 6 ч.?
б) За 5ч. рабочий изготовил 40 деталей. За сколько
часов рабочий изготовил 48 деталей?
в) Всего рабочий изготовил 48 деталей. Сколько
времени он работал, если в час он делает 8 деталей?

Найди задачу.

а) У Маши 16 карандашей, а у Лены на 7 больше. На
сколько карандашей меньше у Маши?
б) Винни Пух и Кролик решили измерить дерево,
растущее возле дома Кролика. Сколько метров
высота дерева?
в) Число 25 увеличили на 15. Какое число получили?
г) У мамы рост 1м 60см, у папы 1м 80 см, у сына 85см.
д) Количество учеников 3 класса 96, второго класса
на 26 меньше чем третьего, а количество учеников
первого класса на 2 больше, чем 2-классников.
Сколько учеников в первом классе?

Выбери верное решение данной задачи.

Маша купила 5 ручек по 3 рубля и 2 тетради по 8
рублей. Сколько денег заплатила Маша?

а) 3+8
б) 5+3+2+8
в) 3 х 5+8
г) 3х5+8х2
д) 5+5+5

Какой способ краткой записи подходит к данной
задаче.

Скорость автомобиля 37 км/ч. Какое расстояние
пройдет автомобиль за 3 часа?

а) опорные слова;
б) таблица;
в) схема;
г) другое.

Сократи текст до задачи.

Около школы был сад. В саду росли деревья. Это
были березы и липы. Школьники решили посадить
деревья. Они пришли в сад и посадили 3 ряда по 8
берез в каждом ряду. Потом они отдыхали. Им
осталось посадить еще 6 берез. Сколько всего
берез надо было посадить?

4 класс.

Найди обратные задачи

а) В детский сад привезли 3 ящика огурцов по 24 кг
в каждом, а помидоров в 2 раза меньше. Сколько кг
помидоров привезли в детский сад?
б) В детский сад привезли 36 кг помидоров и в 2 раза
больше огурцов. Сколько огурцов привезли в
детский сад?
в) В детский сад привезли 36 кг помидоров, а
огурцов в 2 раза больше. Огурцы расфасованы в 3
ящика поровну. Сколько килограмм огурцов входит
в 1 ящик?
г) В детский сад привезли 36 кг помидоров, а
огурцов в 2 раза больше. Огурцы расфасованы по 24
кг в каждом ящике. Сколько ящиков с огурцами?

Подбери подходящий вопрос к данной задаче.

Из двух сел одновременно вышли 2 поезда и
встретились через 5 часов. Скорость первого
поезда 62 км/ч, второго на 5 км меньше.

а) Найди скорость первого поезда.
б) Найди расстояние между 2-мя селами.
в) Сколько времени затратили на путь до встречи
поезда?

Сколько действий решения имеет данная задача?

В детский сад привезли 36 кг помидоров, а огурцов
в 2 раза больше. Огурцы расфасованы в 3 ящика
поровну. Сколько кг огурцов входит в 1 ящик?

а) 1;
б) 2;
в) 3

Это задача?

Собака погналась за лисой. Лиса пробегает в
минуту 320 км/ч. Сможет ли собака догнать лису?

а) да;
б) нет.

Что нужно сделать, чтобы преобразовать этот
текст в задачу?

Путь от дома Винни Пуха до норы Кролика на 56 м
длиннее пути Пятачка до Кролика. Путь от дома
Кенги до норы Кролика на 27 м короче пути Пятачка
до Кролика.

а) сократить;
б) добавить данные;
в) добавить вопрос.

Подбери удобный способ краткой записи условия
задачи.

Где больше бензина, спросил робот мальчика, — в
трех 20-литровых канистрах или в четырех 18 –
литровых? А на сколько литров больше?

а) с помощью отрезков ;
б) с помощью опорных слов;
в) в виде таблицы.

Найди простую задачу.

а) Гагары хорошо ныряют. Под водой они могут
пробыть 2 минуты, проплыв за это время 300 метров. С
какой скоростью плавает гагара под водой?
б) Лисица пробегает от лесного озера к дереву со
скоростью 72км/ч, а скорость кролика в 2 раза
меньше.На сколько километров меньше скорость
кролика?
В) Женщин и детей вождь отправил за дровами.
Женщин было 24, а детей на 19 меньше. Сколько всего
людей пошли за дровами?

Найди составную задачу.

а) Голодная пума может съесть такое количество
мяса, которое будет превышать ее собственную
массу в 3 раза. Сколько мяса может съесть пума,
если ее масса 27кг?
б) Ученые подсчитали, что на площади 4км 2 сойки
могут заготовить на зиму 124000 кедровых орешков.
Сколько орешков заготавливают сойки на 1км2?
в) За 3 часа сердце человека перекачивает 900л
крови. Сколько литров крови перекачивает сердце
за сутки?

Выбери верное решение.

Мимо поста ГАИ проехало в первый час 3564
автомашин, во второй – на 679 автомашин меньше чем
в первый , а в третий час- в 2 раза больше. Сколько
машин проехало за 3 часа?

а) 3564 +679 + 2 =4275(а)
б) 3564 – 679 = 2885(а)
2885 х 2= 5770(а)
в) 3564 – 679 = 2885(а)
2885 х 2= 5770(а)
2885 + 5770 = 8665(а)
г) 3564 – 679 = 2885(а)
2885 х 2 = 5770(а)
3564 + 2885 + 5770 =
12219(а)

Убери лишние данные.

Винни Пух съедает в день 3 банки варенья по 500г.
Сколько банок варенья съест Винни Пух за год,
если в году 365 дней?

Список использованной литературы.

  1. Аргинская И.И. Ивановская Е.И. Математика, 1-4 ,
    учебники и методические рекомендации , 1,2,3,4
    классы. Самара, “Федоров”, 2002.
  2. Бененсон Е.П. Итина Л.С. Тетради по математике 1—4
    Изд-во “Учебная литература”
  3. Крутецкий В.А. Психология математических
    способностей школьников. Москва – Воронеж , 1998.
  4. Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике
    для младших школьников. Москва,1996.