Урок-исследование по литературе в 8-м классе по теме: Как создавалась повесть Л.Н. Толстого Хаджи-Мурат

  • Сёмкина Елена Михайловна, заместитель директора по УВР

Цели урока. В ходе урока учащиеся
смогут:

  • познакомиться с тем, как создавалась повесть
    «Хаджи – Мурат»,
  • как писатель работает над созданием своих
    персонажей;
  • развить понятие о прототипе;
  • проанализировать эпизоды, дающие представление
    о герое (ях);
  • сравнивать документальные материалы и
    художественный текст;
  • совершенствовать навыки работы с текстом
    (подбор фактов – цитат – для подтверждения своих
    мыслей);
  • формулировать выводы и обобщения.

Материалы к уроку:

  • Л.Н.Толстой. «Хаджи – Мурат»;
  • значок;
  • бумага;
  • фломастеры;
  • рабочие материалы для групп.

Ход урока.

1. Обзор. Мотивация.

К этому уроку учащиеся прочитали повесть
Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат» и написали отзыв о
произведении.

Учащиеся делятся своими впечатлениями о
прочитанном.

Для мотивации учитель просит учащихся
высказать своё мнение:

— Хаджи-Мурат – фигура историческая? Или эта
сентиментальная повесть – просто красивая
выдумка?

Учащиеся высказывают различные точки зрения:

— герой – историческое лицо;
— герой – плод художественной фантазии.

При этом некоторые из них опираются на
высказывание Л.Н.Толстого в начале его
повествования: «…Мне вспомнилась одна давнишняя
кавказская история, часть которой я видел, часть
слышал от очевидцев, а часть вообразил себе.
История эта, так, как она сложилась в моём
воспоминании и воображении, вот какая».

Учащиеся предлагают провести исследование,
чтобы доказать или опровергнуть свои
предположения. В таком случае исследование будет
дедуктивным.

Учитель может подвести учащихся и к другому
варианту исследования – индуктивному. Тогда он
проводит беседу таким образом, чтобы дети
сформулировали вопрос урока. Например:

Что в этой истории Толстой выдумал, т.е.
вообразил, а что было на самом деле?

Учитель повторяет вопрос, вывешивает значок
и записывает вопрос внутри значка.

2. Исследование ( в группах).

С целью ответа на поставленный основной вопрос
урока предлагается задание (общее для всех
групп).

Задание.

  1. Прочитать материалы (документы, письма,
    воспоминания и т.п.).
  2. Выделить объект описания – действующее лицо и
    то, что интересовало Л.Н.Толстого в связи с ним.
  3. Пронаблюдать, как отражён в тексте повести
    интересующий писателя вопрос. Сравнить с
    документом. Подготовить выразительное чтение
    отрывков текста.
  4. Ответить на вопрос урока.
  5. Подготовить рассказ (по проделанной работе).
  6. Оформить материалы для заполнения общего
    рабочего листа (на доске).

Каждая группа получает индивидуальное задание
с рабочими материалами и приступает к работе.

Индивидуальные задания для групп № 1-6 — см. в
Приложении 1-5.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5

Краткое содержание этих заданий:

Группы № 1и 2: Выборочный перечень вопросов
Л.Н.Толстого, касающихся обычаев и нравов
кавказцев.

Группы № 3,4,5: Переписка Л.Толстого с
разными людьми:

для групп 3, 4 – с целью получения
сведений о Николае 1:

3 группа:

а) графиня А.А.Толстая;

б) редактор журнала «Русский архив» Бартенев;

4 группа:

В.В.Стасов;

для группы 5 – с целью получения
сведений о Хаджи-Мурате:

а) вдова начальника Нухинской крепости А.А.
Корганова;

б) Шульгин – преподаватель словесности,
который встречался с Коргановой по просьбе
Толстого.

Группа № 6: Воспоминания Полторацкого о
прощании генерала Козловского с офицерами.

3. Обмен информацией.

Группы отчитываются по плану. Ответ группы
должен представлять связный текст с выводом.
Заполняется рабочий лист на доске.

Выводы групп.

1. I и II группы.

Работая над «Хаджи – Муратом», Толстой
пользовался не только личными впечатлениями и
рассказами очевидцев. Он изучал исторические
источники, отражающие обычаи и нравы кавказских
горцев.

Всё это было, и писатель внёс это в своё
произведение.

2. III и IV группы.

Изображая историческую личность — Николая I,
Толстой хотел быть скрупулёзно точным. Он,
видимо, не хотел, чтобы его упрекнули хоть в
малейшем искажении исторической правды.

Учитель.

— Может, он давал волю своей фантазии, когда
писал о людях не столь известных?

3. V группа.

Всё, о чём сообщила Корганова, решительно всё
вошло в описание жизни Хаджи – Мурата в крепости.
И про лошадей, и про мюридов, и про комнаты, и про
соблюдение обрядов, и про то, на каком языке они с
ним объяснялись. Нет чудесной подробности про
еду. Такой яркой, колоритной деталью Толстой,
конечно же, не мог пренебречь. Но он использовал
её в другом эпизоде – при описании обеда Хаджи –
Мурата у Воронцова. (Чтение отрывка).

Даже такая деталь, как то, что он ел плов, а не
какую-нибудь другую еду, и то вошла в повесть.

Учитель:

— Почему эту подробность Толстой решил
использовать именно здесь, а не при описании
жизни Хаджи – Мурата в крепости?

Не всё ли равно, кем Хаджи – Мурат опасался быть
отравленным: комендантом маленькой крепости, где
его поселили, или самим Воронцовым? По-моему, у
него были равные основания опасаться их обоих.
Ведь и там, и тут он был среди своих недавних
врагов.

Ученики:

Толстой вполне резонно рассудил, что страх быть
отравленным или убитым в большей степени должен
был преследовать Хаджи – Мурата, когда он
пользовался официальным гостеприимством князя
Воронцова. Толстой хотел подчеркнуть, что
душевное, доброжелательное отношение к Хаджи –
Мурату жены начальника крепости было искренним.
А пышное гостеприимство Воронцова – показным,
нарочитым, и Хаджи – Мурату поведение князя
вполне могло показаться лицемерием,
прикрывающим какие-нибудь коварные замыслы.
Недаром Толстой отмечает, что чем лучше был
приём, сделанный ему Воронцовым, тем меньше Хаджи
– Мурат доверял князю и его офицерам.

Учитель:

Толстой был очень щепетилен насчет фактов. Все
события, о которых он рассказал в своей повести, —
подлинные, тщательно выверенные. И даже не только
события, но и весь, так сказать, антураж: быт,
нравы, окружающие его героев предметы быта,
особенности их поведения. Тут Толстой старался
ничего не выдумывать.

-А что же, по-вашему, он выдумал?

Ученики:

— Все живые сцены, реплики, диалоги – вот это уж
наверняка плод его художественного воображения.
Даже вот в этом примере насчёт боязни отравления.
Госпожа Корганова просто сообщила ему, что Хаджи
– Мурат опасался, что плов отравлен. А Толстой
изобразил эту сцену в лицах. Вложил эту реплику в
уста жены князя Воронцова, Марии Васильевны.

Учитель:

— Ваше предположение не так уж далеко от истины.
И всё же… Вспомните какой-нибудь диалог или
монолог, который был бы, на ваш взгляд, целиком и
полностью плодом художественного воображения
Толстого.

Ученики:

— Вот эта сцена… Званый обед в честь уезжающего
генерала Козловского. Этот генерал там
произносит прощальную речь, то и дело вставлял,
совершенно невпопад, словечко «как»…Уверены,
что всю эту колоритнейшую речь косноязычного
генерала Толстой выдумал. От начала до конца.

4. Слово предоставляется VI группе, которая
работала над этим эпизодом.

— Выразительное чтение отрывка (гл.21, с.98).
— Отчёт V1 группы:

Эта изумительная речь, и смешная, и
трогательная, не придумана.

Весь эпизод Толстой заимствовал из
воспоминаний Полторацкого в журнале
«Исторический вестник» («Вам, господа, знакома,
как истина: один в поле не воин…Все, чем я на
службе моей, как, награжден, все, чем осыпан,
великими щедротами…»).

А речь генерала Козловского, как вы только что
убедились, была воспроизведена им дословно.

Учитель:

— Толстой почувствовал в этом эпизоде аромат
подлинности, художественное очарование живой
натуры. И сохранил его почти в
неприкосновенности, лишь слегка пройдясь по
тексту Полторацкого своей рукой.

Рабочий лист

гр.

Действующие лица повести Что интересует Толстого? Где писатель искал факты?

(названия

документов)

Ответ на вопрос урока (было\ не было)
1-2 Горцы Обычаи и нравы горцев:

— браки
— свадьбы, обряды…
— песни
— подробности жизни…
— …
— …

Книга «Сборник кавказских горцев» 1868г.,
Тифлис

+

3-4. Николай I — частная и домашняя жизнь императора;
— отношение Николая I к Воронцову;
— список министров;
— распорядок дня Николая;
— …
— … .
Письма

+

5.

Хаджи-Мурат

\Марья Дмитриевна
(второстепенное действующее лицо)\

— жизнь в Нухе;
— говорил ли по-русски;
— лошади;
— хромота;
— молитвы;
— …
— … .
Письма, встречи

+ (-)

6. Генерал (второстепенное действующее
лицо)
Речь на прощальном обеде Воспоминания +
Вывод: «Когда я пишу
историческое, я люблю быть до мельчайших
подробностей верным действительности»
Л.Н.Толстой.

Ученики:

— Выходит, что в «Хаджи – Мурате» вообще нет ни
одного вымышленного эпизода, ни одной выдуманной
подробности?

Учитель:

— О нет! Совсем нет. Вот послушайте, что пишет
Толстой в письме к сыну госпожи Коргановой:

Когда я пишу историческое, я люблю быть до
мельчайших подробностей верным
действительности.

Итак, мы ответили на вопрос урока? (Да). Значит,
вопрос можно снять.

4. Итог урока.

Из расследования мы узнали, что не только сам
Хаджи – Мурат, главный герой толстовской
повести, но и многие другие её персонажи имели
реальных прототипов. И Толстой, изображая их, был
верен натуре.

Значит ли это, что все эти его герои получились
у него точь-в-точь такими, какими они были в жизни?

Нет, конечно! Писатели в своих книгах никогда
не воспроизводят в точности то, что было в жизни.

Даже изображая вполне реального человека и
даже рисуя его, что называется, «с натуры»,
писатель – иногда совершенно сознательно, а
иногда невольно, интуитивно – преображает эту
натуру сообразно своим целям, задачам, в
соответствии с владеющим им замыслом.

Художник всегда обогащает избранную им натуру
своим отношением к ней. Мыслями, которые она, эта
натура, в нём пробудила…Чувствами,
одушевлявшими его в работе над тем или иным
сюжетом…

Об этом поговорим на других уроках.

5. Домашнее задание.

Составить кроссворд или вопросы викторины по
повести Л.Н.Толстого «Хаджи – Мурат».

6. Литература.

  1. Сарнов Б.М. Прототип и литературный герой: Учеб.
    пособие. – М.: Изд-во гимназии «Открытый мир»,
    1995.-128с.: ил. — (Учеб. сер. «Шаг за шагом»:
    Литература).
  2. Толстой Л.Н.. Хаджи – Мурат. (страницы указаны по
    тексту повести «Хаджи – Мурат», напечатанной в
    с/с в 20-ти томах, Москва, «Терра», 1998, т.13, с.15-116).