Развитие основ коммуникативной компетенции при изучении английского языка в младших классах

  • Губарева Ирина Михайловна, учитель английского языка

В отечественной методике (И.А.Бим,
И.Н.Верещагина, Е.И.Негневицкая и др.) обучение
иностранному языку в начальной школе
рассматривается как важный этап, закладывающий
универсальные умения и навыки общения на
иностранном языке. Мы разделяем положение
А.А.Леонтьева о том, что общение – “процесс
установления и поддержания
целенаправленного, прямого или
опосредствованного теми или иными средствами
контакта между людьми. Мы также разделяем
взгляды И.А.Зимней,которая справедливо замечает,
что “общение – не деятельность, а форма
взаимодействия людей, осуществляющих
различные виды деятельности в процессе
общественно-трудовых отношений”. Само собой
разумеется, что общение на иностранном языке как
форма социального взаимодействия невозможно в
отрыве от естественной языковой среды в обычной
средней школе, тем более в начальной. Однако
преподаватели с помощью учебника и
аудиовизуальных средств могут научить ребенка
общаться на иностранном языке в определенной
конкретной обстановке (Л.В.Щерба). Иными словами,
на I и II этапах обучения иностранному языку (в
1–3-х классах) необходимо заложить основы для
всестороннего развития коммуникативной
компетенции, которая формируется во всех видах
речевой деятельности – слушании и говорении,
чтении и письме (Р.П.Мильруд, И.Р.Максимова) и
наданной стадии изучения иностранного языка
включает в себя следующие
коммуникативные умения:

  • поддерживать и завершать беседу на пройденные
    темы, то есть задавать вопросы и отвечать на них;
  • внимательно слушать собеседника и реагировать
    на его вопросы;
  • выражать свою точку зрения в пределах тематики
    и ситуаций общения, содержащихся в учебнике;
  • выразительно читать вслух, отбирать
    необходимую информацию при чтении про себя
    (поисковое чтение), хорошо понимать содержание
    учебных текстов, уметь найти в тексте и прочитать
    вслух предложения по просьбе учителя (учитель
    называет предложение по-русски);
  • выполнять некоторые виды письменных заданий
    как закрепление устной работы, овладеть
    английской транскрипцией;
  • понимать и реагировать на устные высказывания
    учителя, партнера по диалогу, носителя языка;
  • уметь повторить слова и выражения за
    аудиозаписью;
  • прослушать, а затем пересказать несложный
    аутентичный текст.

Процесс общения на иностранном языке на
начальном этапе подразумевает развитие и
важного компонента коммуникативной компетенции
лингвистическую компетенцию, представляющую
собой готовность использования иностранного
языка как орудия речемыслительнои деятельности
(Р.П.Мильруд, И. Р.Максимова), а именно активное и
пассивное употребление учащимися
соответствующего количества грамматических
структур, овладение правильным произношением и
наличие определенного лексического запаса. То
есть подразумевается, что обучаемые научатся
говорить, читать, писать и понимать иностранную
речь на слух в пределах тематики и ситуаций
общения, четко обозначенных в каждом, уроке.

Из вышеприведенных положений вытекает, что
обучение иностранному языку в начальной школе
должно быть коммуникативно направленным. Коммуникативным
задачам подчиняется и отбор языкового материала,
который осуществляется с учетом интересов детей
данного возраста и их лексического запаса на
родном языке. Необходимо также научить ребенка
представлять себе цель общения, то есть ясно
понимать, для чего он употребляет то или иное
слово, читает текст, участвует в диалоге,
прослушивает и заучивает рифмовку и т. д.
Материал вводится последовательно, по принципу
от простого – к сложному, лексико-грамматические
блоки объединены общей коммуникативной
функцией. Задания для обучения устной речи,
чтению и письму формулируются на русском языке
намеренно, чтобы на начальном этапе изучения
иностранного языка не создавать дополнительных
трудностей ни ребенку, ни взрослому, который
захочет ему помочь. Формулируя задания, мы также
думали о том, как сделать их понятными прежде
всего ребенку, чтобы после занятий он мог их
выполнить самостоятельно, без помощи взрослого,
опираясь на объяснения в учебнике. В свою очередь
грамматические объяснения, изложенные в
доступной и доходчивой форме, также несут в себе
коммуникативный смысл, как бы обращаясь к
ребенку и помогая ему легко использовать
полученные знания на практике. Развитие
коммуникативных способностей учащихся младших
классов на иностранном языке нужно
рассматривать как неотъемлемую часть общего
процесса развития, воспитания и обучения на
основе опыта родного языка. Как и при изучении
других предметов, необходимо научить ребенка
планировать и контролировать свою речь при
ответе (в этот период очень важно научиться быть
внимательным), но в то же время ребенок не должен
бояться участвовать в общей беседе, высказывать
собственные мысли самостоятельно, спонтанно и
естественно.

Сбалансированное интегрированное сочетание
структурно-функционального и коммуникативного
подходов позволит добиться наиболее прочных
умений и навыков при чтении, диалогической речи,
пересказе несложных текстов, постановке
произношения. На ранней стадии обучения
иностранному языку необходимо выработать
определенный автоматизм речевых навыков
учащегося, что наиболее успешно достигается при
помощи частой повторяемости
лексико-грамматических единиц и заучивания
наизусть несложных стихов, песенок и рифмовок.
Перевод с родного на иностранный и с
иностранного на родной язык рассматривается в
данном курсе как одно из важнейших средств
обучения иностранному языку. Тесная взаимосвязь
фонетических, грамматических и лексических
умений и навыков является необходимым условием
успешного общения на иностранном языке. Хотя
начальный этап в первую очередь предполагает
развитие умений и навыков устной речи (говорение
и понимание речи на слух), приобретение письменных
навыков занимает не менее важное место.
Должное внимание уделяется и транскрипции. При
обучении иностранному языку большую роль играет
индивидуальный подход к учащимся в группе.
Необходимо учитывать их способности и интересы,
создавать максимально комфортную и
доброжелательную атмосферу на занятиях,
помогать слабым учащимся и не давать скучать
сильным, т. е. сформировать условия для разносторонней
мотивации
изучения иностранного языка (А. А.
Леонтьев). Исправлять ошибки нужно как можно
тактичнее, но в то же время делать это регулярно,
добиваясь правильного варианта в форме
переспроса, уточнения или подсказки (И. Л. Бим). а
также традиционного повторения за
преподавателем .

Международный педагогический опыт показывает,
что в настоящее время происходит возвращение к
старым “добрым” методическим приемам, когда то
или иное лексико-грамматическое явление
закрепляется в различных тренировочных
упражнениях “всерьез и надолго”. Иначе говоря,
ребенок привыкает учиться. Из этого ни в коем
случае не следует, что урок нужно превращать в
скучную повинность. Для достижения
положительных результатов необходимо
максимально интенсифицировать процесс обучения
при помощи различных ролевых игр на закрепление
лексико-грамматических единиц, сценок,
соревнований. Но играть и веселиться нужно в меру
– и движение и игра не должны быть самоцелью.
Нужно, чтобы игровые моменты помогали при
закреплении и повторении материала, делали его
более доходчивым, но не отвлекали детей от
выполнения урока. Мы имеем в виду чрезмерное
увлечение подвижными играми, особенно с мячом,
после которых дети перевозбуждаются и их трудно
успокоить.

Как известно, маленькие дети очень любят писать
на доске и в тетрадях. Поэтому во время перехода
от одного вида деятельности к другому об этом
нужно все время помнить. После подвижной игры
очень хорошо перейти к письменному заданию,
которое успокоит детей и вернет их внимание.
Необходимо учитывать интеллектуальную
подготовку ребенка, особенности его восприятия и
памяти, соответствующим образом варьируя формы
работы: индивидуальные, парные, групповые и
фронтальные. Постоянная смена деятельности, а
именно сочетание грамматических упражнений с
упражнениями на внимание, чтением вслух,
поисковым чтением и переводом текстов,
выполнением упражнений простыми и цветными
карандашами, отгадыванием загадок и
использованием забавных рисунков для усвоения
лексико-грамматического материала, – все эти
виды деятельности будут способствовать не
только наиболее продуктивному введению и
закреплению материала, но и помогут детям не
заскучать на уроке и с удовольствием участвовать
в процессе общения на иностранном языке, что
и является нашей главной целью.

Методологический компонент
содержания обучения.

Современная дидактика уделяет большое
внимание организации активной деятельности
самих учащихся по усвоению новых знаний и
формированию умений, управлению учебно —
воспитательным процессом, стимулированию
активности учеников, вовлечению школьников в
планирование своей учебной деятельности, ее
самоорганизации, самоконтролю, т.е.
саморегулированию учения. Эффективность
овладевания иностранным языком находится в
прямой зависимости от активности учащихся,
вовлечения их во все виды речевой деятельности,
чтобы они как можно больше слушали иноязычную
речь, говорили, читали и писали на иностранном
языке. “A language is not a subject which can be taught; it is a subject which must
be learnt” (M.West), а научиться можно только путем
выполнения тех действий, которые составляют суть
владения изучаемым языком для осуществления
коммуникации. Отсутствие иноязычной среды,
потребности и необходимости пользоваться
изучаемым языком для общения создает большие
трудности как для учителя, так и для учащихся. От
учителя требуется творческий подход к решению
учебно-воспитательных задач, чтобы сама учебная
деятельность, им организуемая, была для учащихся
интересна и не только вызывала высокую
мотивацию, обеспечивающую их активность на
уроке, но и сохраняла бы свою воздействующую силу
во внеурочное время. Ни для кого не является
секретом, что овладевание иностранным языком
сопряжено с систематическими занятиями им, и
если мы сетуем на то, что школьники не овладевают
изучаемым языком, то это происходит потому, что
их не научили заниматься им так, чтобы слушание
звукозаписей, подготовка устных сообщений,
чтение и выполнение письменных заданий
приносило бы чувство удовлетворения и
обеспечивало бы им осознание продвижения вперед
в усвоении языка.

На начальном этапе при обучении английскому
языку учитель выступает не только в качестве
источника информации и партнера по общению, но и
учит учащихся приемам учения. Дети учатся
наблюдать за фактами языка. Например, при работе
над произношением учащиеся учатся не только
слушать, но и слышать разницу в звучании
предложения, словосочетания, слова, звуков — вот
как говорят (скажут) по — английски. При обучении
чтению следует учить “видеть правило”, по
которому нужно прочитать слова, и как его
использовать, чтобы прочитать правильно.

Детей следует учить переносу знаний, навыков и
умений, приобретенных при изучении родного
языка, на изучение английского языка, например,
при овладевании написанием английских букв
устанавливать сходство и различие и тем самым
сокращать объем того нового, что нужно усвоить;
при обучении лексике использовать догадку на
основе привлечения родного языка.

— Учащихся нужно учить приемам выполнения
заданий по письму и чтению, подготовке устного
сообщения, например по картинке.

— Учащиеся должны научиться осуществлять
самоконтроль и самокоррекцию, а также самоанализ
результатов учебной деятельности. Этому
способствует включение в компоненты УМК раздела
“Проверь себя. Оцени результат своей работы”.

— Учащихся следует научить пользоваться
учебником, рабочей тетрадью, книгой для чтения,
звуко- и видеозаписью, компьютером.

— Учащимся следует научиться планировать свою
работу по английскому языку, что, когда и где буду
выполнять.

Все сказанное позволяет выделить еще один
компонент содержания обучения: методологический
— обучение учащихся рациональным приемам
учения, познания нового для них языка и
формирования умений им практически пользоваться
в целях общения. Без вооружения учащихся
рациональными приемам учения, без формирования у
них умения пользоваться средствами изучения
иностранного языка, учебником, грамматическим
справочником, словником, словарем, а также
магнитофоном и другими техническими средствами
обучения и без воспитания культуры, умственного
труда, а также четкого планирования
самостоятельной систематической работы,
овладеть иностранным языком не представляется
возможным даже на уровне требований,
сформулированных программой, так как учащиеся
должны уже на начальном этапе усвоить, что их
успехи в овладении английским языком будут
определяться тем, как они будут заниматься им
сами, работать на уроке и во внеурочное время.
Действительно, чтобы научиться понимать речь на
английском языке, нужно как можно больше слушать,
как на нем говорят, чтобы говорить по-английски,
необходимо использовать любую возможность
активно употреблять то, что можешь, знаешь, как
сказать, чтобы читать на английском языке,
следует читать ежедневно , хотя бы понемногу,
чтобы лучше запомнить слова, словосочетания,
предложения, следует пользоваться письмом.
Другого пути к овладеванию изучаемым языком нет
и быть не может, так как овладение перечисленными
умениями непременно предполагает формирование
их в ходе использования при общении. При этом
можно развивать у себя те умения, какие легче
даются и доставляют больше удовлетворения,
радости, например, научиться читать по-английски
и, конечно, с пониманием и про себя, или научиться
понимать, когда говорят или поют английские
песни. Хотя подобное владение не полное,
одностороннее, оно все же практическое владение
языком, и учащийся может совершенствовать его и
дальше, например читать сначала легкие книжки на
английском языке, а затем все долее сложные и,
наконец, читать то, что отвечает интересам и
увлечениям ученика.

Итак, исходя из современного уровня
методической теории обучения иностранным языкам
и использования ею достижений смежных наук была
сделана попытка определить содержание обучения
этому предмету в школе. Оно включает три
компонента:

Лингвистический компонент, объединяющий
языковой и речевой материал, включая
социокультурный и страноведческий аспекты.

Психологический компонент, включающий
формируемые навыки и умения, обеспечивающие
учащимся пользование изучаемым языком в
коммуникативных целях.

Методологический компонент, связанный с
овладением приемами обучения (Learning).

Выделенные компоненты содержания обучения,
естественно, должны найти реализацию во всем
курсе обучения иностранному языку. На начальном
этапе должны быть заложены прочные основы
каждого из компонентов.
(Приложение 1)

Образовательная и воспитательная ценность
внеклассной работы
. (Из опыта работы.)

Как утверждают психологи, дети 5-7-и лет способны
воспринять и усвоить огромное количество
интересного с их точки зрения материала. То есть,
практически каждый ребенок может освоить
огромное количество новых знаний, только ему в
этом нужно помочь.

Нужно ли дополнительно уделять внимание нашим
детям, которые изучают английский язык в 1-3-х
классах? Без сомнения, да. Внеклассная работа по
английскому языку в начальной школе проводится
мной как дополнительная, консультационная или
факультативная работа учителя со слабо
успевающими по предмету учениками.

Работа, проводимая вне класса, должна быть
направлена на углубление знаний по предмету,
развитие речевых навыков младших школьников,
расширение лексического запаса, получение
дополнительной лингвострановедческой
информации об англо-говорящих странах. И, конечно
же, вся работа учителя английского языка вне
класса должна разбудить интерес детей к
углубленному изучению языка, использованию его в
обиходном общении, применению в других сферах
школьной деятельности. Этот процесс неразрывно
связан с активностью учащихся. Активность
возникает в определенных условиях. Учащийся
должен чувствовать потребность в изучении
английского языка и иметь необходимые
предпосылки для удовлетворения этой
потребности. Основными источниками являются
мотивация и желание. У подавляющего большинства
учащихся начального этапа обучения изначально
присутствует высокая мотивация изучения
английского языка. Они с большим интересом и
желанием приступают к изучению языка, хотят
научиться читать, говорить, понимать на
английском языке. Интерес учащегося зависит от
его успехов в овладении языком. И если ученик
видит, что продвигается вперед в слушании,
говорении, чтении и письме, он с интересом
занимается этим.

Ученик охотно изучает предмет, проявляет
активность во внеклассных мероприятиях, если он
понимает его социальную (знание английского
языка является в определенной степени
показателем культуры, интеллигентности) и личную
значимость.В задачу учителя входит показать
школьникам важность знания английского языка,
вызвать у учеников чувство радости, удовольствия
от того, что они что-то уже понимают, могут
сказать сами, прочитать или понять о чем
говорится в тексте, что-то написать по-английски,
что эти возможности учащихся увеличиваются от
занятия к занятию.В изучении английского языка
следует различать интеллектуальную,
эмоциональную и речевую активность, которые в
совокупности способны обеспечить благоприятные
условия для овладения языком во внеурочное
время.

На начальном этапе интеллектуальная
активность достигается постановкой проблемных
вопросов, т.е. таких, которые ставят учащихся
перед необходимостью подумать,
проанализировать, сравнить, сопоставить,
обобщить, и таким образом подключить мышление
детей (английские версии русских сказок,
утренников, игр и пр.).

Особую роль на начальном этапе должна сыграть
эмоциональная активность, проявляющаяся в том,
что дети не безразличны к выполняемой ими
деятельности. В ходе активной работы над
каким-либо заданием у детей возникают
положительные и отрицательные переживания, что,
в свою очередь, развивает и воспитывает эмоции
детей.Говоря о речевой активности, следует иметь
в виду, что начальный этап в обучении английскому
языку вносит некоторые ограничения в проявление
речевой деятельности, связанные с
недостаточностью речевых и языковых средств. Во
время внеклассной работы необходимо
стимулировать речевую активность так, чтобы она
была по возможности мотивирована, а это значит,
что у учащихся должна быть вызвана потребность
понять высказывание, воспринимаемое на слух, при
чтении, высказывании своего отношения к
происходящему и т.д.В любом случае очень важно
развивать у учащихся инициативность речевого
поведения. Этого можно достичь при условии, что
ученик из объекта обучения становится
действующим лицом со своей собственной репликой
(или высказыванием) и манерой поведения.

Речевая активность непременно связана с
формированием у школьников умения комбинировать
речевые единицы по-новому, в связи с меняющимися
ситуациями и речевыми задачами в ходе проведения
внеклассного мероприятия. Это и позволит
“задействовать” тот небольшой языковый
материал, которым уже владеют дети.Именно во
внеклассной работе на фоне отсутствия
англоязычной языковой среды младшие школьники
получают практику в применении английского
языка.У руководителя языкового клуба для малышей
возникает проблема увеличения активного времени
для каждого участника клуба. Здесь на помощь
должны прийти родители, старшеклассники, старшие
братья и сестры, видеоматериалы, магнитофонные
записи детских песен, сказок и т.п.Наиболее
распространенной формой проведения внеклассной
работы по английскому языку в начальной школе
является Клуб английского языка. Организуя его,
учитель рассчитывает на то, что его будут
посещать дети, которые хотят дополнительно
изучать язык, традиции и обычаи, культуру
англоговорящих стран, быт коренных жителей.
Допустимые варианты клубной и факультативной
работы даются ниже. Хочется напомнить, что
высокий эмоциональный настрой, предполагаемые
невероятные события и фантазийные ситуации
помогут детям раскрыться. Было бы неплохо, чтобы
сами участники клуба придумали церемонию
вступления в члены клуба, характерную деталь
костюма (или эмблему), кодекс чести для всех
участников клуба и т.п. Это внесет определенный
шарм и единение во всей целенаправленно
спланированной воспитательной и
образовательной работе преподавателя
английского языка – руководителя клуба.

Внеклассная работа по английскому
языку в начальной школе

Внеклассная работа по английскому языку в
начальной школе предполагает: учет желаний и
интересов детей, добровольность участия,
целеустремленность участников, развитие
личностных качеств каждого ученика-участника,
перспективу роста и ожидание положительного
результата своей работы, лингвострановедческую
направленность.

План внеклассной работы по английскому
языку

1..Вводное занятие (различные формы).

1-й класс “Мы начинаем учить английский
язык”.

2-3 класс – открытое занятие (например, “English
for boys and girls instead of toys”)

Цели: познакомить детей с программой занятий,
вызвать интерес, положительный настрой;
познакомить родителей с внеклассной работой как
формой обучения.

На этом занятии дети показывают все то, что уже
они умеют, им дается перспектива.

2. “Веселый английский”
разнообразные варианты проведения (от игры,
конкурса — до праздника).

В зависимости от возраста дети могут
инсценировать сказки (1-3 кл.), ставить сценки.

3. “Our theatre” — (в 1-м кл. —
подготовительная работа). Дети 2-3-х кл. занимаются
постановкой сказок на английском языке. Здесь
очень важно не нагружать сказки сложным языковым
материалом.

4. “We know many songs” — это может быть
праздник, конкурс, игра-инсценировка.

5. “Stop! Look! Listen!” — занятие, на котором
дети будут петь песни, проведут конкурс
художников.

6. “Welcome! Welcome New Year Day!” — дети очень
любят этот новогодний праздник и заинтересовать
их не составит труда, нарисовать рисунки- Деда
мороза и Санта Клауса — помогут ребятам сравнить
традиции празднования Нового Года.

7. “Mother’s day” — праздник, посвященный 8
Марта. Конкурс открыток.

8. Конкурсы (например, “The magic forest”) —
дети выполняют множество интересных занятий,
используя знания, полученные на уроках
английского языка и во время внеклассной работы.

9. “Праздник для друзей” (итоговое
занятие).

Олимпиада, иллюстрированный перевод

Второй класс

Тема 1: “Подружись с English” (праздник устраивают
старшеклассники — краткое знакомство со страной,
жителями).
Тема 2: “Первые шаги” (что я знаю на английском:
стихи, песни, игра в слова).
Тема 3: “Открываем календарь” (итог за месяц: что
знаем, что сделали, рисунки).
Тема 4: “Учимся, играя” (игры на закрепление
изученного; игра “Кто лучше скажет” ; пантомима
“Угадай слово”).

Третий класс

Тема 1: “Альбом летних впечатлений”
(комментарии к рисункам на английском языке).
Тема 2: “Сами с усами” (праздничный концерт или
спектакль).
Тема 3: “Путешествие в Англию”.
Тема 4: “Мы юные англичане” (что знаете об Англии,
английский этикет).
Тема 5: “Инсценировка сказки”.
Тема 6: Конкурс “Мистер и Мисс Грамматика”.


Клуб юных репортеров “Open your eyes and ears”

Занятия в этом клубе предполагают углубленное
изучение английского языка с целью сообщения
каких-либо страноведческих сведений в стенной
газете. Интересные рубрики:

  1. “Расскажу об Англии” (сведения о традициях,
    праздниках в Англии и пр.).
  2. “Проверь себя” (вопросы из истории, географии,
    кулинарии Англии и пр.).
  3. “Кроссворды об Англии”.
  4. “Сегодня праздник” (к официальным праздникам
    Англии — Святого Валентина, Рождеству, и
    неофициальным праздникам — Дню юмора, Дню школы и
    пр.).
  5. “Поиграй с нами” (дидактические игры на
    английском языке).

Литература:

  1. Благовещенская Т.А. Первые уроки английского.-
    М.: ООО “Издательство “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2003.
  2. Введение в коммуникативную методику обучения
    англ.яз.-Oxford University Press,1997.
  3. .Кулиш В.Г., Занимательный английский для детей.
    Сказки, загадки, увлекательные истории, Д.:
    Сталкер, 2001.
  4. Рогова Г.В.,.Верещагина И.Н, Методика обучения
    английскому языку на начальном этапе в
    образовательных учреждениях, М.: Просвещение,1998.
  5. Шишкова И.А., Вербовская М.Е., Английский для
    младших школьников, М.: ООО “Издательство
    “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2002.