Урок окружающего мира в 5-м классе по теме: Географические знания в Римской Империи по программе Школа-2100

  • Гордеева Юлия Николаевна, учитель химии

Цель: Знакомство с географическим
положением, рельефом, природой Южной и
Центральной Европы.

Оборудование:

  • политическая карта Европы, физическая карта
    Европы, учебники Е.Ю.Еськов “Земля и люди”;
  • на столах: атласы, карточки с заданиями, древняя
    карта Римской Империи, репродукция картины
    К.Брюллова “Последний день Помпеи”;
  • реактивы и декорации для опыта “вулкан”.

Ход урока

1. Постановка проблемы и актуализация
знаний.

(проводится в форме диалога)

(в скобках даны примерные ответы учащихся)

(названия, в рамку, вывешиваются на доске по
мере их появления в плане
)

1. Ребята, вы любите разгадывать кроссворды?

  • Перед вами кроссворд, в котором зашифровано
    одно географическое название. Попробуйте его
    отгадать <Приложение1>

2. О чем мы сегодня будем говорить на уроке? – (Об
Италии)

  • Об Италии, да не совсем. Ведь это она сегодня
    Италия, а как раньше называлось государство,
    расположенное на территории современной Италии?
    – (Римская Империя)
  • А почему “римская”? – (Главный город – Рим)
  • Кто-нибудь знает, как ещё называют Рим? –
    (“Вечный город”)
  • А почему “вечный”? – (Он очень древний)
  • Верно, Рим, да и сама Римская Империя возникли
    очень давно, более 2000 лет тому назад.
  • А кто-нибудь из вас или ваших родителей
    пользуется географическими знаниями в своей
    жизни? Где?
  • А раньше люди ими пользовались? А в Римской
    Империи?
  • Как мы можем сформулировать тему сегодняшнего
    нашего урока? – (Географические знания в Римской
    Империи)

2. Поиск решения.

1. Что вы знаете о Римской Империи?

  • Возможно, сегодня вы впервые познакомитесь с
    этой великой державой, а затем на других уроках в
    старших классах продолжите своё знакомство с
    Римской Империей.

2. Давайте вместе составим план нашей работы по
изучению Римской Империи.

  • С чего бы вы начали изучение какого-либо
    государства, в том числе и Римской Империи? – (Где
    находится), т.е. географическое положение.
  • Что ещё? – (Горы, реки, озёра и т.д.), т.е. рельеф.
  • А как география стала наукой? – (В результате
    накопления географических знаний, в Греции)
  • Как добывались географические знания? – (В ходе
    путешествий)
  • А римляне? Что они хуже греков? Как у них
    обстояли дела с географическими исследованиями?
  • Верно, они тоже организовывали разные
    экспедиции и походы, только они носили не
    научно-исследовательский характер, а чаще –
    военный. Римляне — воинственный народ, южные,
    темпераментные люди, они стремились, завоевывать
    новые земли, стремясь расширить границы
    всемогущей Римской Империи. Как вы думаете, к
    чему привели эти стремления с географической
    точки зрения? – (К открытию новых земель), т.е.
    третий пункт плана – Открытия римлян.

(На доске – тема урока и вопросы, которые
предстоит изучить на уроке)

3. Совместное открытие знаний.

1. Как вы думаете, что значит географическое
положение? – (Где на карте… и что вокруг….)

2. Работа с атласами:

  • Кто может сразу найти Римскую Империю на карте
    атласа (Римская Империя – древнее государство, а
    мы пользуемся современными атласами)?
  • Римская Империя была расположена на территории
    современной Италии.
  • Показать на карте Европы у доски.

3. Где же расположено это государство, каково ее
географическое положение? – На Апеннинском
полуострове.

4. Что такое полуостров? – (часть суши, с трех
сторон окруженная водой)

5. Чем омывается этот полуостров? – Средиземным
морем.

Римская Империя, т.е. древняя Италия, по своей
территории была намного больше современного
государства. <Приложение2>
Римская Империя завоевала всё Средиземноморье,
т.е. всё побережье Средиземного моря и вторглась
в Центральную Европу. Много разных трудностей
встретилось на пути римлян, ведь им не были
знакомы эти земли. Но с другой стороны у этих
походов были и свои плюсы. Вот об этом наша
дальнейшая работа.

3.1. Работа в группах.

1. 1 и 3 группы, работая с §6 часть 1(стр.144-145),
изучают рельеф Римской Империи и заполняют
задание №1 на карточке. <Приложение3>

2. 2 и 4 группы, работая с §6 часть 2(стр.145-146),
изучают открытия римлян и заполняют задание №2
на карточке. <Приложение3>

3. После работы, в ходе обсуждения все задания в
карточках должны быть заполнены.

3.2. Обсуждение работы в группах по вопросам.

1. Что вы узнали о рельефе Римской Империи? –
(Большая часть полуострова занята горами,
некоторые из них вулканы).

  • Что такое вулкан, кратер?
  • Какой самый известный и разрушительный вулкан
    находится на территории Италии? – (Везувий)
  • Дополнительная информация: Самый известный
    вулкан – Везувий _ считался потухшим до 79 года,
    тогда-то и произошли трагические события,
    изображенные на картине Карла Брюллова
    “Последний день Помпеи”. Люди в Помпеи погибли
    от удушливых газов, огня, лавы, каменных обломков,
    пепла. Сейчас на месте тел пепле образовались
    пустоты. Если эти пустоты залить гипсом, то можно
    получить слепки людей того времени.
  • Рассмотреть репродукцию;
  • Что представляют собой острова Средиземного
    моря? – (Вершины вулканов)
  • Дополнительная информация: Средиземноморье –
    район действующих вулканов. Самый активный и
    самый высокий вулкан Этна находится на о.Сицилия.
    Один из вулканов, который называется Стромболи,
    служил в древности маяком, т.к. над его вершиной
    все время был виден огонь – слабые извержения
    происходили ежедневно. А вот среди островов в
    Средиземном море есть остров Вулкано (Вулькано),
    который дал имя всем вулканам.
  • А кто-нибудь видел извержение вулкана? — (Опыт
    “вулкан” — разложение дихромата калия).

2. Какие открытия можно присвоить древним
римлянам? Как это было?

  • Что им повстречалось на пути? – Горы Альпы,
    водопады, хребты, перевалы.
  • Что такое водопады, хребты, перевалы?
  • Высочайшая вершина Альп? – (г.Монблан)
  • Какая картина открылась перед ними с Альп? –
    (Центральная Европа)
  • Чем же так поразила их эта природа? Чем она
    отличается?
  • Альпы – климатораздел, разделяющий территории
    с различным климатом. Наверное, очень интересно
    стоять на вершине Альп и с разных сторон
    наблюдать разную природу.
  • Вот какие географические открытия совершали
    древние римляне. Но многие научные достижения
    древности, в т.ч. и связанные с географией, были
    забыты, т.к. на воинственных римлян нашлись ещё
    более воинственные германские племена и 1500 лет
    назад Рим пал. Но об этом вы узнаете на уроках
    истории.

4. Подведение итогов работы.

1. Что мы сегодня изучали на уроке?

2. Какие вопросы о Римской Империи мы
рассматривали на уроке?

3. Что самое главное вы узнали?

5. Домашнее задание.

§6, задания 23 и 24 в рабочей тетради, по заданиям 27
– 30 подготовиться к контрольной работе.