Тема урока: Звуки весны. Животные вокруг нас: насекомые

  • Нечаева Светлана Анатольевна, учитель начальных классов

Цели:

— раскрыть признаки насекомых,

— повторить основные особенности живого
организма,

— закрепить понятие “животные – живые
существа”,

— развивать речь детей,

— воспитывать доброжелательное отношение к
природе.

Оборудование: магнитофон, кассета с
записью звуков весны, компьютеры, диск, дискета,
“Энциклопедия животных”, “Мир животных ЭКСМО –
Пресс 2002г.”, таблица “Майский жук”.

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка.

– Слыхали ли вы, ребята, как трещит сорока?…

Сегодня она принесла на хвосте новость. В лесу,
у озера, она услышала очень много звуков,
послушайте их и скажите, чьи они?

(Включается магнитофон с записью звуков: птиц,
ручья, лягушки, ветра, утки…)

— Чьи голоса вы услышали? (Ответы детей)

– И сорока слушала эти звуки. А в какое время
года мы замечаем эти звуки, любуемся ими, очень
рады им больше всего? (Весной).

После долгой зимы, мы бываем очень рады
услышать веселое щебетанье птиц, почувствовать
теплый ветерок, скоро будет тепло, лето… Весной
вся природа просыпается ото сна, просыпаются
растения, а вместе с ними… кто?

(Открывается 1-я страница 1-ой презентации) ЕНОИЖВТЫ

(Дети отвечают, учитель открывает 2-ю страницу
презентации ЖИВОТНЫЕ)

– Вспомните особенности животных – живых
существ. Если это признак животного – хлоп, если
нет – топ.

Открываются страницы 1-ой
презентации:

РАЗМНОЖАЕТСЯ,

ГОВОРИТ,

ПИТАЕТСЯ,

РАСТЕТ,

СПИТ,

ПЕРЕДВИГАЕТСЯ,

ДЫШИТ.

3. Новый материал.

– А еще сорока у озера услышала спор животных,
спорили между собой… (открываются рисунки)
бабочка, майский жук, паук, божья коровка,
кузнечик и муха, могут ли они назвать себя…

(Открывается 2-я
презентация
1-я страница НАСЕКОМЫЕ).

— Этот спор вы разрешите сами. Вы уже знаете, что
рыбы, птицы, звери учеными уже хорошо изучены, и
все они имеют свое название, а вот насекомых на
земле огромное количество. Представьте, если бы
всех животных суши собрать вместе…

(Открывается диаграмма “Животные”)

то больше половины, по численности, было бы
насекомых. Их в мире более миллиона и, что
интересно, каждый год ученые зоологи находят
таких насекомых, которым еще никто не придумал
название. Ученые зоологи изучают разных
животных. И чтобы разрешить спор, вам сегодня
предстоит самим стать учеными зоологами, быть
внимательными и наблюдательными. В
энциклопедиях вам нужно:

1)найти рисунки животных, их название и страница
написаны на карточках,

2)сосчитать количество ног,

3)записать это число справа.

Дети делятся на 2 команды:

1-я команда работает с “Энциклопедией
животных” карточки:

ЖУК- ОЛЕНЬ — … БОЖЬЯ КОРОВКА — …

ПЧЕЛА — … ПАУК — … МУРАВЕЙ — …

2-я – “Мир животных” карточки:

КОМАР — … КУЗНЕЧИК — … БАБОЧКА — … ЖУК- НОСОРОГ —
… ПАУК — …

(Дети работают самостоятельно, учитель готовит
видеофрагменты)

— Проверяем, что у вас получилось?

Вывод:

в 1-ой и 2-ой командах лишним оказался паук,
значит он к насекомым не относится, его рисунок
убирается.

– Подойдите, пожалуйста, к таблице, кто это?
(Таблица “Майский жук”).

Тело майского жука делится на несколько частей,
а на сколько – 2, 3, 4, 5…?

— Давайте найдем эти части: голова, на ней
расположены усики, глаза, ротовые органы, грудь к
ней прикреплены 6 ног, брюшко.

Вывод: тело майского жука состоит из 3
частей. Как и тела других насекомых, с которыми вы
познакомитесь сегодня. Тело их покрыто
полосками, будто бы насечено, от слов “насечка”,
“насекать” они, и получили свое название
НАСЕКОМЫЕ.

– Садитесь, может быть, рассмотрев таблицу,
вспомнив рисунки из энциклопедии, вы назовете
еще один признак насекомых?

(Дети предполагают – крылья)

— Тогда может быть, кто-то знает, у каких
насекомых нет крыльев?…

Вам помогут в ответе загадки:

1.Не найдешь у нас пилы,

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором,

А под елью вырос дом. (Муравьи).

2.Муравьи ухаживают за другими насекомыми,
которые дают им сладкий нектар, даже похлопывают
их по телу, чтобы они давали больше нектара – это
тли.

3.Живу на поверхности луж, ручьев, рек, озер и
даже морей,

Меряю мили морские ногами длинными, легкими.
(Водомерка).

Вывод: не у всех насекомых есть крылья.

– Итак, по каким признакам животных можно
отнести к насекомым?

Открываются таблички на доске, по ответам
детей:

НАСЕКОМЫЕ:

6 НОГ, ГОЛОВА ГРУДЬ БРЮШКО,

НАСЕЧКИ.

– Спор животных разрешили, паука мы удалили.
Ребята, насекомых так много, что они живут
повсюду:

на деревьях и в траве:

ЖУК — ОЛЕНЬ (Показ видеофрагмента)

– Для чего ему нужны рога? Какие насекомые
здесь обитают?

на земле и в земле:

ЖУК — СКАРАБЕЙ (Показ видеофрагмента)

Для кого он готовит шар? В какой стране раньше
жук – скоробей был священным?

над водой:

СТРЕКОЗА (Показ видеофрагмента)

Сколько глаз у стрекозы?

под водой:

КЛОП – ГЛАДЫШ (Показ видеофрагмента)

Как он плавает?

ОКАЙМЛЕННЫЙ ПЛАВУНЕЦ (Показ видеофрагмента)

Как он дышит? Где обитает?

(Закрыть на доске признаки насекомых)

4.Проверочная работа.

– Вы сегодня многое узнали о насекомых, а как вы
запомнили признаки насекомых, вы проверите себя
сами с помощью заданий компьютера, садимся
парами.

— Нажав один раз на левую кнопку мыши, вы читаете
слово. На ваших листочках написаны числа:

1 2 3 4 , справа от них вы ставите + , если этот
признак относится к насекомым или — , если не
относится.

2-я презентация:

1. ШЕСТЬ НОГ,

2. КРЫЛЬЯ,

3. ГОЛОВА ГРУДЬ БРЮШКО,

4. ТЕЛО ПОКРЫТО НАСЕЧКАМИ,

– Поменялись листочками, проверяем друг друга.
Ключ с ответами на доске: 1.+ 2. — 3. + 4. +.

— Кому поставили “5”? А кому “4”? Почему? Что не
так? По каким признакам животных можно отнести к
насекомым?

5.Итог урока.

— Что расскажете дома? Что не знали раньше, а
узнали на уроке?

6.Домашнее задание.

— Узнайте, где у кузнечика ухо? Нарисуйте любого
насекомого.

Литература:

1.“Энциклопедия животных”.

2.“Мир животных ЭКСМО – Пресс 2002г.”