Урок — деловая игра Юный корректор по русскому языку в 5-м классе

  • Гаврилова Полина Михайловна, учитель русского языка и литературы

Цель работы: в форме деловой игры
вырабатывать у школьников орфографическую и
пунктуационную зоркость, совершенствовать
навыки, формировать нормы правильной
литературной речи, активно работать над
предупреждением орфографических,
пунктуационных и речевых ошибок.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

— Кому не приходилось доверять бумаге свои
мысли, расчёты, наблюдения? Учёный, закончивший
важное исследование, инженер, проделавший
сложные вычисления, немедленно берутся за перо,
чтобы изложить на бумаге результаты своего
труда, сделать их доступными другим людям,
сохранить их для будущих поколений.

И горько подумать, что одно неосторожное
движение руки, случайная описка или ошибка могут
оборвать нить изложения, затемнить смысл,
разрушить стройную систему доказательств –
короче говоря, если не свести на нет, то
значительно повредить плоды напряжённой работы
мысли.

«До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство
– точность изложения наших мыслей на бумаге!
Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей
воле беглые письмена или печатные знаки!
Казалось бы, простое дело, а требует оно
постоянного упражнения и устойчивого внимания,
твёрдых навыков. Надо развивать в себе эту
полезную способность», — так пишет в книге «У
слова, стоя на часах» Олег Фисс – корректор по
профессии.

На доске вывешены карточки.

Корректор — работник издательства,
редакции, типографии, читающий корректуру.

Корректура – исправление ошибок

Корректировать – исправлять ошибки,
поправлять текст.

Эпиграф урока.
(вывешен на доске)

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
напутствуют, и славят, и чернят.

Сегодня все вы, дети, будете в течение урока
выполнять обязанности корректора.

Как вы думаете, какими качествами должен
обладать корректор?

Задание №1.

Цель работы: проверка орфографической
зоркости.

Поз_няя ос_нь. Грачи ул_тели.
Лес обнажился. П_ля опустели.
Только не сжата п_лоска одна.
Грус_ную думу наводит она.

Вставить буквы, объяснить написание.

Задание №2.

Дети, перед вами письмо одной не очень
грамотной девочки Оли. Найдите ошибки в этом
письме, исправьте их, определите, какие
орфограммы не усвоила Оля.

Дядя, прашу тебя, по маги твоей плимяннице Оле,
А то небудет наги в этой противной школи.
Мне вчера за дектант на слова учитель паставил
«два»,
А сам сказал, что маю работу даже несмок
прачитать .
Попраси его, дядя, исправить двойку и паставить
мне пять.

Задание №3.

Верным помощником корректора является словарь.
С помощью словаря проверьте написание следующих
слов.

Алфавит, квартал, километр, портфель, сантиметр,
теннис (тэ), шоссе (сэ), октябрь, хризантема,
велосипед, маршрут, фестиваль календарь.

В процессе проверки выясняется лексическое
значение:

1) маршрут – путь следования
2) фестиваль – широкая праздничная общественная
встреча, сопровождающаяся смотром достижений
каких – нибудь видов искусства.
3) велосипед — 2-х колёсная или 3-х колёсная машина
для езды, приводимая в движение ножными педалями.
4) календарь – таблица или книжка с перечнем всех
дней в году.
5) хризантема – декоративное растение с пышными
махровыми цветами.
6) теннис – парная спортивная игра маленьким
мячом, который перебрасывается ракеткой через
сетку, пересекающую корт.
7) квартал – 1) часть города, ограниченная
пересекающимися улицами; 2) 4-ая часть отчётного
года
8) километр – мера длины, равная 1000 метров.
9) октябрь – 10–ый месяц календарного года.
10) шоссе – дорога с твёрдым покрытием.

Вызвать к доске, потом поработать над
лексическим значением.

Карточка 3. Раздать после написания для
проверки диктанта.

Задание №4.

Известного французского писателя Марселя
Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака.
Вручая писателю свою визитную карточку, он
сказал Прусту:

— Представляю вам право выбора оружия.
— Превосходно, — ответил Пруст, — предпочитаю
орфографию. Вы убиты!

Проведём и мы с вами орфографическую дуэль.
Пишем словарный диктант с взаимопроверкой
(работа в парах).

Памятное происшествие, лиловые сумерки, ярко
св_ркнуть, с_яние звёз_, и_ти ц_почкой, зам_тать
порошей, злая в_юга, угр_жать бедой, жу_кая м_тель,
прове_ти ноч_, ж_лезная выдер_ка, ст_рались помоч_,
смутные оч_ртания, казаться бли_ким, достичь
деревн_.

Задание №5.

Как – то компания литераторов отправилась в
пригородный ресторан.

Писатель А. И. Куприн посмотрел меню и заказал:

— Шесть порций орфографических ошибок.
— Этого подать не можем, не держим, — ответил
официант.
— Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы,
— сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Чтобы не оказаться в таком же щекотливом
положении, оформите грамотно меню. (Можно
пользоваться словарём)

  1. Бульон.
  2. Ра__ольник с к_лбасой.
  3. К_тлеты рыбные.
  4. П_льмени.
  5. Шамп_ньоны в соусе.
  6. К_мпот из сухофруктов.
  7. Коври_ка сла_кая.
  8. П_рожное бисквитное.
  9. Пиро_ки с к_ртошкой.
  10. З_млянич_ное мороженое.

Задание №6.

  1. Пунктуационная перестрелка.
  2. Час обеда приближался, топот по двору раздался.
  3. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
  4. В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей
    верно служит.
  5. Тут он в точку уменьшился, в комара оборотился.
  6. Вот на берег вышли гости, царь Салтан зовёт их в
    гости, и за ними во дворец полетел наш удалец.
  7. Кто – то терем прибирал и хозяев поджидал.

Задание №7.

1) Найти сложное предложение, с 3-мя
грамматическими основами

2) Прочитать предложение с однородными
сказуемыми, сделать синтаксический разбор.

3) Найти предложение с однородными дополнениями

  1. Была зима, но все последние дни стояла оттепель.
  2. Волны звучали, солнце сияло, море смеялось.
  3. Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой.
  4. Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных
    небесах.

Задание №8.

Светло и ярко солнце светит,
Но загрустил Ошибкин Петя.
Глядит мечтательно в тетрадь:
— Вот если б получить мне «пять».

Дорогие корректоры, давайте проверим работу
Ошибкина, поможем ему получить пятёрку.

1) падать — [ падат ? ] — 6 б. 5 зв.
параллель — [ парал? эл? ] — 9 б. 7 эв.
память — [ пам ? ит ? ] — 6 б. 5 зв.
вскрикивать — [ фскр ? ик ? иват ? ]

2) Сколько букв «о» в данном предложении?

А колько звуков [ о] ?

Звонят во все колокола. 5 букв.
[ Зван ? ат ва фс ? э калакала] звуков [ о] нет ни
одного.

3) Составьте слова из звуков.

1-й – глухая пара звука [ з] с
2-й – глухая пара звука [ д] т
3-й – гласный [ о] под ударением о
4-й – звонкая пара звука [ к] г

Найди и выпиши слова, в которых рядом находятся
2 гласных звуков:

галерея, филиал, статуя, фиалка, союз, сауна,
лауреат, фойе.

Задание №9.

«Не забывай на праведном пути то,
что старик Марк Твен сказал когда-то:
ты должен слово нужное найти,
а не его троюродного брата».

Заучите эти строки наизусть. Они будут
встречаться вам не раз.

В них чётко определено задание : замените
словосочетания одним словом.

(1) Большой, бесформенный кусок земли, льда.
(2) Занимающий много места, слишком большой.
(3) Внезапно и с силой раздаться, загреметь.
(4) Полный телом, крупного сложения.
(5) Крайне усталый, утомлённый.
(6) Терять силы, изнемогать.
(7) Постепенно утрачивать яркость, блеск.
(8) Светиться прерывистым, слабым светом.
(9) Выделанная овечья шкура.
(10) Сильно похудеть, ослабеть от недоедания.
(11) Одна из досок деревянного пола.
(12) Легко перелетать с места на место (о птицах)
(13) Часть стены между окнами, дверьми.
(14) Человек одинакового возраста с кем-нибудь.
(15) Внезапно вспомнить, запомнить упущение,
промах.
(16) Башня с сигнальными огнями для ориентирования
проходящих судов.
(17) Возмущение, крайнее недовольство.
(18) Запас слов и выражений человека.
(19) Служебное помещение для ответственного лица,
специально оборудованное помещение в школе,
поликлинике.
(20) Цвет, средний между красным и жёлтым.
(21) Группа специалистов, решающих вопрос о
присуждении премии или награды на конкурсе.

Задание №10.

А каких слов больше в русском языке –
однозначных или многозначных?

63% — однозначных
37% — многозначных

В одном или нескольких значениях употреблено
слово ставить, если в нескольких, то сколько
их?

Пять рабочих ставят дом, 1
Ставит опыт агроном. 2
Он растит такую рожь –
С головой в неё уйдёшь.
Ставит счётчики монтёр. 3
Ставит фильмы режиссёр. 4
Снял он сказку «Колобок»,
Чтобы ты увидеть мог.
Мама ставит пироги — 5
Подойди и помоги.
А диагноз ставит врач: 6
«Просто насморк. Спи, не плачь!»
Если кончился рассказ,
Ставить точку 7
в самый раз.

Заключительное слово учителя.

Молодцы, ребята!!!

Будем как можно больше выполнять
орфографических и пунктуационных упражнений,
как можно чаще повторять правила! Будем очень
внимательными! И тогда всех вас можно назвать
юными корректорами!

Подведём итоги урока:

1. Ребята, какие правила мы сегодня повторили?
Какими качествами должен обладать корректор? Как
вы думаете, как мы можем у себя сформировать
орфографическую и пунктуационную зоркость?
2. Выставление отметок.
3. Домашнее задание: упражнение 325, стр.138