Урок русского языка по теме: Большая буква: имена собственные. 1-й класс

  • Гоголенко Татьяна Николаевна, учитель начальных классов

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Закрепление понятия «большая буква» в именах,
фамилиях, отчествах, кличках животных,
географических названиях.
2. Развитие внимания, мышления.
3. Воспитание любви к животным.

ОБОРУДОВАНИЕ:

а) кроссворд,
б) карточки со словарными словами (воробей, корова, петух, молоко),
предметное изображение предметных слов,
в) таблица «Животные севера»

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Чистописание.

— Сегодня мы будем путешествовать по стране
Больших букв.
— Как вы познакомились с большой буквой?
— Что нового узнали? Об этой букве?

Л М Я А и слово Анна

На доске — буквы:

— Придумайте и запишите еще имена, начинающихся
с этих букв.
— С какой буквы вы записали имена? Почему?

3. Орфографическая минутка.

Кошечка Пушинка,
Девочка Маринка,
Курочка Пеструшка,
Поросенок Чушка.
Жили, не тужили,
Чай из чашек пили.
Ну а вы, друзья мои,
Сколько правил здесь нашли?

4. Словарная работа.

Задание 1: разгадать кроссворд.

  1. Маленький мальчишка
    В сером армячишке
    По двору шныряет,
    Крохи собирает. (Воробей)
  2. Голодна – мычит,
    Сыта – жуёт,
    Малыш ребятам молоко дает. (Корова)
  3. Жидко, а не вода,
    Бело, а не снег. (Молоко)
  4. Хвост с узорами
    Сапоги со шпорами. (Петух)

<Рисунок1>

<Рисунок2>

<Рисунок3>

Задание 2:

воробей корова молоко петух

— Поставьте ударение, подчеркните безударную
букву.
— Какое слово лишнее? Почему?
— Придумайте клички животным.
— С какой буквы их надо записывать? Почему?

5. Работа над новой темой.

Задание 1:

— Продолжим работу по рядам.

На доске текст:

«Очень любит Галочка быструю скакалочку серый
волк в густом лесу встретил рыжую лису волки там
по лесу рыщут, пищу ищут»

— В этом тексте три предложения. Первый ряд
записывает первое предложение, второй ряд –
второе, третий ряд – третье.

— С какой буквы начнем записывать предложения?

— Что ставим в конце предложения?

(Дети записывают)

— На какие правила встретились слова?

Задание 2:

Михаил Денис Сергей

— Образуйте от имени фамилию.
— С какой буквы будем записывать? Почему?

Задание 3:

Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою называли Жучкой.
А Хохлаткою они звали жеребенка,
А еще была у них курица Буренка.
А еще у них была собачонка Мурка,
А еще – два козла – Сивка да Бурка.

— Правильно ли дали животным клички? Давайте
наведем порядок и запишем клички животных
правильно.

(Выполняется задание)

— Почему только кошке можно давать кличку Мурка?

— Кого называют Буренкой?

— Любую ли корову можно называть так?

Физминутка.

Эй, кузнец, — молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
Отчего ж не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова
Раз, два и готово.

— Какую кличку можно дать жеребцу?

Задание 4:

— Прочитайте и назовите только те слова, которые
можно писать только с большой буквы?

Ваня. Пенал. Собака. Петров. Ученик. Барсик.
Сосновка. Море. Москва. Одежда.

(Остаются слова: Ваня, Петров, Барсик, Сосновка,
Москва.

Остальные слова стираются с доски).

— Что вы можете сказать об оставшихся словах? (Имена
собственные
)

— О чем говорят слова Москва, Сосновка?

— Приведите свои примеры географических
названий. (Челябинск, Южный Урал – наш край)..

6. Выборочный диктант.

— I вариант записывает слова, которые пишутся с
большой буквы.

— II вариант записывает слова, обозначающие
предметы, которые пишутся с маленькой буквы.

«Город Орел – родина моей мамы. На ветке дерева
сидел орел. Белое море находится на севере нашей
страны. Белое платье у Кати».

— В каком значении слово «Орел» употребляется в
предложениях?

— Почему в обоих предложениях слово «белое»
написано с большой буквы?

— Какие животные живут на севере?

<Рисунок4>

7. Итог урока.

— Кого мы встретили во время нашего путешествия?

— Где встречалась нам большая буква? Приведите
свои примеры.

8. Домашнее задание.

— Сочините сказку о большой букве.