Открытый урок по теме: Лесные опасности

  • Панихина Ольга Евгеньевна, учитель начальных классов

Программа “Зелёный дом”, “Мир вокруг нас”.
Автор: А.А. Плешаков

Тема: “Лесные опасности”

Цели урока:

1. Закрепить знание правил безопасности,
которые нужно соблюдать дома;

2. Выяснить, какие опасности могут подстерегать
человека в лесу, научить правилам безопасности
на природе;

3. Развить познавательную активность учащихся и
самостоятельность добывания новых знаний;

4. Воспитывать стремление заботиться о своём
здоровье и сохранении своей жизни;

5. Воспитать дружеские взаимоотношения при
совместной работе в группе.

Оборудование урока:

1. Названия съедобных и несъедобных ягод и
грибов. Название темы.

2. Картинки с изображением бытовых предметов.

3. Картинки с изображением съедобных и
несъедобных грибов и ягод.

4. Игрушечный телефон.

5. Учебники ОБЖ 1 класс (2 шт.), ОБЖ 2-4 класс (4 шт.),
авт. А.А. Усачёв, А.И. Березин, “Естествознание” 3
класс Н.Я. Дмитриева


Ход урока:

Оформление доски: названия съедобных и
несъедобных ягод грибов. В центре название темы
“Лесные опасности”. (Закрыта)


1. Организационный момент.

По оформлению доски определить, о чём
сегодня на уроке пойдёт речь.

Формулируем тему. Открываем
название темы.


2. Проверка домашнего задания.

На предыдущем уроке мы говорили о том, какие
правила безопасности нужно соблюдать дома, чтобы
нам было уютно и удобно жить в своей квартире.

Давайте повторим эти правила.

Индивидуальные задания:

Три ученика получают конверты с картинками и
получают задание: рассказать, чем могут быть
опасны данные предметы, и как нужно обращаться с
ними.

Первый конверт: ножницы, нож, иголка, вилка.

Второй конверт: кастрюля, ковш, сковорода,
поварёшка, чайник, утюг.

Третий конверт: уксус, лекарства, бытовые
средства для кухни, ванны, от насекомых, для
ремонта.

Общеклассная работа:

Учитель читает загадки. Дети называют отгадки и
рассказывают правила безопасности, которые
нужно соблюдать.

Я из дома на порог лишь один шагнул шажок,
Дверь закрылась за спиной, нет пути передо мной.
Я и дома — и не дома, между небом и землёй,
Отгадайте-ка, друзья, где же я? (Балкон)

Межи деревянные, а поля стеклянные? (Окна)

Дети рассказывают, что нельзя высовываться из
окон, сидеть на подоконниках, свешиваться с
балкона.

Кто по проводам в дом приходит к нам?
По ночам, когда темно освещает дом оно.
(Электричество)

Дом на ножках, посреди окошко.
Засветится окно – появиться кино. (Телевизор)

После стирки у простынки
Он разгладит все морщинки.
Только ты его не тронь,
Он горячий, как огонь. (Утюг)

Правило: не засовывай пальцы в бытовую технику,
имеющую крутящиеся детали (мясорубка, кофемолка,
соковыжималка)

На четырёх ногах стою,
Ходить я вовсе не могу,
Когда устанешь ты гулять,
Ты можешь сесть и отдыхать. (Стул)

Правило: хочешь влезть на стул или табурет,
проверь, устойчив ли он.

Затем выступают дети, которым давались
конверты с индивидуальным заданием.

Дети показывают условные знаки к памятке
“чтобы не было пожара”.

Рассказывают и объясняют правила, которые
нужно соблюдать, чтобы предотвратить пожар.

Вспоминают как нужно вести себя, если пожар
всё-таки возник.

Показывают, используя игрушечный телефон, как
вызвать пожарных.


3. Работа над новым материалом.

Лесные опасности.

Учитель:

– Мы сейчас с вами говорили об опасностях,
которые нас подстерегают дома, но опасности
нас могут подстерегать и в лесу.

– Давайте вместе с героями нашего учебника
отправимся в лес.

– Что удивительного можно увидеть в лесу?

– А знаете ли вы, какие лесные ягоды можно есть,
а какие нельзя?

– Какие грибы съедобны, а какие нет?

– Каких насекомых нужно опасаться в лесу?

– Как вести себя во время грозы в лесу?

– Что делать если ты заблудился?

– Давайте проверим, что вы знаете. Сядьте по
группам. Каждой группе даётся задание.

Самостоятельная работа в группах


1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

Гроза и пожар в лесу.

В лесу можно заблудиться.

Вредные насекомые.

Жалящие насекомые.

Съедобные и несъедобные
ягоды.

Съедобные и несъедобные
грибы.

Подготовить

Рассказ о том, как вести
себя:

1) во время грозы в лесу;

2) если в лесу пожар.

ОБЖ 2-4 кл.

стр. 73

Подготовить рассказ на тему: “В лесу
можно заблудиться” по плану:

1) чтобы не
заблудиться

ОБЖ 1 кл. стр. 159

правило 1,2

2) Если ты заблудился

ОБЖ 1 кл. стр. 159-161

правило 3,4,5,6

3) Если не слышно ника-ких звуков

ОБЖ 2-4кл.

Стр.58

Если долго никто не идёт

Подготовить рассказ о вредных
насекомых и о том, как уберечься от укусов
насекомых

“Мир вокруг нас” стр. 103 (пчёлы,
осы, шмели)

ОБЖ 2-4кл. стр. 222-225

(мухи, комары, клещи)

Разделить картинки ягод на съедобные и
несъедобные

Назвать ягоды.

Нарисовать знак — предупреждение и
сформулировать правило о том, какие ягоды можно
собирать.

Подготовить рассказ о ягоде вороний
глаз.

“Естествознание” стр. 102

Н.Я. Дмитриева

Разделить картинки грибов на
съедобные и несъедобные

Назвать грибы

Нарисовать знак — предупреждение и
сформу-лировать правило о том, какие грибы
можно собирать

Учитель там, где требуется его помощь.

Физминутка.

Усвоение новых знаний, выступление
групп

1 опасность

1 группа Съедобные и несъедобные ягоды

1 ученик показывает съедобные ягоды

2 ученик показывает несъедобные ягоды; (ребята
из других групп проверяют правильность ответов);

3 ученик рассказывает о ягоде вороний глаз.

Формулируем вывод: ягоды можно есть и
собирать только те, которые ты знаешь.
(Показывают знак предупреждение).

Картинки вывешиваем на доску рядом с их
названиями.

2 опасность

2 группа Съедобные и несъедобные грибы

1 ученик показывает съедобные грибы

2 ученик показывает несъедобные грибы ( ребята
из других групп проверяют правильность ответов)

Формулируем вывод: грибы можно есть и
собирать только те, которые ты знаешь.
(Показывают знак предупреждение).

Картинки вывешиваем на доску рядом с их
названиями.

3 опасность

3 группа Вредные и жалящие насекомые

1 ученик рассказывает о жалящих насекомых (
пчёлах, осах, шмелях) и о том, как уберечься от их
укусов;

2 ученик рассказывает о вредных насекомых (мухи,
комары, клещи) и о том, как одеваться, когда
идёшь в лес.

Учащиеся класса дополняют.

4 опасность

4 группа В лесу можно заблудиться

Учащиеся рассказывают по плану:

1. Чтобы не заблудиться…

2. Если ты заблудился…

3. Если не слышно никаких звуков…

4. Если долго не идут на помощь…

Учащиеся класса дополняют.

5 опасность

5 группа Гроза и пожар в лесу

1 ученик рассказывает о том, как вести себя во
время грозы в лесу;

2 ученик рассказывает о том, как вести себя, если
в лесу пожар.


4. Проверка усвоения знаний учащимися

Общеклассная работа

Учитель начинает правило, а учащиеся
заканчивают:

1. Собирай грибы и ягоды… которые хорошо
знаешь.

2. Жалящих насекомых пчёл, ос… не трогай, не
тревожь.

3. Чтобы не заблудиться в лесу от родителей и
друзей… не отходи, если потерял их из виду…
громко кричи.

4. Грозу лучше переждать… в кустарнике.

5. Если почувствуешь запах гари то …
немедленно выходи из леса
и сообщи взрослым о
пожаре.


5. Итог урока.

– Чему научились сегодня на уроке?

– Что нового узнали?


6. Оценка деятельности учащихся.

Даю оценку работы групп.

Выставляю индивидуальные оценки за работу на
уроке.

В течение урока выдаю жетоны красного (отлично)
и синего (хорошо) цвета за верные ответы.

Оценки выставляю по количеству набранных
жетонов.


7. Домашнее задание.

Стр. 32-33

– Вспомнить то, о чём говорили на уроке,
подготовить рассказ о лесных опасностях.