Урок биологии в 6-м классе по теме: Здравствуй, Ботаника!

  • Жуковина Нина Владимировна, учитель биологии, географии

Цели:

  • сформировать представление о ботанике, как
    науке о растениях, о биологии как науке,
    изучающей живые организмы, дать понятие
    “царство”, раскрыть особенности представителей
    царства растений;
  • показать многообразие растений;
  • развивать аналитическое и синтетическое
    мышление, воспитывать бережное отношение к
    природе.

Действующие лица:

  • Биология;
  • Ботаника;
  • Профессор;
  • Учитель;
  • Ученица;
  • Ученик;

Оформление: по классу развешаны
зеленые листочки из бумаги; на доске таблицы:
“Центры многообразия и происхождения
растений”, “Лекарственные растения”;
оформляется выставка книг: “Наши зеленые
друзья”, где представлены книги и журналы о
растениях, учебники и рабочие тетради.

Оборудование: компьютер, кроссворд
“Ботаника – наука о растениях”, чудо-ромашка (с
загадками, или их номерами), таблицы, книги о
растениях, учебники, жетоны.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня
мы с вами отправимся в необычное путешествие, в
котором узнаем много интересного, необычного и
загадочного. А побываем мы в царстве Флоры.
Знаете ли вы, что такое флора?
Объясните, пожалуйста, что означает это слово.

Ученик: “Флора” означает
растительность, следовательно, мы будем
знакомиться с растениями!

Учитель: Ты совершенно прав! А теперь
запишите тему сегодняшнего урока в свои тетради.

Входят Биология и Ботаника, беседуют между
собой.

Биология: Я говорила тебе, дорогая, что
в шестом классе у нас очень умненькие ребятишки
подобрались, все-то они знают, на все вопросы
сразу отвечают, – одни “отличники”!

Ботаника: Не знаю, не знаю, сейчас
проверим, как они в прошлом году биологию
изучали. Здравствуйте, ребята! Знаете ли вы, как
меня зовут?… Не знают…, я же говорила тебе, мама,
что всего знать нельзя (обращается к Биологии).

Биология: Доченька, но ведь ты и не
представилась, познакомься с ребятами и они
обязательно тебя запомнят.

Ботаника: Хорошо. Меня зовут Ботаника,
а живу я в царстве Флоры, я знаю всё, всё о
растениях, так как изучаю их всю свою жизнь. А вы
ребята, что-то можете рассказать о растениях?

Выходит профессор.

Профессор: Я могу дать вам краткую
справку о растениях.
Растения встречаются фактически по всему миру: в
воде, на суше, лесах, болотах, степях, садах,
парках и т.д., то есть отличаются огромным
многообразием форм жизни.
Растения имеют такие признаки: почти все ведут
неподвижный образ жизни; имеют хлорофилл,
благодаря чему, способны образовывать
органические вещества на свету. А наука,
изучающая растения, называется ботаникой.

Учитель: Спасибо, профессор, за ценную
информацию!

Ученица: С древнейших времен люди
интересовались жизнью растений, так как от
растений зависела их жизнь. Да и сегодня растения
играют не последнюю роль в жизни человека. Они и
кормят, и одевают и служат жилищем. О растениях
слагают легенды, поют песни, их чудесные свойства
восхваляют и поэты, и лекари, и самые простые
люди. А давайте поиграем, кто назовёт больше
всего стихотворений о растениях. Нужно поднимать
руку и рассказывать стихотворение (единственное
ограничение – это время 1 минута на каждого
желающего и нельзя повторяться), кто больше
стихотворений расскажет, тот получит больше
жетонов, соответственно выше оценку, при
подведении итогов урока.

Ребята рассказывают стихотворения о
растениях.

Учитель: Спасибо, за участие, ну а мы
продолжим.

Профессор: А знаете ли вы, ребята, что
растения, которые растут сами по себе и за
которыми не ухаживает человек, называются
дикорастущими. А культурными растениями
называются растения, специально выведенные и
выращиваемые человеком для удовлетворения своих
потребностей. Известно науке и то, что культурные
растения происходят от дикорастущих..

Учитель: Не знали, профессор, но теперь
знают, спасибо Вам и за эту информацию.

Ботаника: Ребята, в руках у меня
чудо-цветок (изготавливается из бумаги, на
лепестках записываются загадки, дети выбирают
любой лепесток и отгадывают загадку)
, на его
лепестках – загадки, отгадайте-ка их. Загадки эти
– необычные. Ответив на вопрос, скажите,
культурное это растение, или дикорастущее и
объясните, почему вы так считаете.

Загадки:

1. Вот так диковина:
На ветке – морковина!
Висит, краснеется,
На солнце греется.

(Перец красный)

2. Выпускает он листы
Широченной ширины.
Держатся на стеблях крепких,
Сто плодов шершавых цепких.
Если их не обойдешь –
На себе их все найдешь.

(Репейник)

3. Одежкой сер,
Да телом бел.

(Рис)

4. Из растений, чей портрет
Выбит на монете?
Чьих плодов нужнее нет
На земной планете?

(Пшеница)

5. Хоть чином и не хан,
На голове – султан,
И с золотом кубышки
Запрятаны под мышки.

(Кукуруза)

6. Ягода – красна!
Ягода – вкусна!
Режь да соли!
Ешь да хвали!

(Томат)

7. Цветок – напрасный,
Плод – опасный,
А поле всё засажено.

(Картофель)

8. Стоит Егорка в красной ермолке,
Кто не пройдет,
Всяк поклон отдает.

(Земляника)

9. Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её пойди-ка:
Куст в колючках, будто ёж,
Вот и назвали – …

(Ежевика)

10. В желтеньком домишке
Черные детишки.
Среди них есть серые,
Но они не зрелые.

(Подсолнечник)

11. Я и в поле, и в саду
У прохожих на виду.
Голова моя бела,
Лепестками поросла.

(Ромашка)

12. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал,
И развеял этот шар.

(Одуванчик)

13. Колосится в поле рожь…
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко синий и пушистый.
Только жаль, что не душистый.

(Василек)

14. Появились бубенчики –
Белые горшки.
Распустились колокольчики
На зеленой ножке.

(Ландыш)

15. Сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.

(Лук)

16. Синий мундир,
Жёлтая подкладка,
В середине складка.

(Слива)

17. Не пчела, а жалит.

(Крапива)

18. Помидору брат,
А кумачу не рад:
Он в лиловой рос одежке,
Не краснеет даже в лежке.

(Баклажан)

19. На сучке висят шары,
Посинели от жары.

(Слива)

20. В сенокос – горька,
А в мороз – сладка,
Что за ягода?

(Рябина)

21. Сто одежек
И все без застежек.

(Капуста)

22. Сидит девица в темнице,
А коса на улице.

(Морковь)

Биология: Молодцы, ребята! Порадовали
и меня и мою дочку.

Учитель: Мы немного устали, давайте
отдохнём, выполнив физкультминутку.

Учитель рассказывает стихотворение и
показывает действия, дети повторяют упражнения
за учителем.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо. (Согнув руки в локтях,
наклоняет руки к себе и от себя.)

Закачалось деревцо. (Поднимает руки вверх и
выполняет наклоны с поднятыми вверх руками
вправо, влево.)

Ветер тише, тише, тише. (Постепенно опускает
руки и присаживается на корточки.)

Деревцо все выше, выше. (Поднимают руки и встают
на ноги, руки вверху, затем опускают руки и
повторяют упражнение 2 раза.)

Дыхательное упражнение. “Надуем
воздушный шарик”

5 раз глубокий вдох и выдох, как при надувании
воздушного шара. Во время “надувания шарика”
руки постепенно разводятся в стороны, как-будто
шарик увеличивается в объёме. Затем резко
хлопнуть в ладоши и сказать: “Лопнул!” Повторить
3 раза.

Учитель: Ребята, а кто знает, что такое
“царство”? Ведь, вы уже сегодня слышали это
слово. Не знаете? Спросим у профессора? Дорогой
профессор, расскажите нам, пожалуйста!

Профессор: Царство – это очень
большая группа организмов, обладающих сходными
признаками строения, питания, жизни в природе.
Вспомните, какие царства живой природы вы знаете?
(Растений, Животных, Простейших, Бактерий, Грибов,
Вирусов). Ну, а вы Ботаника, сомневались по поводу
знаний шестиклассников, молодцы, ребята!

Ученик: Это еще не все, вот я, например,
знаю, что изучает современная ботаника. Давайте
запишем к себе в тетради.
Современная ботаника изучает:

  • законы жизни растений;
  • внешнее и внутреннее строение растений;
  • процессы жизнедеятельности растений;
  • закономерности распространения растений на
    Земле;
  • условия произрастания;
  • историческое развитие растительного мира;
  • взаимосвязи с другими живыми организмами и с
    окружающей средой.

Профессор: Сегодня к вам я пришел не
один, со мной мой помощник – компьютер.
Давайте-ка проверим, все ли я вам рассказал о
биологии и ботанике. Может, что-то забыл, ведь
иногда я бываю таким рассеянным.

Демонстрируются слайды (см. Приложение 1).

Профессор: Итак, о чем я не рассказал? (Ответы
учащихся.)

Биология: Сегодня вы познакомились с
моей дочкой – Ботаникой и, надеюсь, это
знакомство пойдет вам на пользу, так как
встречаться с ней на уроках выбудете весь год. Ну
а кто хочет побольше узнать о растениях и их
жизнедеятельности, может познакомиться ещё и с
книгами, и энциклопедиями, представленными на
выставке, а также печатными изданиями,
имеющимися у вас дома или в библиотеке. Будем
только рады вашим знаниям о нас.

Учитель: Давайте попрощаемся с нашими
гостями до следующего урока. ( Ботаника, Биология,
профессор уходят). Ну а мы поговорим о том, что
нового вы сегодня узнали на уроке?

– Как называется наука о растениях?
– Что изучает биология?
– В чем отличие культурных растений от
дикорастущих?
– Что такое царство?
– Когда на Земле появилась жизнь?

Ученица: Посмотрите, наши гости
оставили нам какое-то письмо, да нет – это не
письмо, а кроссворд. Отгадаем?

Ребята отгадывают кроссворд (см. Приложение 2).

Учитель: Ну, а теперь подведем итоги и
выставим оценки. Запишем задание на дом.