Интеграция уроков ритмики с учебными предметами

  • Кириллина Лена Георгиевна, учитель нач.классов

Не так давно в учебный процесс ввели новый
предмет – урок ритмики. И многие задавались
вопросами:

  • Что это за предмет?
  • Какие цели, задачи должен перед собой ставить
    педагог?
  • Чему и как обучать своих учеников.

Слово ритмика произошло от слова ритм – что
означает равномерное чередование каких-нибудь
элементов. Ритм можно слышать, ощущать не только
в музыке, но и в окружающей нас действительности:
ритм дождя, ритм падающих снежинок,
последовательность времен года, смена дня и ночи,
солнечных и пасмурных дней, ритм определенных
действий, ритм жизни, где светлая и темная полоса
сменяют друг друга. Получается, что ритм можно
уловить во всем, что нас окружает.

Возникает вопрос: чему же мы должны обучить
ребенка на уроках ритмики?

Развивать чувство ритма, умение слушать и
понимать музыку, согласовывать с ней свои
движения, формировать творческую активность,
воображение, речь.

Цель уроков ритмики – это приобщение
детей к танцевальному искусству, к хореографии.
Хореография – понятие очень широкое, буквально
означает в переводе с греческого «писать танец».
Но со временем этим словом стали называть все,
что относится к искусству танца: балет, бытовой
танец, профессиональное искусство,
самодеятельное искусство.

Хореография родилась на заре человечества. Еще
в первобытном обществе существовали танцы,
изображавшие трудовые процессы,
воспроизводившие движения животных, танцы
магического характера, воинственные танцы. В них
человек обращался к силам природы, не умея
объяснить их, он молился, заклинал, приносил
жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца.

С изменением социального строя, согласно
условиям жизни, менялись характер и тематика
народной хореографии. Новые темы, новые образы,
иная манера исполнения появлялись в хореографии
различных народов.

Можно ли считать танец только развлечением?
Только ли наша способность и умение красиво и
изящно управлять своим телом в такт музыке,
возможность расслабиться и выплеснуть избыток
энергии?

Интересно, но ведь малыш начинает танцевать
раньше, чем говорить. Ведь никто ему не объяснял,
как надо танцевать, куда девать руки и как
двигать ногами под музыку. Просто ему
понравилась мелодия, и его тело само собой стало
двигаться.

Вывод: танец, как и воздух, необходим человеку.

Деятельность учащихся в этом процессе
открывает практически неограниченные
возможности для реализации физического,
эстетического, познавательного, творческого
потенциала личности. Занятия танцем не только
учат понимать и создавать прекрасное, они
развивают образное мышление и фантазию, дают
гармоничное пластическое развитие.
Физкультурно-оздоровительная,
художественно-эстетическая, творческая
деятельность, совместно с
познавательно-исследовательской, способствует
эмоциональному развитию учащихся, вызывая
чувства коллективного сопереживания,
сочувствия, совместного ощущения эмоционально-
нравственной атмосферы и ее сотворчества.

Танец является богатейшим источником
эстетических впечатлений ребенка, его
творческих возможностей.

Синкретичность танцевального искусства
подразумевает развитие чувства ритма, умения
слышать и понимать музыку, согласовывать с ней
свои движения, одновременно развивать и
тренировать мышечную силу корпуса и ног,
пластику рук, грацию и выразительность. Занятия
танцем формируют правильную осанку, прививают
основы этикета и грамотной манеры поведения в
обществе, дают представление об актерском
мастерстве.

Танец имеет огромное значение как средство
воспитания национального самосознания.
Получение сведений о танцах разных народов и
различных эпох столь же необходимо, как изучение
всемирной истории и этапов развития мировой
художественной культуры, ибо каждый народ имеет
свои, только ему присущие танцы, в которых
отражены его душа, его история, его обычаи и
характер. Изучение танцев своего народа должно
стать такой же потребностью, как изучение
родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в
этом заключены основы национального характера,
этнической самобытности, выработанные в течение
многих веков.

В основу обучения детей младшего школьного
возраста необходимо положить игровое начало.
Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным
компонентом урока. Игра на уроке ритмики не
должна являться наградой или отдыхом после
нелегкой работы, скорее труд возникает на почве
игры, становится ее смыслом и продолжением.
Правильно подобранные и организованные в
процессе обучения танцы-игры способствуют
умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к
работе.

Специфика обучения хореографии связана с
постоянной физической нагрузкой. Но физическая
нагрузка сама по себе не имеет для ребенка
воспитательного значения. Она обязательно
должна быть совместима с творчеством, с
умственным трудом и эмоциональным выражением.
Задача педагога – воспитать в детях стремление к
творческому самовыражению, к грамотному
овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

Один из важных факторов работы на начальном
этапе обучения – использование минимума
танцевальных элементов при максимуме
возможности их сочетаний.

Длительное изучение, проработка небольшого
количества материала (движений) дает возможность
качественного его усвоения, что в дальнейшем
явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие
сочетаний танцевальных движений создает
впечатление новизны и развивает творческую
фантазию детей.

Таким образом, целью данного
интегрированного курса является развитие
познавательного, физического,
художественно-эстетического потенциала
личности, формирование творческой активности,
воображения, речи в процессе обучения уроков
ритмики.

Задачи: I. Обучающие:

  • Формирование представлений об окружающем мире;
  • Знакомство с многообразием культуры разных
    народов;
  • Научить учащихся работать с дополнительной
    литературой;
  • Расширение кругозора учащихся.

II. Воспитательные:

  • Воспитание эстетического вкуса (умения видеть
    красоту движения в танце);
  • Воспитание чувства коллективизма;
  • Воспитание нравственных качеств;
  • Воспитание уважения к традициям и культуре
    других народов.

III. Развивающие:

  • Формирование движенческих навыков, развитие
    чувства ритма, умения слушать музыку и отражать в
    движении характер музыки;
  • Формировать общее физическое развитие
    учащихся;
  • Развивать творческое воображение ребенка,
    совершенствовать навыки творческого
    самовыражения;
  • Развитие связной речи младших школьников.

Девиз курса – «Движение –это жизнь»

Основными принципами работы по данной
программе являются:

  • Ориентация на потребность ребенка чувствовать
    и выражать свои эмоции через танец;
  • Реализация потребности ребенка в движении;
  • Создание и поддержание атмосферы творчества на
    занятиях.

Следование этим принципам определяет
особенности построения учебного процесса:

  • Организация занятий преимущественно в форме
    игры (нестандартные уроки). Речь идет не о
    применении игры, как о средстве разрядки на
    уроке, а о том, чтобы весь урок был пронизан
    игровым началом;
  • У детей младшего школьного возраста восприятие
    и мышление в основном носят конкретно-образный
    характер. Поэтому танец должен быть связан не
    только с музыкой, но и с художественным словом,
    рисунком, пантомимой;
  • Организация практически на каждом уроке
    творческой деятельности в сочетании с
    физической и умственной работой, в процессе
    которой дети могли бы выразить свои впечатления,
    настроения, чувства, отношение к чему-либо, а
    также применять полученные на уроках знания;
  • Общение педагога с ребенком должно
    осуществляться на позиции «Личность-личность».

Условия, необходимые для реализации программы.

Для эффективной реализации программы
необходимы следующие условия:

  • Личностное общение педагога с ребенком;
  • Наличие специально оборудованного кабинета;
  • Широкое использование технических средств
    обучения (видео, аудио техника).

Отталкиваясь от этого, я пришла к выводу, что
урок ритмики можно связать с другими учебными
предметами (в частности с учебными предметами
программы «Школа-2100»).

Тематика курса обучения (по годам):

По годам обучения я разработала тематику курса:

1 класс – «Мир вокруг нас», ребенок должен
осознать, что человек – частичка природы.

2 класс – «Времена года», здесь мы развиваем
тему курса 1 класса. Ребята через поэзию, музыку,
движение должны прочувствовать единение природы
и человека.

3 класс – «Моя Якутия», у детей должно
сформироваться национальное самосознание,
чувство патриотизма к своей родине.

4 класс – «Народы мира», суть которого
заключается в единстве наций, в чувстве уважения
к другим народам, населяющим земной шар.

Связь ритмики с учебными предметами
развивающей программы «Школа-2100»

Математика

Проведение игровой разминки.

На доске:

(топаем, хлопаем, цокаем, топаем)

Теперь эти же фигуры попробуем разместить
по-другому, изменим ритм цепочки:

Сейчас, когда мы с вами выполняли эту разминку,
мы уловили ритм цепочки и отразили ее в
движениях.

ИЗО — труд

Ребятам очень нравится игра «Раскрась цветок».
Я даю им прослушать поочередно 5 мелодий, после
чего ребята, улавливая настроение музыки,
раскрашивают свой цветок. А в середине рисуют
свое настроение.

Также можно дать прослушать мелодию и после
небольшой беседы дать нарисовать детям то, что
они себе представили. Или же нарисовать этот
рисунок словесно. В ходе такой работы
развивается устная речь ребенка, воображение,
умение прочувствовать музыку.

Риторика

В «Детской риторике» Т.А.Ладыженской мне и моим
ребятам очень нравятся речевые разминки, которые
тоже можно связать с ритмикой. Дыхательные
упражнения «Задуй свечку».

Этюд «Я – чайник» способствует вентиляции
легких. Упражнение можно выполнять стоя и сидя.
Правая рука ладонью лежит на талии, левая рука,
согнутая в локтевом суставе, отведена в сторону,
кисть опущена, пальцы собраны. Условия – в полную
силу грудной клетки набрать воздух, задержать
дыхание как можно дольше, затем резко, шумно
вытолкнуть воздух из легких и расслабиться.

В конце детям можно предложить изобразить
разбившийся чайник, т. е. превратиться в «лужицу»
(постепенная релаксация до полного расслабления
мышц).

«Набери воздух и проговори на выдохе»:

Ваня, Ваня – простота,
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед
И поехал в огород.

Или же задание «Озвучь и изобрази»

Шел зеленый крокодил,
Никого он не щадил,
Всех старался удивить,
Испугать и укусить.

Такие задания учат детей не только правильно,
выразительно говорить, но и соответственно
двигаться.

История

С историей хорошо связывать уроки ритмики,
когда ребята учатся уже в 3-4 классе, тематика
курса которого «Народы мира». Здесь открываются
неограниченные возможности: учащиеся могут
собирать информацию об изучаемой стране, ее
истории, традициях, преданиях, народных костюмах.
Ведь, чтобы станцевать народный танец, надо знать
культуру народа. Эффективно действуют
уроки-путешествия по странам.

Окружающий мир

С окружающим миром я связывала уроки – «Учимся
быть пешеходами», «Откуда появилась снежинка?»,
«Путешествие дождинки».

Ребятам очень понравился урок, когда они
наглядно проследили за продвижением дождинки и
открыли для себя знание, как осуществляется
круговорот воды в природе.

На этом же уроке мы проделали игровое
упражнение «Ритм дождя»:

Представьте себе, что за окном ненастная
погода. Солнышко спряталось за тучи, дует ветер,
качая деревья, начинает капать дождик:
кап-кап-кап. Уловили ритм дождя? Давайте
прохлопаем его. Упала первая капля, вторая,
третья, и вот он уже полил бурным потоком
прозрачных дождинок. Но шалун-ветер вдруг начал
уносить тучки куда-то вдаль и на землю падают
последние дождинки. Посмотрите, на улице опять
выглянуло яркое солнышко. Давайте подставим лицо
и ручки к солнышку, закроем глаза. Чувствуете
свежий воздух? Вдохнем его. Как хорошо! Открыли
глаза, посмотрели друг на друга, улыбнулись.
Спасибо!

Сказка «Путешествие дождинки»

Жила – была маленькая Капелька в большом белом
облаке. Жила она не одна, а со своими сестрами и
братьями. С каждым разом их становилось все
больше и больше, и постепенно их облако
превращалось в огромную серую тучу.

Однажды, Капелька играла со своими подружками,
как вдруг подул сильный-сильный ветер. Все
перемешалось, и Капелька потеряла своих подруг.
Она пыталась найти их, как неожиданно она выпала
из тучи и помчалась куда-то вниз.

Вначале Капелька испугалась и закрыла глазки.
Но ей было очень интересно, куда же она летит, и
капелька открыла сначала один глазик, потом
другой. Ее взору предстала необыкновенная
картина: она увидела высокие деревья, широкие
реки, голубые озера, множество домов и куда-то
спешащих людей. Она смотрела и не переставала
удивляться красоте этой необыкновенной картины.
«До чего же скучно было сидеть в облачке?» —
думала Капелька.

Как вдруг она приземлилась на небольшое озеро и
слилась с ними в одно целое. Там она увидела еще
одно чудо – подводный мир. Особенно Капельку
поразили своей красотой плавающие туда-сюда
рыбы. Так Капелька жила и даже не подозревала, что
ее ожидает еще одно путешествие.

Однажды Капелька решила выбраться наверх и
посмотреть, что там творится. Она увидела яркое
светило и спокойно лежала, нежась в его теплых
лучах. Как вдруг почувствовала, как она теряет
вес и превращается во что-то легкое и воздушное.
Капелька превратилась в невидимый пар и
поднималась кверху. Она летела-летела, и опять
видела высокие деревья, широкие реки, голубые
озера, множество домов, но в этот раз они
удалялись от нее. А Капелька все летела и летела,
она была очарована полетом. Так неожиданно для
себя она опять попала в белое облачко, встретила
своих сестер, братьев, подруг и знала, что их
вскоре опять ожидает интересное путешествие.

Примеры тренировки внимания

Предложите ученикам рассмотреть знакомый
предмет и затем, отвернувшись, подробно его
описать. От раза к разу дети успевают рассмотреть
предмет за более короткий отрезок времени, а
описывают его более подробно. Так развивается
концентрация внимания.

Для развития звукового внимания даются задания
определить шумы и звуки внутри класса, за дверью
в коридоре, на улице, в соседнем помещении и затем
выделить из массы звуков именно те, которые
присущи указанному месту. Можно попытаться
угадывать конкретные звуки, степень их
дальности, анализировать их характер.

Полезно давать задания на быстрое переключение
внимания с одного предмета на другой (с ближнего
на дальний и наоборот). Например: рука, окно,
туфли, дверь и т.д.

Интересным упражнением будет переключение
внимания со зрительного на слуховое или
осязательное. Например: зеркало, звук с улицы,
ткань костюма, фортепиано, звук в соседнем
классе, линии ладони и т.д.

Такие упражнения, являющиеся азбукой
актерского мастерства, в игровой форме научат
детей концентрировать внимание,
сосредотачиваться, когда это необходимо.
Конечно, не следует чрезмерно увлекаться
подобного рода упражнениями, они скорее являются
подсобными и могут применяться в конце урока,
когда дети утомлены и нужны особые меры, чтобы
оживить внимание и восприятие.

Интегрированный урок

Тема: «Учимся слушать»

Цель: Учим быть внимательными слушателями;
обратить внимание на роль мимики, жестов, позы
слушателя в активном процессе слушания;
воспитываем любовь к прекрасному; формирование
движенческих навыков.

Ход урока:

1. Приветствие (поклон).

2. Постановка учебной задачи.

Учитель: Ребята, послушайте
высказывание Гераклита Эфесского: «Те, кто
слушая невнимательно, не понимают, уподобляются
глухим; о них свидетельствует изречение:
«…присутствуя, они отсутствуют»».

  • Как понимаете это высказывание? (ответы детей).
  • Умение слушать – редкая способность. Может быть
    у кого-то из вас эти слова вызовут недоумение.
    Действительно, что здесь особенного – уметь
    слушать? Ведь все люди, обладающие слухом, слышат
    друг друга, разговаривают.
  • Как вы думаете, слышать и слушать – это одно и то
    же? Объясните смысл слов. (Слышать – обладать
    слухом, воспринимать речь. Слушать – стараться
    вслушаться в то, что говорят, понять говорящего).
  • Чтобы услышать другого человека и понять его,
    нужно быть очень внимательным слушателем.
    Давайте поупражняемся во внимательном слушании.
    Я прочитаю вам «Скрюченную песенку» в переводе
    Корнея Чуковского, а вы запомните, какие
    скрюченные герои живут в ней и сколько их.
    Запоминайте только людей и животных.

Скрюченная песенка


Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.

А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.

И стояли у ворот
Скрюченные елки,
Там гуляли без забот
Скрюченные волки.

И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мяукала она,
Сидя у окошка.

А за скрюченным мостом
Скрюченная баба
По болоту босиком
Прыгала, как жаба.

И была в руке у ней
Скрюченная палка,
И летела вслед за ней
Скрюченная галка.

  • Итак, сколько скрюченных героев насчитали?(6).
    Молодцы!

3. Слушаем музыку.

Учитель: — Ребята, сядьте спокойно и
послушайте музыку (включает музыку).

— Что почувствовали? Какие чувства пережили?
(ответы детей)
— Если бы вы были художником, какую картину бы
нарисовали? Какие цвета использовали?
— Удалось ли композитору передать настроение
музыки?
— Всякую ли музыку вам нравится слушать? Почему?

Вывод: музыку, как и речь, мы тоже должны слушать
внимательно.

4. Подготовительная часть урока

  • Вход учащихся в зал (марш).
  • Построение детей в несколько линий, в 4 или более
    колонн.
  • Поклон педагогу.
  • Разминка (для головы, плеч, рук, корпуса, ног).

Основная часть урока

  • Изучение музыкально-ритмического материала,
    тренировочных вспомогательных упражнений.
  • Работа над этюдами, танцами.

Заключительная часть урока

  • Закрепление музыкально-ритмического материала
    в игре.
  • Музыкально-танцевальные импровизации.
  • Основное построение.
  • Поклон. Выход из зала (марш).

Интегрированный урок.

Тема: Путешествие в Древний Египет.

Цель:

  • Сформировать знания учащихся о Древнем Египте,
    о традициях и истории;
  • Отработка вычислительных навыков;
  • Формировать движенческие навыки, развитие
    творческого самовыражения;
  • Воспитание эстетического вкуса, умения видеть
    красоту движения в танце, воспитание чувства
    уважения к культуре народов.

Оборудование: глобус, карта, ящик с вопросами,
сообщения учащихся, задания, магнитофон.

Ход урока:

1. Вводная часть (ученики рассаживаются по
командам).

Учитель: В начале начал была земля, где
правили боги. И была она колыбелью волшебства,
местом рождения солнца и называлась Египет. И вот
в эту волшебную, загадочную, необычную страну мы
сегодня отправляемся в путешествие. А попасть в
Древний Египет, увидеть достопримечательности,
познакомиться с культурой нам поможет волшебный
глобус. Любой путешественник знает, что прежде
чем отправиться в путешествие, надо знать, где
это место находится.

Задание: какая команда быстрее найдет
на карте Египет и расскажет о ее
месторасположении.

(ответы учеников)

Учитель: Теперь, когда мы знаем
месторасположение этой загадочной страны,
отправляемся в путешествие. Все закройте глаза,
кручу волшебный глобус. Вот он уносит нас все
дальше и дальше в прошлое. Представьте себе
бескрайнюю пустыню с золотыми песками под
палящим солнцем, окружающую узкую плодородную
долину реки Нил, древние постройки,поражающие с
первого взгляда своей красотой и величием,
мудрых людей, восхвалявших свою землю – это и
есть Египет. Откройте глаза, ребята. Кому удалось
перенестись в Египет? (ответы детей)

2. Сообщения учащихся.

Вот мы в древнем Египте. Я уверена, что каждому
из вас есть, что рассказать об этой удивительной
стране, и сегодня некоторые из вас будут
экскурсоводами – поведают нам о тайнах и истории
Древнего Египта. Кто желает быть первым
экскурсоводом?

( сообщения учащихся)

Учитель: Молодцы, ребята! Сколько
всего вы знаете! А хотите узнать о знаменитой
гробнице Тутанхомона? Окунемся в историю, Говард
Картер в 1922 году раскопал нетронутую гробницу
юноши – царя Тутанхамона. Его провозгласили
фараоном в 12-летнем возрасте. Юному фараону
позволялось все, даже трон ему сделали в виде
качелей, чтобы не скучал. Он жил без никаких
забот, пока не понял, что вся власть принадлежит
жрецам. Он поделился своими сомнениями со своим
куратором, и в этом была его ошибка. Когда провели
обследование мумии фараона Тутанхамона,
выяснили, что он был убит ударом топора в затылок!
И историки утверждают, что убийцей был его
куратор. Ради власти он решил пойти на такой
низкий поступок. В гробницу Тутанхамона сложили
столько золота и драгоценностей, сколько ни
снилось самым великим фараонам. В маленькие
тесные комнатенки под скалами Долины царей
запихали целых пять позолоченных царских
колесниц, множество рисованных и скульптурных
портретов Тутанхамона.

3. Викторина.

Учитель: А сейчас мы проведем викторину по
командам. Представитель каждой команды возьмет
по три вопроса из ящика – пирамиды. Когда найдете
все ответы, поднимите руку. (дети берут задания).

Задания:

  1. Кто по мнению египтян сотворил жизнь на земле?
    (Ра-бог Солнца)
  2. Какое животное было причислено к священным?
    (кошка)
  3. Какая река протекает в Египте? (Нил)
  4. Нынешняя столица Египта? (Каир)
  5. Кто такой фараон?
  6. Расположите соответствующие буквы в порядке
    возрастания величин углов, и вы узнаете имя
    знаменитого правителя Древнего Египта, для
    которого была построена самая большая пирамида.

7. Расшифруй название города, который
в 3 тысячелетии до н. э. Был столицей Древнего
Египта.

М 77 : 11= С 15 * 4 = И (100 – 75) *2 =
Ф 6 * 8 + 4= Е (52 – 25) : 9 =

8. Что причисляется к семи чудесам
света?

М 12 * 2 = И 48 : 3 = П 25 * 3 = Р 90 : 2 =
А 15 * 2 = А 81 : 27 = И 16 * 3 = Д 60 :15 =

9. Чем знаменита гробница
Тутанхамона?

(работа в группах)

(поведение итогов викторины)

4. Подготовительная часть урока

  • Вход учащихся в зал (марш).
  • Построение детей в несколько линий, в 4 и более
    колонн (в зависимости от размеров зала и
    численности группы).
  • Поклон
  • Разминка (для головы, плеч, рук, корпуса, ног).

5. Основная часть урока


А) этюд танца
Б) перестроение
В) соединение движений с перестроением.

6. Заключительная часть урока

А) Исполнение танца
Б) Рефлексия

Учитель: Ребята, вот мы с вами и
побывали в Древнем Египте – окунулись в этот
необычный, волшебный мир с неразгаданными
тайнами и великими чудесами. Настало время
возвращаться домой. Закройте глаза, я кручу
волшебный глобус, который перенесет нас обратно
домой.

Что нового узнали сегодня на уроке?
Что особенно понравилось?

Какие впечатления у вас остались от
проведенного урока? (ответы детей)

В) Поклон. Выход из зала (марш).