Программа элективного курса по географии для учащихся 9-х классов по теме: Мы — туристы

  • Третьякова Ирина Николаевна, учитель географии

Пояснительная записка.

Важную роль в досуге населения играет туризм.
Это слово в переводе с французского языка
обозначает «путешествие, поездка».

За пределами своего постоянного
местожительства проводят свой досуг не только
туристы. Многие люди лечатся по путёвкам в
санаториях, отдыхают в домах отдыха, на базах
отдыха предприятий, в пансионатах.
Самостоятельно уезжают на время отпуска из дома
в другие места, где живут в гостиницах, на дачах,
на частных квартирах.

Туристы отличаются от всех этих людей
познавательной или специфической
направленностью своего досуга.

В туризме заложены огромные возможности для
воспитания, повышения культурного и
образовательного уровня участвующих в нём людей.
В туристских путешествиях пополняются знания
людей о различных сторонах жизни народа, о своём
крае, о разных районах нашей страны, а в
зарубежных туристских поездках – о других
странах мира.

Познавательные и спортивные возможности
туризма создают благоприятные условия для
интересного и полезного в образовательном и
воспитательном отношении проведения досуга
школьников.

Поэтому туризм должен занимать значительное
место в свободном от учёбы времени школьников, в
период каникул, в воскресные и праздничные дни и
являться одним из основных направлений
внешкольной воспитательной работы.

Школьный туризм тесно связан с краеведением.
Большая часть туристских походов, экскурсий и
путешествий школьников имеет краеведческое
содержание (в данной программе предложены темы
занятий по краеведению Томской области, которые
можно менять в зависимости от региона).

Целью разработанного курса является
привлечение внимания школьников к
туристско-экскурсионному делу. Оно является
составной частью социального развития и
повышения уровня жизни населения и дальнейшего
улучшения здоровья и отдыха, даёт реальную
возможность успешной самореализации подростка в
будущей профессии, заранее ориентированного в
смежных областях деятельности.

Задачи:

  • Определение значения туризма в досуге
    школьников.
  • Выявление основных видов туризма.
  • Развитие общего кругозора учащихся.
  • Определение месторасположения особо
    охраняемых территорий Томской области.
  • Подготовка учащихся к практическим навыкам
    ориентирования и выживания в природе.
  • Выделение основных правил поведения в природе.

Изучение данного курса предполагает
проведение лекционных, групповых,
индивидуальных и практических занятий.
Обязательное условие работы – выполнение
творческих заданий, выработка навыков
поисково-исследовательской и проектной
деятельности. Проекты учащихся могут быть
представлены на конференциях и конкурсах
различных уровней.

Данный курс предназначен для учащихся 9-х
классов.

Программа курса рассчитана на 17 учебных часов (1
час в неделю), при этом на
проектно-исследовательскую деятельность
отводится 4 часа.

Учащиеся давно проявляют интерес к
туристическому делу, и подобный курс, способный
теоретически подготовить ребят к практическим
выходам на природу, должен быть в программе
внеурочной работы любой школы.

Туристский бум, охвативший в последние
десятилетия всю планету, привлекает к себе
большое внимание. Помимо экономической выгоды,
удовлетворяя простое человеческое любопытство,
туризм способствует сближению разных народов,
укрепляет доверие между народами
неполитическими методами, а с помощью, так
называемой народной дипломатии.

Критерии оценки:

1. Тематический контроль:

— тестирование;

— собеседование;

— творческие работы учащихся;

— проблемные вопросы и задания, предполагающие
развёрнутые ответы и позволяющие выявить
степень усвоения материала.

2. Итоговый контроль:

— тестирование;

— творческие работы учащихся;

— написание рефератов и проектов по темам курса.

Тематическое планирование элективного
курса «Мы — туристы»


№ п/п

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1.

Классификация видов туризма

2 часа

2.

Культурные и исторические памятники
Томской области

2 часа

3.

Особо охраняемые территории

1 час

4.

Мы идём в поход

1 час

5.

Лесная аптечка

1 час

6.

Робинзонада

1 час

7.

Юный следопыт

2 часа

8.

Лес – наше богатство

1 час

9.

Выше гор могут быть только горы

1 час

10.

География летних отпусков

1 час

Проектно — исследовательская
деятельность

4 часа

ИТОГО: 17 часов

Требования к результатам изучения
курса:

По итогам изучения курса учащиеся
должны научиться следующим видам деятельности:

  1. Понимать значение туризма в досуге
    населения.
  2. Определять виды туризма.
  3. Знать особо охраняемые территории своей
    местности.
  4. Знать основные черты сходства и различия
    заповедников и национальных парков.
  5. Определять стороны горизонта по местным
    признакам.
  6. Уметь пользоваться природным материалом в
    походных условиях.
  7. Знать лекарственные и ядовитые растения.
  8. Определять животных и птиц, живущих в
    Томской области, по следам.
  9. Знать классификацию гор по высоте.
  10. Соблюдать правила поведения в природе.

Содержание элективного курса:

1. Классификация видов туризма

Виды туризма по значению, по возрасту
туристов, по способу передвижения, по характеру
организации, по цели путешествия.

2. Культурные и исторические памятники
Томской области

Работа с картой Томской области или экскурсия.

3. Особо охраняемые территории

Значение особо охраняемых объектов.
Возможность использования в рекреационных
целях.

4. Мы идём в поход

Необходимая экипировка, походные инструменты.
Обед из даров природы.

5. Лесная аптечка

Оказание первой помощи в случаях: ранения,
расстройстве пищеварения, простуды, зубной боли,
потертости ног. Лекарственные и ядовитые
растения.

6. Робинзонада

Определение сторон горизонта на местности.
Ориентирование по карте, компасу и местным
признакам. Растения – часы, растения –
барометры.

7. Юный следопыт

Звери и птицы, живущие на территории Томской
области. Определение животных и птиц по следам.
Способы передвижения зверя, направление
движения. Места гнездования птиц.

8. Лес – наше богатство

Лес. Отличительные признаки и свойства леса.
Основные хвойные и лиственные породы.
Экологические и биологические особенности
деревьев и кустарников. Правила поведения в лесу.

9. Выше гор могут быть только горы

Горы. Классификация гор по высоте.
Альпинистское снаряжение.

10. География летних отпусков

Места отдыха в окрестностях Томска. Куда
поехать летом?

Список рекомендуемой литературы:

  1. А.Ю.Александрова. Международный туризм: Учебное
    пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.
  2. И.И. Баринова и др. Внеурочная работа по
    географии / И.И.Баринова, Л.И. Елховская, В.В.
    Николина: Под ред. И.И. Бариновой. — М.: Просвещение,
    1998. — 157 С., ил.
  3. А.В. Даринский. Вопросы туризма в школьном курсе
    географии: Пособие для учителей. – М.:
    Просвещение, 1978. – 135 с., ил.
  4. Ю.Д. Дмитревский. Туристские районы мира:
    Учебное пособие. – Смоленск: СГУ. – 2000.
  5. Н.С. Евсеева. География Томской области:
    население и хозяйство: Учебное пособие. – Томск:
    Томский государственный университет, 2005. – 168 с.
  6. В.П. Максаковский. Развитие и география
    международного туризма // География в школе. – 2000.
    — №8.
  7. Н.С.Мироненко, И.Т.Твердохлебов. Рекреационная
    география. – М.: Изд – во МГУ, 1982.
  8. Х. Монтанер Монтехано. Структура туристского
    рынка: Учебное пособие / Пер. с исп. – Смоленск:
    СГУ, 1997.
  9. А.З. Сафиуллин. Географическое краеведение в
    общеобразовательной школе: Пособие для учителей.
    — М.: Просвещение, 1999. – 127 с., ил.
  10. Туризм, гостеприимство, сервис:
    Словарь-справочник / Под ред. Л.П. Воронковой. – М.:
    Аспект Пресс. 2002.
  11. Туристский терминологический словарь:
    Справочно — методическое пособие / Авт.-сост.
    И.В.Зорин, В.А.Квартальнов. – М.: Советский спорт,
    1999.
  12. П.А. Черемисин. Виды современного туризма //
    География в школе. – 2003. — №6.