Игра-путешествие на тему: Незнайка в Компьютерном городе

  • Огуркова Ирина Викторовна, учитель информатики

Цели:

Обучающие:

  • повторение и обобщение знаний и умений по темам:
    устройства компьютера; кодирование информации,
    алгоритм, множества, координатная сетка;
  • стимулирование познавательной деятельности
    учащихся;
  • содействие успешному усвоению учащимися
    учебного материала по курсу информатики.

Развивающие:

  • развитие логического и алгоритмического
    мышления, умение взглянуть на привычное с
    неожиданной стороны;
  • развитие памяти и внимания;
  • развитие познавательного интереса, творческой
    активности учащихся.

Воспитывающие:

  • воспитание стремления доводить дело до
    намеченного результата;
  • воспитание уважения к сопернику, умения
    работать командой.

Оборудование: карточки с заданиями, клей,
карандаш.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит песня “В траве сидел кузнечик”.

На сцене появляются Мушка, Ромашка, Незнайка и
Пончик.

Ромашка: — Здравствуй Мушка.

Мушка: — Здравствуй Ромашка. Посмотри, какую
красивую ромашку я сорвала. Тебе нравится? (В
руках ромашка и воздушный шарик.)

Ромашка: — Очень красивая!

Мушка: — Возьми, она для тебя. Пошли играть.

Ромашка: — Пошли. (Отходят в сторону и начинают
кидать друг другу воздушный шарик.)

Незнайка: — Привет Пончик!

Пончик: — Здравствуй Незнайка.

Незнайка: — Как всегда чупа-чупс сосёшь!

Пончик: — Режим питания нарушать нельзя.

Незнайка: — Пончик, а хочешь со мной в крестики
нолики сыграть?

Пончик: — Давай. А ты жульничать не будешь?

Незнайка: — Нет. (Играют на полу в крестики
нолики)

Выходит Знайка.

Знайка: — Однажды Винтик и Шпунтик никому
ничего не сказали, закрылись у себя в мастерской
и стали что-то мастерить. Целый месяц они пилили,
строгали, паяли, никому ничего не показывали и
наконец смастерили: умную машину и назвали её –
компьютер.

Винтик: — Ура! Готово!

Шпунтик: — А, давай наше изобретение покажем
друзьям!

Винтик: — Давай, скучно же вдвоём играть.
(Выносят компьютер)

Пончик: — Что это?

Незнайка: — Какой ящичек! (Тянется, чтобы
нажать клавишу)

Винтик: — Не торопись Незнайка, сейчас мы всё
объясним.

Знайка: — Это не ящичек – это компьютер! Он
умный как человек всё умеет: и рисовать, и писать
и задачи решать!

Шпунтик: — Компьютер теперь наш друг! И мы
хотим, чтобы он стал и вашим другом тоже. Только
сначала нужно научиться на нём работать.

Незнайка: — Чур, я первый!

Знайка: — Как же ты будешь на нём работать,
если не умеешь элементарного: включать
компьютер, задавать программы?

Незнайка: — Ну и что, что не умею, вы же сами
сказали, что он умный. Пусть сам всё сделает.
Включится задаст программы. (Передразнивает)

Винтик: — Ну, хорошо, тогда и поиграет без тебя.

Знайка: — Ребята перестаньте спорить, нужно
подумать, как нам научиться работать с
компьютером.

Незнайка: – Я знаю, я знаю!

Шпунтик: — Знаем мы опять сейчас что-нибудь
неладное задумаешь.

Незнайка: — Нет, послушайте, есть одна идея.

Знайка: — Давайте выслушаем Незнайку.

Незнайка: — Когда я летал на Луну. Там было так
здорово. Такие интересные человечки, а ещё у меня
там была подружка Звёздочка.

Винтик: — Незнайка, а тоже ты там про
компьютеры то узнал?

Незнайка: — Да не торопи ты. Ну, я и
рассказываю. Однажды Звёздочка поведала мне
историю, что существует Компьютерный город.

Шпунтик: — Ну и где ж этот город?

Незнайка: О! Он очень далеко, но попасть туда
очень просто, нужно только произнести волшебные
слова.

Ромашка: — Ну что же ты тянешь, говори скорее.

Незнайка: — Эне, бене, рики тай, в город
Компьютеров нас отправляй. Ребята давайте все
вместе возьмемся за руки и ещё раз произнесём эти
слова.

Закрывают глаза, произносят слова и делают шаг
вперёд. Смотря по сторонам, восхищаются городом и
видят мера.

Все: — Здравствуйте.

Мэр: — Здравствуйте, я мэр Компьютерного
города. Рада вас видеть, у нас в гостях.

С чем пожаловали к нам?

Незнайка: — А, правда, что жители вашего города
знают всё, всё о компьютерах?

Мэр: — Правда! Они очень много знают и
стремятся узнать ещё больше. Так как каждый год в
нашем городе проводится соревнование между
командами, и самые лучшие получают дипломы. А
оценивают их знания Великие Знайки, Магистры
компьютерных наук – наше уважаемое жюри.

(Представление жюри.)

Незнайка: — Тогда, пожалуйста, научите нас
работать на компьютере. А то вот Знайка с
ребятами собрали компьютер, а как работать на нём
не знают.

Мэр: — Вы как раз вовремя, сегодня здесь
собрались самые умные жители нашего города. И
сейчас вы с ними познакомитесь.

  • Слово предоставляется команде _______. (Название
    команды, девиз.)
  • Слово предоставляется команде _______. (Название
    команды, девиз.)
  • Слово предоставляется команде _______. (Название
    команды, девиз.)

Мэр: — Я предлагаю вам остаться на время
конкурса, будете мне помогать раздавать задания
и многому успеете научиться. Согласны?

Все: — Да!

Мэр: — Команды к конкурсным испытаниям готовы?

Команды: — Да!


Испытание 1

Мэр: — Ребята, первое испытание на скорость и
правильность. После того как зазвучит музыка вы
быстро переворачиваете лист, внимательно
просматриваете все рисунки. Находите устройства
компьютера и обводите их. После окончания
выполнения один человек встаёт и кричит название
команды. <Рисунок 1>

Спасибо командам. Жюри подводит результаты.

Испытание 2

Мэр: — Второе испытание на кодирование. Ваша
задача при помощи кода разгадать, что же здесь
написано. Под каждым значком есть пустая клетка в
неё то вы и будете записывать букву. После того
как вы разгадаете фразу, напишите название своей
команды при помощи значков.

<Рисунок 2>, <Рисунок 3>

Мэр: — Слово предоставляется Магистрам
компьютерных наук. (Сообщение результатов.)

— Спасибо командам, спасибо Великим Знайкам.


Испытание 3

Мэр: — На белом свете много разных лиц. В
третьем испытании вам предоставляется
возможность выявить закономерность и дорисовать
лица. <Рисунок 4>

Мэр: — Спасибо командам.


Испытание 4

Мэр: — Испытание 4. Оля, Юля и Аня пришли в
гости к Кате. Они долго беседовали о том, как им
удалось провести каникулы.

— Ну, Ромашкина, ты, наконец, научилась вязать? –
спросила Юля.

— О, ещё как, — ответил Ромашкина, — могу теперь
потягаться в вязании с тобой и Олей.

— Посмотрите, какую коллекцию мягких игрушек я
собрала, — сказала Пчёлкина, прерывая разговор
подруг, и достала из шкафа коробку с игрушками.

Всем, особенно Мушкиной и Оле, игрушки очень
понравились. А Незабудкина обещала показать
подругам собранную ей коллекцию наклеек.

Ваша задача определить имя и фамилию каждой
девочки. <Рисунок 5>

Мэр: — Спасибо командам.


Испытание 5

Мэр: 5 испытание это координатная сетка.
Координатная сетка похожа на много подъездный и
многоэтажный дом, в котором живут точки. Точка
находится на пересечении двух линий. Скажите, что
обозначает первое число, записанное в скобках?
(Подъезд). Второе число? (Этаж). Правильно, значит,
для того чтобы попасть по адресу (2,1) нужно зайти
во второй подъезд на первый этаж. Вы будете
ставить точки, и соединять их по порядку, в итоге
у вас получится рисунок. <Рисунок 6>

Мэр: — Слово предоставляется Магистрам
компьютерных наук. (Сообщение результатов.)

— Спасибо командам, спасибо Великим Знайкам.

Знайка: — Мы однажды с ребятами сделали
воздушный шар. Можно ли наши действия записать в
виде алгоритма?

Мэр: — Да! А как вы делали воздушный шар?

Знайка: — У нас в городе растут цветы похожие
на фикусы. Если на стебле такого цветка сделать
надрез, то из него начинает вытекать белый сок.
Этот сок постепенно густеет и превращается в
резину, из которой можно сделать шар.

Все коротышки собирали сок и приносили его в
большую бочку. Потом мы взяли насос присоединили
к нему резиновую трубку, конец трубки облили
резиновым соком, и потихоньку стали накачивать
насосом воздух. Все время, обмазывая со всех
сторон резиновым соком. Когда шар стал величиной
с дом, завязали веревочкой трубку, чтобы не
выходил воздух. Накинули сетку на шар и привязали
корзину. Всё наш шар готов. (Винтик и Шпунтик
делают шар.)


Испытание 6

Составьте блок-схему: расставив все действия по
порядку и нарисовав стрелки. <Рисунок 7>, <Рисунок 8>

Мэр: — Алгоритм “Сбор резинового сока”. В
этом испытании сначала на столе составьте
блок-схему. У вас есть четыре пустых блока в них
вам нужно вписать команды. Убедитесь, что у вас
всё правильно, только после этого приклейте на
лист и нарисуйте стрелки.

Мэр: — Спасибо командам.

Испытание 7

Составить блок-схему: вырезать блоки,
расставить действия по порядку, нарисовать
стрелки. <Рисунок 9>, <Рисунок 10>

Мэр: — Алгоритм “Изготовление воздушного
шара”. Расставьте все действия по порядку,
проверьте, после этого приклейте на лист,
нарисуйте блоки и стрелки.

Мэр: — Слово предоставляется Магистрам
компьютерных наук. (Сообщение результатов.)

— Спасибо командам, спасибо Великим Знайкам.


Испытание 8

Мэр: — И последнее испытание. На листе
нарисованы круги. Множество предметов на букву Н,
множество предметов на букву А, множество
предметов на букву Р. Вам нужно разложить
предметы по множествам приклеив их. <Рисунок 11>, <Рисунок 12>

Мэр: — Спасибо командам. Пока Великие Знайки
совещаются, давайте с вами отдохнём.

Мэр: — Слово предоставляется Великому Знайке,
Магистру компьютерных наук …

(Награждение).

Незнайка: — Ой, как нам понравилось у вас в
гостях. Теперь я понял, чтобы научиться работать
на компьютере нужно много знать.

Знайка: — Ну, теперь нам пора домой. Спасибо
вам. До свидания.

Все: — Эне, бене, рики тай, в город Цветочный
нас отправляй! (Берутся за руки, делают шаг вперёд
на сцену).

Мушка: — Было так здорово, Теперь я умею
находить закономерность и рисовать смешные
рожицы.

Ромашка: — А я научилась решать задачи.

Пончик: — Мне больше всего понравилось
раскладывать предметы по кружкам и приклеивать
их.

Винтик и Шпунтик: — А нам понравилось
составлять алгоритмы.

Знайка: — Вот видите, как хорошо много знать.

Мэр: — До свидания ребята, если в этом году вам
не удалось занять первое место не
расстраивайтесь, прилежно занимайтесь целый год
и в следующий раз вы обязательно победите!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


№ п/п

Задания

Критерии оценки

1

Устройства ПК Всего: 10 баллов.

За каждое
ненайденное устройство минус 0,5 баллов.

За порядок очерёдности — минус 1 балл

2

Кодирование Всего: 10 баллов. 1 слово — 2
балла.

3

Закономерность Всего: 12 баллов. 2 элемента — 1
балл.

4

Логическая задача Всего: 8 баллов. За правильное
имя — 2 балла.

5

Координатная сетка Всего: 10 баллов. 4 точки — 1 балл.

6

Алгоритмы (линейный) Всего: 5 баллов.

7

Алгоритмы (цикл) Всего: 20 баллов

Правильный
порядок действий — 15 баллов, правильность стрелок
— 3 б., правильность фигур — 2 б.

Если не на своём месте — минус 1 балл.

8

Множества Всего: 10 баллов. 2 предмета — 1
балл.
Всего баллов — 85 баллов.