Повторительно-обобщающий урок по теме: Россия при Петре I в 7-м классе

  • Рахметова Татьяна Юрьевна, учитель

Урок проводится в форме игры
“Умники и умницы”

Цель урока: повторить и
закрепить знания, полученные при изучении темы.

Задачи:

1.Продолжить работу по формированию
умений ясно, четко и убедительно излагать свои
мысли.

2. Продолжить работу по формированию
умений давать оценку историческим событиям,
деятельности исторической личности.

3. Воспитывать гордость и уважение за
достижения наших предков.

Оборудование:

1. Карта “Россия с конца XVII века до 60-х
годов XVIII века”.

2. Репродукции картин “Полтавская
битва”, “Утро стрелецкой казни”, портреты Петра
I, Карла XII.

3. Ордена “Шелкового умника”.

В игре принимают участие все учащиеся.
Игра состоит из трех агонов. Девять человек
(агонисты) участвуют в соревнованиях на дорожках,
по три в каждом агоне. Участники соревнований на
дорожках выступают с заранее подготовленным
заданием. Жюри оценивает выступления и
присуждает места. Победитель первый выбирает
дорожку. Кто занял второе место, тоже выбирает
дорожку. Занявшему третье место достается
оставшаяся дорожка. На красной дорожке ошибаться
нельзя, но быстрее можно победить. На желтой
дорожке можно ошибаться только один раз. На
зеленой дорожке можно ошибаться два раза. Со
штрафным очком можно переходить в следующий тур
на желтой и зеленой дорожке, на красной дорожке
при ошибке ученик выбывает из игры. Побеждает
тот, кто первым прошел дорожку. Победитель
получает оценку “5”. Проигравшие становятся
“теоретиками”. “Теоретики” — учащиеся, которые
не участвуют в соревнованиях на дорожках. Они
отвечают на вопросы с места и за правильный ответ
получают орден “Шелкового умника”. За три
ордена ставится оценка “5”, за два ордена оценка
“4”, за один орден оценка “3”.

Жюри состоит из двух человек. Жюри
оценивает ответы и присуждает ордена. Секретарь
следит за тем, кто первым поднимет руку для
ответа.

I агон

Приглашаются три участника. Задание
участникам: “Представьте, что вы участник
Полтавской битвы и перед вами выступил Петр I с
речью. Какое впечатление она на вас произвела?”

Жюри определяет места, и участники
выбирают дорожку для дальнейшей игры.

Участникам предлагают на выбор имена:
Петр I, Карл XII, Франц Лефорт, Федор Головин,
Шереметев Б. П., художник Суриков В. И., Пушкин А. С.,
Беринг В., Меншиков А. Д.

1. Вопрос Петру I: “Какую битву вы
назвали “матерью Полтавской баталии”?”

2. Вопрос Карлу XII: “В честь какого
события вы приказали выбить медаль с надписью
“Исшед вон, плакася горько”.

3. Вопрос Лефорту: “Вы один из
руководителей Великого посольства. Под каким
именем находился в посольстве Петр I?”

4. Вопрос Ф. Головину: “Вы также
руководили Великим посольством, скажите, какому
ремеслу обучался Петр за границей?”

5. Вопрос Б. П. Шереметеву: “Вы Борис
Петрович, были полной противоположностью Петру I,
отличались обстоятельностью, не терпели риска,
никогда не входили в “компанию” царя, не были
близким ему человеком. Какое воинское звание
присвоил вам царь впервые в России?”

6. Вопрос Сурикову В. И.,: “Какую картину
вы посвятили жестокой расправе над стрельцами?”

7. Вопрос Пушкину А. С.,: “О каком городе
вы сказали: “Судьбою здесь нам суждено в Европу
прорубить окно”?”

8. Вопрос Берингу В.: “Какое открытие вы
совершили во время дальневосточной экспедиции?”

9. Вопрос Меншикову А. Д.: “ Кто из
поэтов дал вам характеристику “полудержавный
властелин”?”

II агон

Приглашаются три участника. Задание
участникам: “Под Нарвой Петр потерпел жестокое
поражение. Но историки говорят, что сражение под
Нарвой – путь к победе. Правильно ли это?”

Судьи определяют 1, 2, 3 места и
участники выбирают дорожку для игры.

Участникам предлагают на выбор слова:
морское сражение, “око государево”, “ревизские
сказки”, “Табель о рангах”, Софья, военные игры,
Академия наук, союзники, коллегии.

1. В каком морском сражении русский
флот одержал первую победу над шведами?

2. Кого в Российской империи называли
“оком государевым”?

3. Какие документы называли
“ревизскими сказками”?

4. Что такое “Табель о рангах”?

5. Какое отношение имела Софья к Петру I?

6. Как называли полки, с которыми Петр в
детстве играл в военные игры?

7. Когда была открыта Академия наук?

8. Какие страны заключили союз с
Россией против Швеции?

9. Что такое коллегии?

III агон

Приглашаются три участника. Задание
участникам: “Почему Петра I называют Великим?”

Судьи определяют 1, 2, 3 места и
участники выбирают дорожку для игры.

Участникам предлагают на выбор слова:
Ништадт, Новый год, фамилия, Митрофанушка, борода,
газета, налоги, рекруты, Полтава.

1. Что произошло в городке Ништадт?

2. Когда Петр повелел праздновать Новый
год?

3. Какую фамилию носил Петр I?

4. Как Петр мог ответить на слова
главного героя пьесы Фонвизина “Недоросль”
Митрофанушки: “Не хочу учиться, а хочу
жениться”?

5. Для чего служат “бородовые знаки”?

6. Как называлась первая русская
печатная газета?

7. Как изменилась налоговая система при
Петре I?

8. Кто такие рекруты?

9. Что и когда произошло под Полтавой?

Вопросы, на которые не ответили
участники соревнования на дорожках, задают
“теоретикам”.

Ответы

I агон

1 Битва у деревни Лесной в 1708 г.

2 Поражение русских войск под Нарвой в
1700 г.

3 Петр Алексеев

4 Строительство кораблей

5 Фельдмаршал

6 “Утро стрелецкой казни”

7 Санкт-Петербург

8 Пролив, разделяющий Евразию от
Северной Америки

9 Пушкин А. С.

II агон

1 Победа русского флота над шведским у
Гангута в 1714 г.

2 Генерал-прокурор

3 Документ о переписи населения

4 Документ, определяющий порядок
продвижения по государственной и военной службе

5 Старшая сестра Петра

6 “Потешные” полки

7 1725 г.

8 Дания и Речь Посполитая

9 Органы государственного управления,
созданные вместо приказов

III агон

1 Заключен мир со Швецией в 1721 г.

2 1 января 1700 г.

3 Романов

4. “Не знаешь цифирь – не женись”

5 Разрешение не брить бороду

6 “Ведомости”

7 Введена подушная подать

8 Новобранцы в армию

9 Полтавская битва 1709 г.