Снятие фобии диктанта, или к вопросу о том, как сделать диктант нестрашным

  • Якунина Наталья Николаевна, учитель

Одна из глубочайших проблем обучения в среднем
звене состоит в том, что большинство детей уже
испытали в школе неприятные переживания и успели
сделать вывод о том, что к некоторым предметам у
них нет способностей. Из-за этого эти предметы
или школа вообще становятся сигналом, который
запускает неприятные воспоминания, заставляющие
ребёнка плохо себя чувствовать. А людям, как
известно, немногому удаётся научиться, когда они
плохо себя чувствуют. Если реакция ребёнка
по-настоящему сильна, психологи даже определяют
её как “школьную фобию”.

Часто приходится замечать, что ученики впадают
в панику, едва заслышав слово “диктант”. А
некоторые дают себе установку: “Ну вот, ещё одна
“двойка”!” От такого ученика трудно добиться
концентрации внимания, он не только не видит
орфограмм и пунктограмм, он заранее обрёк себя на
неуспех и не желает сосредотачиваться. Поведение
обучающихся в подобных случаях обусловлено
предвосхищающими эмоциями разочарования,
основанными на тех отрицательных впечатлениях,
которые они уже однажды пережили. Такая
категория детей требует к себе особого подхода.
Важная задача учителя – нейтрализовать память
об отрицательных эмоциях, настроить
обучающегося на то, что данное задание (диктант)
вполне ему по силам. Возможные пути выполнения
этой задачи я стала искать в методиках
нейролингвистического программирования. Первые
шаги помогла сделать книга М.Павловой
“Интенсивный курс повышения грамотности с
помощью НЛП”.

Чтобы снять “фобию диктанта”, М.Павлова
советует выполнить простое упражнение. Сначала
следует напрячь мышцы, сжать руки в кулаки и
положить вытянутые руки на парту перед собой.
Сидеть нужно очень прямо, чувствуя, как напряжены
мышцы. Затем расслабиться, разжать пальцы и
опустить руки вниз. Почувствовать покой и
уверенность. Теперь можно взять ручку и
выслушать первое предложение текста диктанта.

В другой раз мы попробовали “заколдовать”
слово “диктант” с помощью цветных карандашей
или фломастеров. Следует предложить обучающимся
представить, как выглядело бы слово, если бы оно
было надписью на обёртке шоколадки. Я говорю
детям: “Если есть шоколад “Шок”, а по телевизору
рекламируют “Скелетоны”, то почему бы не быть
шоколаду “Диктант”?!” После короткой паузы
продолжаю: “Вам очень хочется съесть эту
шоколадку, название привлекает ваше внимание.
Вам интересно узнать, какой у неё вкус. Вы
предвкушаете удовольствие от нового лакомства.
Яркая обёртка манит к себе. Какого цвета буквы в
названии? Какого они размера? Возьмите цветные
карандаши или фломастеры и нарисуйте красочное
название нового вкусного шоколада “Диктант”.
Какие чувства вы испытываете теперь, глядя на это
слово?” Большая часть ребят перестаёт
волноваться. Сама идея назвать шоколад словом
“Диктант” кажется им забавной и вызывает
сначала смех и весёлое настроение, но в момент
рисования дети успокаиваются, и диктант
воспринимается ими спокойно.

Можно перед диктантом предложить вниманию
ребят метафору на формирование чувства
уверенности. Например, “Всё в твоих руках”.

Эта история произошла давным-давно в
старинном городе, в котором жил великий мудрец.
Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг
его родного города. Но был в городе человек,
завидующий его славе. И вот решил он придумать
такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него
ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку,
посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал:
“Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая
бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если
он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка
умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою
ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто
из нас умнее”. Так все и случилось. Завистник
поймал бабочку, посадил ее между ладонями и
отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая
бабочка у меня в руках, о, мудрейший, — живая или
мертвая?” И тогда мудрец, который действительно
был умным человеком, сказал: “Все в твоих
руках…”

Очень интересным и полезным для ребят
оказалось задание, которое я придумала, когда все
выше описанные упражнения были уже проделаны.
Детям было предложено создать рекламу диктанта.
Эта работа позволила не только снять страх и
унять волнение перед контрольным диктантом, но и
способствовала развитию творческих
способностей и дала пищу для размышления
учителю. Тексты некоторых реклам представлены
далее.

Вам надоели однообразные диктанты с ужасно
скучными темами, где вы допускаете кучу ошибок?
Тогда наш диктант специально для вас!

Этот диктант – настоящее чудо! В нём каждый
найдёт то, что интересно писать ему.

Наш диктант был разработан по специальной
программе, которая максимально увеличивает ваши
шансы на хорошую оценку! Теперь даже двоечник
может стать отличником или хорошистом!

Не упускайте свой шанс – напишите наш
чудо-диктант, и вы не пожалеете!

(Новосельцева К.)

Вам надоело получать плохие оценки по русскому
языку? Вы хотите быть первым по этому предмету?

Есть простое решение облегчить себе задачу –
это новый семиклассный диктант по русскому
языку. Всё, что для этого нужно, — это повторить
пройденный материал, освободить свой мозг от
проблем и загрузить его по новой технологии, то
есть сосредоточиться на диктанте.

Расслабьтесь, представьте себе, что пишете
волшебной ручкой, которая даёт вам шанс написать
все слова диктанта безошибочно. Но помните, если
вы сделаете более одной ошибки, вы моментально
вылетаете из программы “Самая лучшая работа
класса”. Если же ошибок у вас не будет, вы
становитесь участником игры “Заработай сейчас
“пять”, чтобы смог потом гулять!”

Желаем вам удачи!

Рекламная группа 7В класса.

Менеджер по рекламе – Сапарова Диана

Хочешь море ощущений?! Сначала поволноваться,
затем сосредоточиться, а потом испытать небесное
блаженство. Если да, то приди и напиши
сногсшибательный диктант! Диктант, который
очарует тебя и заставит полюбить урок русского
языка. Не теряй свой шанс, приди, если хочешь быть
счастлив!

Диктант – это незабываемые ощущения!

( Аминов Т.)

Внимание! Внимание!

Вышло новое средство против волнения и стресса
на диктантах, которое называется “Внимательная
голова”!

Способ применения:

Выучить все орфограммы и пунктограммы, которые
понадобятся на диктанте.

Вложить всё во “Внимательную голову” и
запомнить.

Всё очень просто!

Плюс ко всему – тот, кто напишет диктант на
“четыре” или “пять”, получает в подарок по
выбору: хорошее настроение, похвалу родителей,
улыбку учителя или всё это, вместе взятое.

(Минасян Н.)

Всем! Всем! Всем!

Совсем недавно вышел в свет абсолютно новый
диктант.

Из него вы узнаете новые интересные истории из
жизни своих сверстников. Узнаете об их
приключениях и пакостях.

Такого нет больше нигде, самые новые сведения о
мальчиках и девочках…

Пишите этот диктант! Он запомнится вам на всю
жизнь!

Кроме того, вы сможете абсолютно бесплатно
проверить свои знания по орфографии и
пунктуации.

Желаем интересно и с пользой провести время!

(Маевская П.)

Специальное предложение!

Только сейчас вы можете приобрести “Диктант по
русскому языку со шпаргалкой”! Всё выполнено на
хорошей бумаге, доброкачественными чернилами,
каллиграфическим почерком.

Диктант очень простой (для тех, кто знает все
правила русского языка), в нём много предложений
с прямой речью, однородными членами, причастными
и деепричастными оборотами и другими случаями
постановки пунктуационных знаков.

Шпаргалка очень компактная, может поместиться
даже в футляре для очков. Хотите узнать, что в ней
написано? В ней написано: “Учи всё сам!”

Если вы позвоните прямо сейчас, то мы вам
предоставим ручку с синими чернилами и золотым
пером фирмы “Parker”.

Но и это ещё не всё! Если вы удачно напишите наш
диктант, безмятежный летний отдых вам обеспечен!

( Панов В.)

Диктант для нас всем хорош!
Ведь в нём совсем немного слов:
Абзацев примерно пять.
Вот и надо всем его отлично написать!

(Власова Я.)

Анализируя работы детей, можно заметить
некоторые причины, побуждающие их испытывать
страх, волнение перед диктантом. Страх оказаться
не в числе лучших, испытать неудовольствие
учителя, родителей, насмешки одноклассников
заставляет волноваться даже успешных
обучающихся. Для некоторых ребят камнем
преткновения становится содержание диктанта:
они не могут сосредоточиться на непонятном и
поэтому неинтересном для них материале. Не лень и
нерадивость, как думают иногда учителя, а страх и
волнение ухудшают память, не дают
сконцентрировать внимание, работать в нужном
темпе. Поэтому в некоторых рекламах
проскальзывает мечта о волшебных ручках,
супершпаргалках, чудодейственных средствах.

Готовясь к предстоящему контрольному диктанту,
я уже по-другому смотрела на содержание текста.
Он должен был не только соответствовать
пройденному материалу, но и быть интересным и
понятным для учащихся, открывать для них что-то
новое, увлекательное. Мне показалось, что текст
“Осенние картины Левитана” вполне подходит для
этого.

Осень на картинах Левитана очень
разнообразна. Трудно перечислить все осенние
дни, нанесённые им на полотно. Левитан оставил
около ста картин осени.

На них были изображены стога сена,
почерневшие от сырости, одинокие золотые берёзы,
ещё не обитые ветром.

Во всех этих пейзажах лучше всего
передана печаль прощальных дней, сыплющихся
листьев, загнивающих трав и предзимнего солнца,
слабо прогревающего землю.

Левитан написал несколько
превосходных весенних картин, но это обычно была
весна, похожая на осень.

В “Большой воде” затопленная
разливом роща обнажена, как осенью, и даже не
покрылась зеленоватым дымом первой листвы. В
“Ранней весне” чёрная глубокая река мёртво
стоит среди оврагов, ещё покрытых рыхлым снегом.
И только в картине “Март” передана настоящая
весенняя яркость неба над тающими сугробами и
блеск талой воды, каплющей с крыльца дома. (По
К.Паустовскому.)

А вот как мы писали диктант после проведённой
“рекламной акции”.

Урок начался с чтения некоторых рекламных
текстов. Надо сказать, ребята с нетерпением ждали
этого момента, им было интересно узнать, что
получилось у других, ведь в рекламных кампаниях
им участвовать ещё не приходилось, да и слишком
уж необычен рекламируемый объект. Привычное
перед диктантом волнение было заменено
интересом, приподнятым настроением, вызванным
“находками” некоторых “рекламных менеджеров”.

Далее учащимся было объявлено, что в тексте
диктанта, который они будут писать, речь идёт о
картинах великого русского художника И.Левитана.
Репродукции этих картин были показаны детям. Не
обошлось при этом без доли интриги.

— Как вы думаете, какое время года изображено на
этой картине? – спросила я ребят, показывая, но не
называя им картину “Весна. Большая вода”.

Одни решили, что весна, другие увидели осень.
Выслушали по одному объяснению с каждой стороны.
Затем, когда текст был прочитан, стало понятно,
почему в нём идёт речь об “осенних картинах”.

— А теперь, когда вы получили эстетическое
наслаждение (делается акцент на приятном),
приступим к диктанту.

Написав первое предложение, ребята получили
установку:

— Представьте, что вы делаете орфографический и
пунктуационный разбор, как мы это делаем на
уроках. Ваша задача – увидеть все орфограммы, не
пропустить ни одной.

Таким образом дети мысленно возвращаются в
привычную для них ситуацию, исключающую или
сводящую к минимуму волнение, лучше
концентрируют внимание и, проверяя себя, не
просто читают написанное, как часто они это
делают, а обращают внимание на буквы, требующие
орфографической зоркости.

После проделанной работы особенно интересно
было посмотреть на результат, хотя понятно, что
зависел он не только от психологического
состояния учащихся в момент написания диктанта.

Порадовал рост качественной успеваемости.
Особенно в 7А классе, где на “4” и “5” диктанты
писали ранее лишь 50% обучающихся. После рекламной
кампании качественный показатель составил 64%. В
других классах рост качества тоже был, хотя не
такой заметный. Не стану скрывать, не обошлось
без “2”, но их было не больше, а в некоторых
случаях меньше, чем обычно.

Как говорит Стивен Хеллер, “всё обучение – это
форма гипноза”. “Мы реагируем не на реальность
(чем бы она ни была). На самом деле мы реагируем и
воздействуем на реальность, основанную на наших
метафорах, которые становятся нашей
индивидуальной и личной реальностью”. И ещё:
“Людей гипнотизируют их метафорические системы
веры, независимо от того, являются ли эти
метафоры эффективными и полезными или
болезненными и самоограничивающими”. Трудно
представить, что все дети легко могут поверить в
то, что писать диктант – это легко и приятно, но
почему бы не попробовать внушить им это?!

Литература:

1. М.Павлова. Интенсивный курс повышения
грамотности с помощью НЛП. Изд-во Института
Психотерапии. Москва,2000.

2. В.Г.Кротов. Массаж мысли. М.: Совершенство, 1997.

3. Джойс Миллс, Ричард Кроули. Терапевтические
метафоры для детей и “внутреннего ребёнка”. М.:
“Класс”, 1996.

4. Д.Гордон. Терапевтические метафоры. С.-П.,
Белый Кролик, 1995.

5. С.Хеллер и Терри Ли Стил. Монстры и волшебные
палочки. Киев. 1995.

6. Виноградова Л.А. Система работы по русскому
языку в 6 классе.М., “ Просвещение”, 1968. С.178.