Мысли вслух об управлении…

  • Михайлова Ольга Николаевна, заведующая

Хочется поделиться своими мыслями и опытом
работы в управлении дошкольным учреждением с
коллегами, высказать несколько слов вслух…

Я работаю заведующей муниципального
дошкольного образовательного учреждения

“ Детский сад № 1” п. Емельяново пятый год, в
педагогике с 1986 года. До назначения на должность
отработала в этом же детском саду музыкальным
руководителем 4 года и знала, куда иду, знала всех
педагогов детского сада, на кого из них я могу
опереться, знала разные стороны нашей
детсадовской жизни: и хорошие, и плохие.

Часто спрашиваю себя, что значит для меня моя
работа, мой детский сад? Я хочу, чтобы наше
учреждение имело свое лицо, свое имя, чтобы оно
всегда было наполнено детскими голосами,
счастливым смехом, улыбками, чтобы каждый
ребенок рос и развивался в соответствии с его
потребностями и желаниями родителей, чтобы
каждый член коллектива чувствовал себя
личностью. Если работаешь с душой, со знанием
дела, преодолевая все преграды, когда твои
успешно реализованные дела помогают тем, кто
идет за тобой, – это смысл моей работы.

“Идти вперед – значит потерять душевный покой.
Остаться на месте – значит потерять себя”.

Самое важное условие моей успешной работы –
это надежный, сплоченный коллектив педагогов и
сотрудников д/сада, на который я в любую минуту
могу опереться.

Моя основная формула работы, которой я
придерживаюсь всегда и везде, заложена в словах
французского просветителя, правоведа, философа и
писателя Шарля Луи Монтескье: “Чтобы совершать
великие дела, не нужно быть величайшим гением, не
нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними”.
Чтобы не делал мой коллектив: будь то текущий
ремонт, высадка рассады в цветнике или покраска
оборудования на участке, я всегда и всюду с ним.
Люди чувствуют это, и ко мне идут со своими бедами
и радостью, успехами и неудачей. Мы всегда вместе.

Семь нот лежат в основе творчества любого
композитора. Из них создаются и этюды, и пьесы, и
арии, и симфонии. Зачаровывая слушателя,
бесконечно льется мелодия, в основу которой
положены всего семь нот. Так в основу моей
формулы успеха заложены “семь нот”:

До – надежность и устойчивость
(стабильность управления при различных
воздействиях внешней и внутренней среды);

Ре – оперативность и гибкость (быстрота
разрешения организационных проблем);

Ми – экономичность (рациональное
использование ресурсов – материальных,
финансовых, людских);

Фа – целеустремленность (ориентация на
достижение целей организации);

Соль – ориентированность в будущее
(ориентация на развитие организации);

Ля – стиль и характер (влияние управления
на коллектив);

Си – самосовершенствование
компетентности (психологическая,
педагогическая, организационная).

Этот прочный фундамент дает хорошие,
положительные плоды.

Всколыхнуть мыслью-искоркой умы
подчиненных, увлечь нужной и интересной идеей
весь коллектив – это особая роль лидера в
учреждении. Для нашего д/с последние два года
работы были рывком. За этот период практически
каждый педагог прошел несколько курсов
повышения квалификации. Детский сад прошел
аттестацию, получил государственную
аккредитацию. Из шести педагогов – трое заочно
обучаются в Красноярском государственном
педагогическом университете. Расширяется поле
деятельности, возрастает уровень
профессиональных интересов. Хочется отметить у
педагогов высокий уровень мотивации и
повышенную степень взаимопомощи друг другу.

В связи с постоянными политическими,
экономическими и социальными изменениями,
которые происходят в современном российском
обществе, особенно актуальными становятся
проблемы, связанные с нормативно-правовым
регулированием деятельности и взаимоотношений
живущих в нем людей. Одной из важнейших сфер
деятельности, нуждающихся в таком регулировании,
является образование вообще, и дошкольное
образование, в частности. В процессе
социально-экономического переустройства России
идет постоянное изменение и обновление
законодательной и нормативно-правовой базы.
Система образования как составная часть
социальной сферы должна адекватно реагировать
на постоянно обновляющуюся совокупность законов
Российской Федерации, ее субъектов,
муниципальных образований. Сегодня, в
соответствии с Законом РФ “Об образовании”,
характер управления процессами
функционирования и развития дошкольного
образовательного учреждения определяют
положенные в основу его деятельности важнейшие
принципы демократизации и самостоятельности. В
пункте 6 статьи 2 Закона “Об образовании”
предусматривается самостоятельность ДОУ в
осуществлении воспитательно-образовательного
процесса, определении организационной структуры
управления, научной, кадровой, финансовой и
хозяйственной политики. Дошкольное учреждение
вправе самостоятельно создавать не
противоречащие законодательству России
локальные акты и правовую базу для своей
деятельности, устанавливать необходимое
количество локальных нормативных актов, исходя
из разных типов, видов, статуса учреждения,
других организационно-правовых форм, а также
сложившейся практики работы.

Руководитель учреждения, играющий ключевую
роль в организации управленческой деятельности
дошкольного учреждения, ее документировании,
обязан обеспечить нормативную основу его
функционирования в соответствии с современными
требованиями. Успешность этого процесса во
многом зависит от профессионализма
руководителя, его знания законодательной и
нормативно-правовой базы дошкольного
образования, психологии управления, маркетинга,
менеджмента, экономики, умения обеспечивать
организационно-правовое функционирование и
развитие учреждения и разрабатывать документы
определенной направленности и назначения,
ведения делопроизводства.

В процессе формирования нормативной основы
функционирования дошкольного учреждения каждый
руководитель в своей управленческой
деятельности должен руководствоваться
следующими документами организационной
направленности:

1) решением вышестоящих организаций о создании
дошкольного образовательного учреждения
(приказ);

2) договором между Учредителем и
образовательным учреждением (статья 11 Закона
“Об образовании” №194-ФЗ);

3) свидетельством о государственной
аккредитации государственного образовательного
учреждения;

4) уставом учреждения (статья 13 Закона РФ “Об
образовании” №194-ФЗ);

5) свидетельством о государственной
регистрации (статья 12 Закона РФ “Об
образовании” №194-ФЗ, Федеральный закон “О
государственной регистрации” №129-ФЗ);

6) лицензией на право ведения образовательной
деятельности;

7) контрактом и свидетельством на право
оперативного управления земельным участком и
зданием (статья 48, 51 ГК РФ);

8) свидетельством о присвоении ИНН (статья 19 НК
РФ);

9) свидетельством о регистрации
территориальных отделениях Пенсионного фонда РФ
(ПРФ), Фонда социального страхования РФ (ФСС).

В связи с новым Трудовым кодексом РФ разработка
локальных документов и их оформление является
одним из аспектов управленческой деятельности
руководителя дошкольного образовательного
учреждения.

“Локальный” (книжн.). Местный, не выходящий
за определенные пределы. (“Толковый словарь
русского языка” С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова)

В литературе по управленческой деятельности
дано следующее определение локального акта – это
документ, который:

— разрабатывается и принимается к исполнению
администрацией и коллегиальным органом
самоуправления в соответствии с законами и иными
нормативно-правовыми актами в рамках учреждения;

— содержит нормы трудового права;

— направлен на обеспечения функционирования и
развития образовательного учреждения.

Локальные акты юридически обеспечивают
упорядоченность всей деятельности учреждения,
придают юридическую силу органам самоуправления
и дают возможность развитию Управляющего
коллектива.

В соответствии со статьей 8 ТК РФ руководитель
вправе принимать локальные нормативные акты, в
пределах своей компетенции, которые не
противоречат законам или иным
нормативно-правовым актам. Любой локальный
нормативный акт, принимаемый в учреждении,
подлежит правовой экспертизе. При подготовке
локальных актов соблюдаются требования,
обеспечивающие юридическую силу документов.
Состав документов, образующих в процессе
деятельности ДОУ, определяется:

— его компетенцией и функциями;

— кругом управленческих действий;

— порядком разрешения вопросов (единоначальный
или коллегиальный)

— характером взаимодействия между
образовательным учреждением и другими
организациями.

Документальную основу деятельности ДОУ
составляют обязательные базовые документы,
которые поступают от вышестоящих организаций.

В процессе документационного обеспечения
управления дошкольным образовательным
учреждением руководители должны использовать
государственные и ведомственные нормативные
акты, а также вновь издаваемые законодательные
документы, отражающие специфику деятельности
конкретного ДОУ.

Очень много литературы по данному вопросу.
Предлагаю список литературы, который может быть
полезен как для начинающих руководителей, так и
для опытных, у которых возникают проблемы при
разработке и формировании нормативно-правовой
базы, обеспечивающей функционирование ДОУ.
Использование готовых образцов локальных актов
позволит им сократить время на их разработку и в
основном сосредоточить внимание на деталях и
нюансах, связанных с управлением конкретного
учреждения.

В литературе предложены образцы и варианты
базовых локальных актов ДОУ, регламентирующих
его деятельность:

— Устав;

— договор с Учредителем;

— приказы и распоряжения заведующего;

— Правила внутреннего трудового распорядка;

— коллективный договор;

— положение о премировании, надбавках и
доплатах;

— трудовой договор;

— договор ДОУ о сотрудничестве с родителями
(законными представителями);

— положение о Попечительском совете;

— положение о Педагогическом совете;

— положение о родительском комитете;

— положение об аттестационной комиссии;

— инструкция об охране жизни и здоровья детей;

— штатное расписание.

Сегодня руководитель встает перед
необходимостью осуществления целого ряда новых
функций управления – разработки стратегически
необходимых для учреждения документов.

Современный руководитель должен уметь
создавать факторы эффективного развития своего
учреждения в ходе совместной творческой
деятельности в коллективе и использовать уже
сполна имеющийся опыт работы коллег
. Опыт
работы по этому направлению управленческой
деятельности предлагаю вашему вниманию в данной
литературе:

  1. “Базовые локальные акты дошкольного
    образовательного учреждения” сборник
    документов и материалов. Авт.-сост.: Т.А.Данилина,
    В.Я.Зедгенидзе, М.Б.Зуйков, Т.С.Ладога.
  2. “Практическое руководство для работников
    дошкольных образовательных учреждений”
    образование в документах и комментариях.
    Авт.-сост. Г.Л.Фриш.
  3. “Делопроизводство в образовательном
    учреждении” справочник.
  4. Л.В.Поздняк, Н.Н.Лященко. “Управление дошкольным
    образованием”.
  5. Л.Н.Погребняк. “Управление образовательным
    учреждением: организационно-педагогические и
    правовые аспекты”
  6. Г.Л.Фриш “Устав ДОУ”.
  7. “Дошкольное образование России в документах и
    материалах” редактор-составитель Т.И.Оверчук.
  8. Н.А.Копылова, Н.В.Микляева. “Нормативно-правовые
    основы деятельности ДОУ” методическое пособие.
  9. Л.И. Лукина. “Номенклатура дел и приказы в ДОУ”.
  10. Л.И.Лукина. “Локальные акты в ДОУ”.
  11. В.В.Маскин. “Нормативно-правовое обеспечение
    образовательных учреждений в условиях
    модернизации” (сборник документов и материалов).