Формирование толерантных отношений в классе из опыта работы

  • Жарчикова Нина Прокофьевна, Учитель

Классному руководителю всегда очень важно
знать, как относятся друг к другу все члены
детского коллектива, значим ли для них коллектив,
в котором они находились на протяжении начальной
школы. Для изучения этой проблемы в работе с
пятиклассниками, я использовала следующие
диагностические методики.

№1“Фотография”, где уч-ся класса предлагалось
выступить в роли “фотографов” и сделать
“снимок” (т.е. рисунок) своего класса. Анализируя
полученные “фотографии”, я обратила внимание на
то, в каком месте на рисунке-фотографии ученик
располагает себя, своих друзей, своих
одноклассников, классного руководителя и с каким
настроением, желанием он выполняет эту работу.

№2 “Дом, в котором я живу”. Здесь ученик
“заселял” дом значимыми для него людьми. Данная
диагностика помогла изучить привязанность уч-ся
друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.

№3 Среди родителей также проводилось
анкетирование. На основании этого я пришла к
выводу, что во многих семьях дети предоставлены
сами себе, а родители заняты своими проблемами.
Единственное, что родители взяли на себя роль
“контролёра” при выполнении домашних заданий, а
помощи какой-либо нет по интересующим детей
вопросам.

Результатом данных диагностик и наблюдений
явилось следующее:

  • класс не очень дружен и разбит на микрогруппы;
  • дети по воспитанности и образованности очень
    разные;
  • выявилась группа детей (на фотографии этих
    детей уч-ся располагали по краям), которая
    выпадает из общего круга общения детей;
  • некоторые дети в семьях одиноки.

Любому обществу необходимы очень сильные люди
в моральном и психологическом отношении и уже в
школьном возрасте следует ориентировать уч-ся на
овладение способами общения с людьми, на
создание моральной атмосферы кол-ва. Научить
этому детей может и должен, прежде всего, педагог.

Коллектив становится могучим средством
формирования личности только тогда, когда он
характеризуется высоким психологическим
климатом. Такой климат создается под влиянием
двух факторов. Первый – это
социально-психологическая атмосфера общества в
целом, т.к. я работаю с детьми относительно
раннего подросткового возраста, которые очень
сильно зависят от своих родителей в материальном
и социальном плане, то на школьников, в данном
случае, значительно больше влияет
социально-психологическая атмосфера семьи, чем
общество в целом. Второй – это микро
социальные условия: т.е. коллектив класса.

Оба эти фактора и определяют то состояние
кол-ва, которое называют психологическим
климатом. Под ним принято понимать
эмоционально-психологический настрой кол-ва, в
котором на эмоциональном уровне отражаются
личные и деловые взаимоотношения членов кол-ва,
определяемые их ценностными ориентирами,
моральными нормами и интересами. Обязательным
условием развития личности ребенка в кол-ве
является эмоциональное благополучие,
потребность в общении.

В связи с этим я старалась проводить
тематические классные часы и родительские
собрания, для того, чтобы как можно лучше ребёнок
себя чувствовал в кол-ве класса, не был изгоем, не
был лишним, чтобы каждый был услышан, понят,
принят таким, какой он есть.

В рамках данного проекта я провела два классных
часа:
Толерантность”, “Учимся строить
отношения
” и родительское собраниеВоспитание
ненасилием в семье
”.


Классный час “Толерантность”

Цель занятия:

Показать, что не смотря на то, что все ученики
разные, в классе может быть дружелюбная,
толерантная атмосфера.

На классную доску вывешивается плакат с
изображением мозаики, где на каждом звене
нарисована фигура школьника и одно звено
отсутствует. Также имеется надпись:
ПРИСОЕДИНЯЙСЯ!, которая закрыта листом бумаги.

Беседа с классом:

В. Что здесь изображено? (Мозаика).

В. А что на мозаике изображено /рисунок,
какой/? (Класс, коллектив, группа…..)

Затем класс делится на две команды и им
выдается детская игра “Мозаика”, при чём у одной
мозаики отсутствует одно звено. Учащимся
предлагается очень быстро собрать данные
изображения. В итоге одна команда проигрывает, т.
к. у них не хватает одного звена.

В. Что произошло? Почему при выполнении
простого задания оказались проигравшие? (Дети
комментируют)

После этого внимание детей снова обращаю на
плакат:

В. Почему именно этот плакат я выбрала для
вас? О чём я хочу поговорить с вами? (О
взаимоотношениях)

В. Какая связь между мозаикой и вашими
взаимоотношениями? Вспомните работу в группах.
Чтобы составить мозаику необходимо учитывать у
каждого звена цвет, рисунок, форму и т.д. И как
было трудно второй команде, когда звенья были
маленькими, рисунок трудно узнаваем, одно звено
отсутствовало, и не все принимали участие.

В. А мы с вами разные? (рост, глаза, причёска,
цвет волос, фигура, характер и т.д.)

В. Какие мы?

Рассматриваем второй плакат, на котором
изображены дети в виде геометрических фигур,
линий, цвета … Кроме рисунка на плакате имеется
надпись: НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ! (Слова –
“А цените”, закрыты листом бумаги) Ёще раз
обращаю внимание детей на то, что все мы очень
разные.

Как из разных звеньев мозаики мы можем
составить единое целое /картинку/, так из вас
разных можно собрать единый сплочённый
коллектив, объединённый общими целями,
интересами.

В. А что у нас общее?

а) учёба;

б) цель – получить образование

в) класс, т.е. коллектив;

г) возрастные интересы.

И чтобы добиться этой цели (сплочённый
коллектив, объединённый общими целями и
интересами), нужно относится друг к другу
по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно.
Невозможно нравится всем, невозможно любить
всех, невозможно чтобы все ребята класса были
преданными друзьями.. Потому что у нас
разное воспитание, образование, интеллект,
желание учиться, потребности, характер, вкусы,
темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии
друг с другом, ценить друг друга, принимать его
таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

Возвращаемся к плакату с мозаикой.

В. Как вы думаете, по какой причине
отсутствует заключительное звено в мозаике?
/Можно уточнить/ Кого здесь нет? /Дети выдвигают
разные версии/

В. Что нужно сделать, чтобы мозаика (т.е.
коллектив) была собрана, целая?

/Создать такую обстановку, чтобы этому человеку
было здесь комфортно./

В. С каким призывом вы могли бы обратиться к
тому из вас, кого до сих пор вы не принимали в свою
компанию? Считаете не достойным его вашего
общества?

В. Так что написано на этом плакате? /Внимание
детей обращаю на первый плакат/

/Дети выдвигают разные версии/.

Затем снимаю лист бумаги с плаката, и школьники
сразу могут оценить правильность своего ответа.

Очень хотелось, чтобы вы никогда об этом не
забывали. Например, такая ситуация: вы просите
классного руководителя о том, чтобы вас
пересадили от этой ……..; от этого ……..; потому что
он такой-то ……

В. А вы задумывались над тем — ему это приятно
слышать? А ты сам-то достоин, сидеть с ним?………… /

Внимание детей обращаю на второй плакат.
Пытаемся определить, какое слово закрыто. Мы с
вами очень разные. Давайте не оценивать людей, а…

1)……………………

2)……………………

Все варианты записываю на доске. После этого
открываю закрытое слово.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

В. А какими вы видите себя? Не только
внешность, но и характер и ……….. Вам необходимо
нарисовать себя в виде какой-либо геометрической
фигуры, линий, цвета или какого-либо
художественного образа. (Классный руководитель
также выполняет свой рисунок).

После завершения творческого задания начинаем
монтировать вернисаж картин.

В. Ребята, где мне можно расположить свой
рисунок? В какой части доски?

/Дети дают комментарии, после этого прикалываю
работу. Затем беру перепутанные заранее детские
рисунки и прикалываю их к доске вокруг работы
классного руководителя.

Посмотрите, какой получился разнообразный
коллектив нашего класса! Но я надеюсь, что мы
будем дружными.

ИТОГ: Какая на ваш взгляд самая важная
фраза прозвучала

ДАВАЙТЕ БУДЕМ ТОЛЕРАНТНЫМИ!


Классный час “Учимся строить
отношения”

Цели занятия:

Уч-ся смогут познакомиться с возникающей у
людей необходимостью договариваться между
собой, важностью создания общепринятых норм,
правил и последствиями их нарушений;

Развитие умений анализировать,
аргументировать своё мнение, принимать решение,
делать выбор в конкретной ситуации;

Развитие навыков коллективной работы.

Ход занятия

Весь класс делится на три группы.

Мотивация: учитель задаёт ситуацию –
провокацию. К доске выходят два ученика. Им
дается задание быстро и красиво нарисовать
здание.

Ученики начинают рисовать. Учитель
останавливает игру и просит начать всё сначала,
потому что ученики допустили ошибку. Так он
останавливает игру несколько раз, перебивает
ученика и выдвигает всё новые и новые претензии:
здание должно быть объёмным, а не плоским, крыша
– современная и т.д.

Затем учитель даёт возможность закончить
рисунок. После чего он сообщает, что всё равно
художники неправильно выполнили задание,
например, нарисовали жилой дом, а надо было школу.
Поэтому победителей в игре нет. Школьники после
выполнения данного задания были очень
рассержены.

В. Почему?

В. Что произошло в данной ситуации? /Конфликт/

В. Почему рисунок не получился? /Комментарии
уч-ся. “Плохо объяснили”, “Ученики не поняли”./

В. Что не было сделано до начала работы? / “Не
обговорили правила выполнения рисунка”/

В. Можно было избежать конфликта? / “Можно”./

В. Как?

Уч-ся должны понять, что результаты работы
зависят от установленных правил. Рисунок не
получился, потому что не договорились, что и как
необходимо рисовать.

Работа с понятиями. Задания
группам.

1-я группа. Уч-ся получают задание:
сформулировать определение понятия “правило”.
Должно получиться определение: “Правило – это
положение, отражающее закономерность,
устанавливающее порядок, норма поведения”.
Могут быть другие варианты, главное, чтобы смысл
слова не менялся.

2-я группа. Уч-ся получают задание:
сформулировать определение понятия
“соглашение”. Должно получиться определение:
“Соглашение – взаимное согласие,
договорённость. Договор, устанавливающий
какие-нибудь условия, взаимоотношения, права и
обязанности сторон”. Могут быть другие варианты.

3-я группа. Уч-ся получают задание:
сформулировать определение понятия “конфликт”.
Должно получиться определение: “Конфликт –
столкновение, предельное обострение
противоречий, ситуация, когда одна сторона
противостоит другой”. Могут быть другие
варианты.

Затем весь класс обсуждает конфликтную
ситуацию.

“Два 9-х класса решили провести между собой КВН
по черчению. Учитель заранее объяснил учащимся,
какие будут задания и на какую тему, а также
критерии оценок. Классы также знали, кто входит в
состав жюри, 9А класс при подготовке к КВНу
проявил творческие способности и тщательно
готовился к этому мероприятию, привлекая даже
родителей. 9Б класс отнесся к подготовке очень
несерьёзно, надеясь на сильных учеников. В
результате игры победил 9А класс. 9Б был очень
обижен и рассержен, обвиняя жюри в
необъективности. Между командами завязался спор.
Страсти накалялись. Началось выяснение
отношений, которое переросло в драку. В ситуацию
вмешался учитель, проходивший мимо. В результате
настроение было испорчено. На следующий день
произошёл неприятный разговор в кабинете
директора”.

В. Как можно охарактеризовать данную
ситуацию?

В. Почему возник конфликт?

В. Что можно было сделать для того, чтобы
избежать конфликта?

(Комментарии учащихся).

Далее школьники работают в группах и выполняют
конкретные задания. Необходимо найти пути
разрешения конфликта. Можно ли было его избежать?

Ситуации для обсуждения.

1-я группа. “Однажды на уроке физики учитель
заметил, что ученику передали записку. Он
потребовал от Сергея, чтобы тот отдал эту записку
ему. Сергей спрятал записку в карман и нагрубил
учителю. Тот удалил Сергея с урока и сказал, что
не допустит его до занятий, пока он не извиниться.
Сергей считал, что не прав учитель, поэтому
извиняться не стал. В течение недели он не
посещает уроки физики”.

2-я группа. “Однажды на уроке математики во
время объяснения учитель заметил, что Артём не
слушает новый материал, а что-то пишет в тетради.
На вопрос учителя, почему Артём занимается
посторонними делами, ученик ответил, что ему не
хочется. Учитель поставил Артёму двойку, а тот
отвернулся в сторону окна. Учитель обиделся”.

3-я группа. “После уроков классный
руководитель оставил группу детей, состоящую из
мальчиков и девочек, на генеральную уборку
кабинета. Мальчики отказались подметать,
аргументируя тем, что это “женская” работа.
Завязался спор, который перерос в ссору”.

Каждая группа находит свои пути разрешения
конфликта. Объясняет, как можно было его
избежать.

ИТОГ: Уч-ся приходят к выводу, что
конфликты в жизни человека неизбежны. Причины
конфликтов много: различия в характерах, разные
взгляды на проблему, неумение выслушать
противоположную сторону, т.к. мы все разные –
тема прошлого занятия. Школьники приходят к
выводу, что человек довольно часто попадает в
конфликтную ситуацию. Сам конфликт может иметь
различные последствия: в результате конфликта
могут произойти ссора и драка, человек может
затаить обиду или желание отомстить. Но стороны
могут и договориться между собой,
прийти к
соглашению и мирно разрешить конфликт.

Родительское собрание “Воспитание
ненасилием в семье”

Цель собрания: Обсуждение
проблемы жестокости в семье по отношению к
ребёнку.

План собрания.

  1. Знакомство родителей с видами насилия и
    результатами анкетирования детей.
  2. Знакомство с понятием “социофобия”,
    анкетирование родителей на тему “Жертва
    насилия”.
  3. Беседа психолога по темам: анализ детских
    рисунков — “Семья глазами ребёнка”,
    “Автопортрет” — это рисунки, которые уч-ся
    выполняли на классном часе “Толерантность”
  4. Обсуждение проблемы насилия в семье над
    ребёнком (техника медиации).
  5. Подготовительная работа с родителями:
  6. а) изготовление приглашений на собрание,
    б) анкетирование детей “Насилие в семье”,
    в) выполнение рисунка “Семья глазами ребёнка”.

На доске – тема собрания, детские рисунки
“Автопортрет”, плакаты: “Моя семья”, “Услышать
друг друга”, “Сложи свою семью”.

Сценарий проведения родительского
собрания.

Родители рассаживаются по 3 группам.

Вступительное слово классного руководителя.

Во вступительном слове классный руководитель
рассказывает о том, что было сделано к этому
собранию: анкеты детей и детские рисунки “Семья
глазами ребёнка”.

Далее необходимо сказать о том, что можно
научиться воспитывать детей без применения
насилия. Мы знаем, что воспитание – самое важное
на свете дело.

Учитель даёт определение понятия “насилие”:

Насилие — форма принуждения со стороны одной
группы людей (одного человека) по отношению к
другой (одному человеку) с целью приобретения или
сохранения определённых выгод и привилегий,
завоевания политического или другого господства
.

Далее родители знакомятся с видами насилия:

  • психологическое насилие (манипулирование,
    обвинения, формирование чувства вины, моральное
    давление и пр.)
  • эмоциональное (оскорбления, грубая брань)
  • вербальное (словесное)
  • экономический контроль, угроза лишения
    материальной поддержки
  • физическое (побои, издевательства)
  • уничтожение, повреждение имущества
  • сексуальное насилие (принуждение)
  • изнасилование

Ненасилие — это идеологический, жизненный,
этический принцип, в основе которого лежит
призвание ценности всего живого, человека и его
существования, отрицающий принуждение как
способ решения политических, экономических,
нравственных, эстетических, этнических и
межличностных конфликтов.

Далее учитель делает обзорный анализ детских
анкет, из которых становится очевидной
актуальность проблемы насилия для семей класса.

Другой важной “болезнью” XXI века является
социофобия – боязнь общества. Мы слышим о
избиениях, вымогательствах в школах, дети
подвергаются угрозам со стороны своих же
соучеников.

Постарайтесь определить, насколько Ваш ребёнок
склонен оказываться в ситуации жертвы.

Анкетирование родителей.

В. Как Вы считаете, присущи ли Вашему
ребёнку (да, нет) следующие черты:

  • Неуверенность в себе
  • Низкий уровень самооценки (считает себя слабее,
    глупее и несчастнее многих)
  • Высокая потребность в теплых связях с
    окружающими, потребность в понимании и поддержке
    (любит ли он ласку)
  • Трудность волевых усилий в принятии решений
    (насколько легко и решительно принимает
    самостоятельные решения)
  • Снижение уровня оптимизма и активности в
    ситуации затруднения (при неудачах быстро
    сникает, опускает руки)
  • Склонность к сомобичеванию, преувеличению
    собственной вины (часто обвиняет себя за ошибки,
    придумывает поводы для самообвинения)
  • Недостаточная общительность, инфантильность и
    незрелость личности.

Если на большую часть вопросов Вы даёте
положительный ответ, у Вас есть повод для
беспокойства. Более подробную информацию по
этому вопросу вы можете получить у
профессионального психолога в ближайшем от Вас
центре психологической помощи.

В. Далее оцените уровень своей
осведомленности о наличии обсуждаемой проблемы:

  • Поддерживаете ли Вы связь со школой?
  • Насколько часто посещаете классные
    родительские и общешкольные собрания?
  • Посещаете ли Вы преподавателей Вашего ребёнка
    без их приглашения?
  • Знакомы ли Вы лично с одноклассниками Вашего
    ребёнка и их родители?
  • Часто ли Ваш ребёнок подробно рассказывает Вам
    о различных событиях, происходящих в школе и
    классе?
  • При известии о неприятностях, произошедших с
    Вашим ребёнком, Вы обычно предпринимаете хорошо
    взвешенные шаги?
  • Считаете ли Вы себя достаточно выдержанным
    человеком?
  • Знаете ли Вы, к каким специалистам нужно
    обращаться в различных проблемных ситуациях?

Если более чем на семь вопросов Вы дали
утверждающий ответ, то у Вас и Вашего ребёнка
есть все шансы успешно выходить из различных
проблемных ситуаций, если же положительных
ответов менее четырёх, то Вы рискуете
столкнуться с неприятными сюрпризами
.

В случае если Вы из этой анкеты поняли, что не
всегда умеете “держать удар”, обратитесь к
квалифицированному психологу, который вызывает
у Вас доверие. Он поможет Вам и Вашему ребёнку
стать более уверенным в себе человеком.

Беседа психолога.

В беседе с родителями психолог комментирует
детские рисунки на тему “Автопортрет”, где он
объясняет, почему ребёнок выбрал тот или иной
цвет, ту или иную геометрическую фигуру, линию. О
чём говорит данный рисунок.

Также даются пояснения по рисункам на тему
“Семья глазами ребенка”. Кроме этого у
родителей была возможность лично побеседовать с
психологом и попытаться решить свои проблемы.

Игра в технике медиации “Воспитание без
насилия возможно”.

Задания:

Первая группа должна подготовить аргументы
“за” данную точку зрения.

Вторая группа должна подготовить аргументы
“против”.

Третья группа – это медиаторы, которые
должны помочь прийти к общему разумному решению,
сгладить противоречия.

Родителям предлагается в заключении написать
синквейн на понятие: Родительское
собрание.

Один из вариантов синквейна:

  • Интересное, организованное.
  • Спорим, дискутируем, обсуждаем.
  • Проблема воспитания наших детей.
  • Удовлетворение.

Используемая литература.

  1. Н.И.Дереклеева. “Справочник классного
    руководителя 5 – 11 классы” — М.: “ВАКО”, 2002 г.
  2. Н.П.Аникеева. “Учителю о психологическом
    климате в коллективе” — М.: Просвещение, 1983 г.
  3. И.Ахметова и др. “Мой выбор”. Учебно –
    методическое пособие для учителя средней школы.
    Издание третье, исправленное и дополненное. М.:
    ЗАО “Учительская газета”, 2002 г.
  4. Н.В. Ковалёва. “Родительские собрания в 5-7х
    классах” Издание 2-е. – Ростов н/д: Издательство
    “Феникс”, 2004 г.