Программа воспитательной работы Семья Я для 5–7-х классов

  • Комарова Людмила Леонидовна, учитель математики

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

“Воспитание — великое дело: им
решается участь человека”.

В.Г. Белинский.

В числе глобальных проблем человечества
проблема воспитания подрастающего поколения
становится для всех народов и государств одной
из самых актуальных.

Что такое воспитание? Воспитание — это
целенаправленное управление процессом развития
личности. В таком случае надо говорить о создании
психолого-социально-педагогических условий,
благоприятствующих развитию ребёнка,
самоопределению в социуме. Процесс воспитания
реализуется в деятельности, которая
осуществляется ребёнком в начале с помощью
взрослых, затем — самостоятельно. Именно в
совместной деятельности происходит развитие,
раскрытие внутренних возможностей ребёнка.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и
школы для воспитания личности, которая
соответствует современным требованиям общества.

Большую часть времени школьник проводит в
образовательном учреждении, поэтому школа
посредством воспитания и обучения реализует
заложенные психобиологические задатки,
трансформирует их в социально значимые свойства
человеческой личности при самом активном
участии ребёнка.. Воспитание происходит и на
прошлом, и на устремлённом в будущее.

В воспитательном процессе используются
разнообразные средства воспитания: игра,
познание, предметно-практическая и
профессиональная деятельность, окружающие
личность продукты материальной культуры,
элементы духовной культуры.

В воспитательном процессе выделяются факторы
прямого влияния (семья, школа, компания
сверстников) и непрямого влияния (планета,
государство, система образования, культура).

Формы организации воспитания: урочная,
внеурочная, внешкольная.

В подростковом возрасте происходит не только
физическое созревание, но и интенсивное
формирование личности, рост интеллектуальных и
моральных сил, и возможностей становления
характера. В этот возрастной период происходит
активизация познавательной деятельности. А это
предполагает включение школьника в
многообразные виды деятельности:
интеллектуально-познавательную,
ценностно-ориентировочную, трудовую,
общественно-полезную, игровую, неформальную
деятельность свободного общения.

Правовой базой для составления программы
являются:

  • Конвенция ООН о правах ребёнка.
  • Государственная программа “Патриотическое
    воспитание граждан Российской Федерации”.
  • Рекомендации “Об организации воспитательной
    деятельности по ознакомлению с историей и
    значением официальных государственных символов
    Российской Федерации и их популяризации”
    (письмо Мин.образования России от 01.03.2003г.
    №30-51-131/1б).
  • Методические рекомендации Мин. Образования
    России о взаимодействии образовательного
    учреждения с семьёй (приложение к письму
    Мин.образования России от 31.01.2001г. № 90/30-1б).

Результат воспитания — воспитанность как
целостное жизненное поведение.

Воспитательная работа включает в себя
реализацию комплекса организационных и
педагогических задач, решаемых с целью
обеспечения оптимального развития личности
обучающегося, выбор форм и методов воспитания в
соответствии с поставленными воспитательными
задачами
и сам процесс их реализации.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание максимально
благоприятных условий для раскрытия развития
способностей каждой отдельной личности.

ЗАДАЧИ:

  1. Оказывать помощь в преодолении трудностей
    подросткового периода, требующего особого
    педагогического внимания и поддержки.
  2. Оказывать помощь подросткам в расширении круга
    интересов и ответственности за конечные
    результаты любой деятельности.
  3. Создавать условия для развития творческих и
    интеллектуальных способностей детей.
  4. Создавать условия для поддержания стабильного
    здоровья обучающихся.
  5. Формировать самостоятельность обучающихся,
    расширять возможности для развития трудовых,
    художественно-эстетических умений и навыков.
  6. Дальше развивать национальное самосознание на
    основе расширения краеведческой,
    художественно-эстетической деятельности.

В воспитательной системе существует ряд
закономерностей, определяющих принципы
воспитательного процесса и выражающих основные
требования к содержанию, определению форм и
методов воспитательной работы.

Первая закономерность: воспитание ребёнка
совершается только на основе активности самого
ребёнка во взаимодействии его с окружающей
социальной средой. При этом решающее значение
имеет гармонизация интересов общества и личных
интересов обучающихся при определении целей и
задач педагогического процесса.

Любая воспитательная задача должна решаться
через инициирование активности ребёнка… Говоря
об активности ребёнка, мы должны представлять,
что она существенным образом зависит от его
мотивации. Поэтому я опираюсь, прежде всего, на
потребности и мотивы ребёнка, стараюсь
определять, что является главным для ребёнка на
данный момент.

Вторая закономерность определяет единство
обучения и воспитания. Формируя знания, человек
развивается; развиваясь, он стремится к
расширению своей деятельности и общения,
которая, в свою очередь, требует новых знаний и
умений…

Третья закономерность: эффективность
воспитания зависит от целостности
воспитательных влияний различных социальных
субъектов.

Перечисленные закономерности определяют принципы
работы
воспитательного процесса. Исходя из
основных задач, жизнедеятельность обучающихся
организуется на следующих принципах:

  1. Личностный подход: уважение уникальности и
    своеобразия каждого ребёнка, опора на
    естественный процесс саморазвития
    формирующейся личности.
  2. Педагогическая целесообразность: это мера
    педагогического вмешательства, разумной
    достаточности; предоставление
    самостоятельности и возможности самовыражения
    личности ребёнка.
  3. Природосообразность: воспитание с учётом
    природы ребёнка, его индивидуальных,
    биологических, физиологических и
    психологических особенностей. Использование
    возрастно-психологической диагностики для
    коррекции поведения.
  4. Культуросообразность: рассматривается нами как
    формирование личности ребёнка в рамках
    национальной культуры, культуры отношения с
    природой, взаимодействия с семьёй.
  5. Принцип событийности: введение в жизнь ребёнка
    эмоционально значимых событий, формирование
    способности быть творцами и участниками этих
    дел.
  6. Принцип интеграции и дифференциации совместной
    деятельности классного руководителя и
    обучающихся предполагает развитие инициативы и
    самостоятельности детей. В основе этого принципа
    — определение общих целей педагога и
    обучающихся, организация их совместной
    деятельности на основе взаимопонимания и
    взаимопомощи.
  7. Принцип социальной адекватности воспитания
    требует создания таких условий, при которых дети,
    осознавая свою социальную защищенность, в то же
    время формировали у себя готовность к социальной
    самозащите.

Критериями качества воспитательной работы
должны выступать те параметры жизни класса,
которые определяют обучаемость и воспитанность
школьников, их отношение к воспитанию и обучению,
к школе и педагогам, подготовленность их к
сознательному выбору профессии, способность
адаптироваться к современным жизненным
условиям. Критерии служат для решения внутренних
задач классного руководителя, для самоанализа и
самооценки работы, ориентиром для планирования
учебно-воспитательного процесса.

Перечень основных критериев сводится к
следующим:

  1. Самочувствие ребёнка в школе (критерий
    отношений).
  2. Уровень воспитанности (критерий факта).
  3. Воспитательный коллектив (критерий коллектива).
  4. Содержание деятельности, эмоциональная
    насыщенность (критерий содержания).
  5. Подготовленность к жизни (критерий времени).
  6. Единство воспитания и диагностики (критерий
    системности работы).

Программа составлена на основе принципов
системности, научности, доступности ,
толерантности. Разработана для обучающихся 5 – 7
классов и рассчитана на три года.

Программа состоит из трёх ступеней:

I ступень — 5 класс;

I I ступень — 6 класс;

I I I ступень — 7 класс.

Работа каждой ступени строится по циклическому
принципу.

Направления воспитательной программы “Семь
“Я” ”:

  1. “Здоровый образ жизни”
  2. “Патриот”
  3. “Семья”
  4. “Духовное воспитание”
  5. “Интеллект”
  6. “Досуг”
  7. “Мир прекрасного”

Программа направлена на воспитание следующих
интегративных качеств
: ответственность,
объективная самооценка, дисциплина, умение
подчиняться и руководить.

Прогнозируемые результаты

Содержание программы “Семь “Я””

Условия реализации программы