…Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями… урок по рассказу Кусака Л.Н. Андреева

  • Шарафутдинова Рулия Абулкасимовна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • работа над смысловым, жанрово- композиционным
    содержанием рассказа;
  • работа над навыками анализа прозаического
    текста; развитие навыков выразительного чтения,
    монологической речи, развивать творческие
    способности учащихся;
  • воспитывать чувство сострадания ко всему
    живому, милосердие;
  • воспитывать нравственные качества личности.

Оборудование: портрет писателя,
выставка произведений писателя, выставка
иллюстраций учащихся к рассказу.

Ход урока

1. Выступительное слово учителя о творческой
биографии писателя.

Л. Н. Андреев родился 9 (21) августа 1871 года в
городе Орле. Отец его, по профессии землемер-
таксатор, умер, когда Андреев учился в гимназии.
Трудное материальное положение с юношеских лет и
ранние честолюбивые помыслы пробудили в нем
устойчивое недовольство окружающей жизнью.
Семья Андреевых жила на окраине города,
населенной мелкими чиновниками, ремесленным
людом, прочей беднотой. Мелочность житейских
интересов, грубость и заискивание составляло
повседневные впечатления юноши, от природы
чуткого ко всему нездоровому. О вынесенных им из
жизни впечатлениях Андреев писал: “С радостью
бы, кажется, уничтожил эту гнусную жизнь, что дает
такие жалкие радости и такие могущественные
скорби… Видишь одни пошлые лица, видишь одни
бессмысленные глаза, слышишь одни убийственно
скучные разговоры. Деревянные люди, деревянные
мысли и чувства”

После окончания гимназии он поступил на
юридический факультет Петербургского
университета. Позже перевелся в Московский
университет, который окончил в 1897 году.

Первые рассказы Андреева были опубликованы в
годы его жизни в Петербурге. Искреннее
сострадание человеку, способность воспринимать
чужую боль как собственную, незаурядный
литературный талант сразу же выдвинули Леонида
Андреева в число первых писателей России начала
XX века.

Выступление ученика (по индивидуальному
заданию).

Природа одарила Андреева красотой и талантами.
Художник Репин считал его вторым по красоте
русским современником после Всеволода Гаршина.
Внешность Андреева привлекала художников, его
портреты создали И. Е. Репин, А. А. Серов. Но лучший
портрет создан им самим. Его живописные работы
позволяют судить, что он мог бы стать,
замечательным художником, если бы не увлекся
литературой. В детстве он много читал:
произведения Жюля Верна, Майн Рида, Фенимора
Купера, Александра Дюма, Чарльза Диккенса. Книги,
полюбившиеся Андрееву, наложили отпечаток на его
личность. Можно сказать, что от каждой
прочитанной им книги он унаследовал что-то для
себя дорогое.

На писательскую судьбу Андреева большое
влияние оказал М. Горький. “Знакомство с
Максимом Горьким я считаю для себя, как писателя,
величайшим счастьем…” — писал он.

(Демонстрация портрета и прозведений писателя).

2. Беседа с учащимися о том, есть ли у них собака,
за что он ее любит, как они понимают пословицу
“Собака — верный друг человека”…

3. Далее учитель читает отрывки из изученных
произведений о собаках и предлагает учащимся
определить, из каких они произведений.

-Она превратилась в очень ладную собаку
испанской породы, с длинными ушами, пушистым
хвостом в виде трубы и большими выразительными
глазами. (“Муму” И. С. Тургенев. )

— Мигом схватил Сергей поперек туловища пса и
поставил его передними лапами на стену. Умный пес
отлично понял его. Он быстро вскарабкался на
стену, замахал хвостом и победно залаял. Следом
за ним на стене очутился и Сергей. (“Белый
пудель”, А. И. Куприн).

— Собака вздрогнула и посмотрела туда, где
кричали. Два лица: одно волосатое, пьяное и
ухмыляющееся, другое — пухлое, краснощекое и
испуганное, ударили ее по глазами, как раньше
ударил яркий свет… Она вспоминала, упала со
стула и забилась на песке, потом вскочила и с
радостным визгом бросилась к этим лицам.
(“Каштанка”, А. П. Чехов).

Из этих трех собак счастливая судьба только у
Каштанки . А в чем же несчастье Кусаки ? (Учащиеся
прочитали рассказ дома и составили план).

Учащиеся зачитают план к рассказу, который
обсуждается и корректируется.

Далее учащиеся отвечают на вопросы и выполняют
следующие задания:

1. Выразительно прочитать отрывок из рассказа,
который произвел на тебя самое сильное
впечатление.

2. Почему Кусака боялась людей?

3. Почему Кусака полюбила Лелю?

4. Как относилась Леля и другие дети к Кусаке?

5. Как изменила Кусаку дружба с людьми?

6. Объясните, когда Кусака несчастней — до или
после дружбы с людьми.

7. Почему выла Кусака?

8. Какой еще пример жестокости людей можно найти
в рассказе?

9. Л. Андреев пишет: “… дачники были очень
добрыми людьми”. Как ты думаешь, это сказано
серьезно или с иронией?

10. Какую роль в передаче настроения Кусаки
играет природа: когда Кусака одинока, когда она
любит и любима?

В завершении разговора о несчастной судьбе
Кусаки учащиеся делают вывод, что собака
страдает из-за равнодушного отношения взрослых.

И дома они напишут письменный ответ на вопрос
“Общее в судьбах Кусаки и Муму”, “Как вы
оцениваете отношение детей и взрослых и Кусаке?”
(по выбору).