Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста

  • Буханова Евгения Анатольевна, музыкальный руководитель

Мы живём в очень сложное, неспокойное время,
когда на многое начинаем смотреть по-новому,
когда заново открываем, переосмысливаем,
переоцениваем. Сейчас много говорится о
возрождении Отечества. Возродить культуру
нашего народа, традиции, которые наши отцы и деды
наследовали от предков – трудная и благородная
задача. В отличие от тех лет, когда ребятишки в
детском саду учили политизированные стишки,
сейчас направление иное.

Сегодня повсеместно возрастает интерес к
народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно
искать истоки наших характеров, взаимоотношений,
исторические корни. Взрослые обращают внимание
детей к народным истокам, корням нашим, обрядам,
традициям, обычаям, которые долгое время были в
забвении. Вспомним известное высказывание
М.И.Калинина о народном творчестве: “…самым
высоким видом искусства, самым талантливым,
самым гениальным является народное искусство, то
есть то, что запечатлено народом, что народом
сохранено, что народ пронёс через, столетие … в
народе не может сохраниться то искусство,
которое не представляет ценности”. Приобщение
детей к народной культуре является средством
формирования у них патриотических чувств и
развития духовности. Духовный, творческий
патриотизм надо прививать в раннего детства.

Интерес и внимание к народному искусству, в том
числе и к музыкальному, в последнее время в нашей
стране ещё более возрос. Истинно художественной
и естественной почвой для музыкального
воспитания ребёнка является фольклор того
народа, к которому он принадлежит, как среда, в
которой искусство органично слито с жизнью и
мировоззрением людей. Народное искусство дарит
детям встречи с напевными и искренними
мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и
ласковым родным языком.

Русский фольклор – душа русского искусства,
русской музыки. Произведение народного
фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они
поучительны чистотой и непосредственностью.
Знакомство с музыкальными фольклорными
произведениями всегда обогащает и
облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним
человек, тем лучше. Народная музыка органично
вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до
смерти. Такой же органичной, естественной и
необходимой должна стать музыка для ребёнка
сегодня. Ребёнку доступно и понятно народное
творчество, а значит и интересно. Детство –
период расцвета в жизни человека. Это время,
когда ребёнок подобен цветку, который тянется
своими лепестками к солнышку. Дети младшего
возраста очень чутко реагируют на каждое слово,
сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит
в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному,
научить их умениям и навыкам игры в коллективе,
развить в малышах такие качества, как доброту,
чувство товарищества и благородство.

Гениальный творец языка и величайший педагог –
народ создал такие произведения художественного
слова, которые ведут по всем ступеням его
эмоционального и нравственного развития.

Детский музыкальный фольклор – это особенная
область народного творчества. Она включает целую
систему поэтических и музыкально-поэтических
жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор
несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся
ценность его заключается в том, что с его помощью
мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми)
эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Первое знакомство ребёнка с музыкальным
фольклором начинается с малых фольклорных форм:
частушек, потешек, прибауток, считалок,
приговорок, скороговорок, песенок – небылиц,
которые веками создавались народом в процессе
труда на природе, в быту – это пение колыбельных,
игр с пестованием. Народная музыка входит в быт
ребёнка с раннего детства. Первой музыкой,
которую слышит малыш, является песня матери –
колыбельная. Именно они составляют его самые
важные музыкальные впечатления. Как часто мама
пела их нам. Интонация полна теплоты и нежности,
умиротворения и спокойствия. Существует
множество различных колыбельных.

Колыбельная – первая для детей музыкальная и
поэтическая информация. А так как слышат они
песни перед сном, во время засыпания, то память
наиболее ценно охватывает и заполняет
интонационные обороты, мотивы. Слова, звучащие в
песнях. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку
имеет большое значение в его музыкальном
воспитанием, в развитии творческого мышления,
памяти, становление уравновешенной психики. В
народных колыбельных песнях к ребёнку часто
обращаются по имени, и это очень важно для
общения с ним, например:

Котик серый, хвостик белый
Приди, котик ночевать,
Мою Ирочку качать,
А уж я к тебе, коту,
За работу заплачу:
Кувшин молока да кусок пирога.

* * *

Ой, баюшки, баюшки,
В огороде заюшки
Травушку щиплют,
Марину забавляют.
И Марина умная
Да очень разумная.
Спи – усни, спи – усни.
Крепкий сон тебя возьми.

* * *

Тише, куры, не шумите
Мово Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать,
Стал уж глазки закрывать.

А вот для того, что бы вызвать у ребёнка радость,
двигательное возбуждение, весёлый лепет,
используются пестушки, значит, нянчить, растить,
носить на руках. Пестушки поются естественно и
просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его
теплоту. Когда малыш просыпается, его гладят по
животу и приговаривают:

* * *

Потягушеньки, потягушеньки,
Поперёк тостунушеньки.
А в ножки ходунушки,
А в руки хвотунушки,
А в роток говорок,
А в голову разумок.

Или

* * *

Тяги, тяги потягушеньки,
На Катю по растушеньки.
Расти, доченька, здоровая.
Как яблонька садовая!
На кота потягушки,
На дитя порастушки,
А в ручки хватушки,
А в роток говорунок,
А в головку разумок!

Пестушки, колыбельные песни играют огромную
роль в духовном развитии человека, в его
нравственно-эстетическом воспитании. Они
трогают сердце, питают любовь к своей земле и
своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в
полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что
именно в раннем детстве зарождается любовь к ней.
Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные
люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор,
где играет, это детский сад с его воспитателями,
друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с
детства, зависит формирование его сознания и
отношения к окружающему. Развивая чувства, черты
характера, которые незримо связывают ребёнка со
своим народом, я в своей работе использую
народные песни, пляски, хороводы, яркие народные
игрушки. Всё это богатство русского народного
творчества помогает детям усвоить язык своего
народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Детский музыкальный фольклор отражает
различные виды музыкальной деятельности
ребёнка:

  1. Слушание – восприятие.
  2. Пение.
  3. Народная хореография.

С русскими народными песнями и мелодиями я
начинаю знакомить уже с первой младшей группы.
Это такие песенки, как: “Петушок”, “Ладушки”,
“Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т.д..
Они для детей в возрасте от года до трёх лет
просты по мелодии и понятны по содержанию,
отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни
очень лаконичны, построены на повторе одной
музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа,
исполняются не торопливо, с хорошей дикцией.
Звукоподражания используются для создания
яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у
ребёнка. Работая с малышами над
музыкально-ритмическими движениями, я постоянно
обращаюсь к русским народным мелодиям, например:
“Из-под дуба”, “Ах вы сени”, “Как у наших у
ворот”, “Пойду ль выйду ль я”, “Ах ты берёза”,
“Я на горку шла”, “Я рассею своё горе”. Народные
мелодии естественны и потому легки для
восприятия и запоминания, а возможность
собственного исполнения доставляют малышам
настоящую радость. Народная плясовая и
хороводная музыка имеет простой ритмический
рисунок и позволяет импровизировать движения.
Народные подвижные хороводные игры формируют у
детей ориентацию в пространстве, координацию,
внимание, умение контролировать свои действия,
подчиняться правилам игры. Это такие игры как:
“Ходит Ваня”, “Заинька”, “Кто у нас хороший” и
т.д.

Народ – мудрый и добрый учитель, создал
множество песен, попевок, приговорок, потешек,
дающих нам без назидательных сухих нравоучений в
приятной для ребёнка форме обучать его тому или
иному навыку. Народные песенки и потешки
помогают воспитывать положительное отношение
детей к режимным моментам. Умывая малыша напивая
ему ласково:

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Или

Чистая водичка
Моет Жене личико,
Настеньке ладошки,
А пальчики Антошке.

Ребёнок с удовольствием выполняет действия.
Так же воспитывается чувство доброты, заботы,
например: “Кисонька-Мурсонька, где была? … Не ешь
одна (оставь ребяткам)”. Очень легко потешкой
остановить назревший конфликт, недоразумение:

На улице две курицы
С петухом дерутся.
Две девицы-красавицы
Смотрят и смеются.

Когда дети собираются на улицу:

Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдёт,
Наденем калошки:
Это – с правой ножки,
Это с левой ножки.
Вот так хорошо.

Во время расчёсывания:

Чешу, чешу волосыньки,
Расчёсываю косоньки,
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса
Расти, коса не путайся…
Дочка, маму слушайся.

Основываясь на своём опыте, могу сказать, что
знакомство с детским музыкальным фольклором
развивает интерес и внимание к окружающему миру,
народному слову и народным обычаям, воспитывает
художественный вкус, а так же многому учит.
Развивается речь, формируются нравственные
привычки, обогащаются знания о природе. Детский
музыкальный фольклор является ценным средством
воспитания ребёнка, имеет большое значение в
приобщении его к истокам родного, истинного
русского народного творчества.

Литература

  1. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное
    пособие для родителей и педагогов. (Составляли
    Т.И.Бахметьева, Г.Т.Соколова. Художники
    Г.В.Соколов, В.Н.Куров. – Ярославль: “Академия
    развития”, 1997 – 224с.)
  2. Знакомим малыша с окружающим миром. Книга для
    работников дошкольных учреждений (А.Н.Павлова.
    Просвещение 1987-224с.)
  3. Ладошки: (Игры для детей и родителей) знание, 1994
    – 256с.
  4. Музыка – детям: Пособие для воспитателей и
    музыкального руководителя детского сада
    (составляли С.И.Чешева, А.П.Николаичева.
    Просвещение 1985 –144с.)
  5. Поём, играем, танцуем дома и в саду. Популярное
    пособие для родителей и педагогов (М.А.Михайлова,
    Е..В.Гарбина – Ярославль: “Академия развития”,
    1996 – 240с.)
  6. Радуга: Программа и руководство для
    воспитателей первой младшей группы детского
    сада (Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, С.Г.Якобсон и др.
    Составляла Т.Н.Доронова – Москва: Просвещение, 1993
    – 224с.)