Образовательная программа по экологии Экология человека. Внеклассная работа по экологии

  • Гладких Марина Ивановна, учитель химии и биологии

Введение.

В курсе программы “Экология человека”
рассматриваются такие понятия:

экология человека; человек, как биологический
вид; неотделимость человека от биосферы; нормы и
типы реакций человека на действие факторов
среды; адаптация; стресс; дистресс; здоровье;
классификация антропогенных загрязнителей;
экологическая патология; экологические беженцы;
социальная экология; человек – биосоциальный
вид; социальная адаптация к окружающей среде;
экология; экономика; политика; социальная среда,
как фактор формирования экологической культуры;
экологическая культура; тенденции совместного
развития природной и технологической среды;
“эффект бумеранга”; концепция устойчивого
развития; международное право в области
экологии; глобальный характер экологических
проблем; назначение международного
экологического права; Российское
законодательство и экология; необходимость
законодательного обеспечения экологической
политики в РФ; правовые основы системы всеобщего
непрерывного экологического воспитания и
образования населения в РФ; формирования
экологического мышления, как необходимое
условие выживания и будущего развития
человечества.

Пояснительная записка.

1. Краткие сведения о коллективе:

  • статус группы – профильная
  • состав группы – постоянный
  • особенности набора детей – свободный
  • форма занятий – групповые
  • сроки реализации программы – 1 учебный год
  • количество обучающихся – 15 человек
  • возраст учащихся – 10 класс (15 лет); возраст ребят
    позволяет осознанно изучать проблемы экологии.
  • количество занятий и учебных часов в неделю: 4.
  • количество учебных часов в год: 144.
  • условия работы педагога – в штате.

Цель: познакомить учащихся с
экологическими проблемами, связанными с
жизнедеятельностью человека, наметить пути
решения этих проблем.

Задачи программы:

  • повышение занятости детей в свободное время;
  • организация полноценного досуга;
  • развитие у учащихся любви к природе;
    нетерпимости к нарушениям экологических норм
    поведения; патриотизма; любви к Родине и т.д.;
  • поддержка и развитие познавательной
    активности;
  • адаптация в обществе детей с определенными
    особенностями;
  • физическое развитие и оздоровление детей;
  • профориентация учащихся.

Прогнозируемые результаты:

Прямыми критериями оценки результатов
обучения служит успешное усвоение программы.

При завершении программы учащиеся должны знать
основные понятия разделов:

  1. экология человека;
  2. социальная экология;
  3. тенденции современного развития природной и
    техногенной среды
  4. международное право в области экологии;
  5. Российское законодательство в области
    экологии.

Должны уметь:

  • работать со справочной литературой;
  • анализировать состояние здоровья человека и
    окружающей среды;
  • выявлять факторы, биотические и абиотические,
    влияющие на ухудшение этого состояния;
  • пользоваться законодательными актами РФ, в
    области экологического права.

Беречь свое здоровье и здоровье окружающих.

№ п/п Темы занятий Всего часов В том числе
теоретических Практических
1. Экология человека 65 26 39
1.1 Человек как биологический вид 5 2 3
1.2 Обмен веществ 5 2 3
1.3 Неотделимость человека от биосферы 5 2 3
1.4 Нормы реакций человека 5 2 3
1.5 Типы реакций человека на действие
факторов среды
5 2 3
1.6 Адаптация 5 2 3
1.7 Стресс 5 2 3
1.8 Дистресс 5 2 3
1.9 Здоровье 5 2 3
1.10 Классификация антропогенных
загрязнений
5 2 3
1.11 Отдельные загрязнители 5 2 3
1.12 Экологическая патология 5 2 3
1.13 Экологические беженцы 5 2 3
2. Социальная экология 35 14 21
2.1 Человек — биосоциальный вид 5 2 3
2.2 Социальная адаптация к окружающей
среде
5 2 3
2.3 Деятельность человека, как
антропогенный фактор
5 2 3
2.4 Экология 5 2 3
2.5 Экономика 5 2 3
2.6 Политика 5 2 3
2.7 Социальная среда, как фактор
формирования экологической культуры
5 2 3
3. Тенденции современного развития
природной и техногенной среды
10 4 6
3.1 Эффект бумеранга 5 2 3
3.2 Концепция устойчивого развития 5 2 3
4. Международное право в области
экологии
10 4 6
4.1 Глобальный характер экологических
проблем
5 2 3
4.2 Назначение международного
экологического права, экологических проблем
5 2 3
5. Российское законодательство и
экология
15 6 9
5.1 Необходимость законодательного
обеспечения экологической политики РФ
5 2 3
5.2 Правовые основы системы всеобщего
непрерывного экологического воспитания и
образования населения РФ
5 2 3
5.3 Формирование экологического мышления,
как необходимое условие выживания и будущего
развития человечества
5 2 3
Экскурсии 8 8
1. Зоологический музей кафедры зоологии
СГУ
2 2
2. Секции биологии, экологии Малой
Академии Наук школьников
2 2
3. Ботанический сад г. Ставрополя 2 2
4. Дендрарий Михайловска 2 2
Всего часов 143 1 час — резерв