Урок с использованием модульной технологии по физике в 8-м классе по теме: Закон Джоуля – Ленца и его практическое применение

  • Черникова Людмила Александровна, учитель физики

Общие цели урока:

  1. Повторить понятия: внутренняя энергия,
    количество теплоты, единицы их измерения.
  2. Выявить уровень способности решать задачи с
    использованием формул работы и мощности тока.
  3. Сформировать представление о причинах
    нагревания проводников при прохождении по ним
    тока. Исследовать зависимость количества
    теплоты, выделяемого проводником с током от
    сопротивления проводника.

Оборудование: лампы накаливания, проволоки
одинаковой длины из разных металлов, штативы,
источник тока, соединительные провода,
предохранители.

Номер учебногоэлемента Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоениюучебного
материала
УЭ – 1

Повторение изученного
материала

Входной контроль (19 баллов)

Цель:
проверить, насколько усвоен материал по теме
“Работа и мощность тока” и убедиться в
готовности к изучению нового материала.

Задание 1

Выбрать правильный ответ. Какое превращение
энергии происходит при работе электрического
тока, если:

  1. “горит” лампа накаливания
  2. Вращается электродвигатель
  3. Заряжается аккумулятор
  4. Работает электросварочный аппарат
  • А. Электрическая энергия превращается в
    механическую.
  • Б. Электрическая энергия превращается в
    лучистую (световую).
  • В. Электрическая энергия превращается в
    химическую.
  • Г. Электрическая энергия превращается во
    внутреннюю.

Задание 2

Укажите основную единицу измерения
следующих физических величин:

  • сила тока
  • напряжение
  • работа электрического тока
  • мощность электрического тока
  • сила
  • сопротивление

А. Вт Б. А В. Дж Г. Н Д. В Е. Ом Ж. Ом·м

Задание 3

Выбрать неверные формулы:

  • А. I=UR
  • Б. R=(?·l)/S
  • В. U=I/R
  • Г. I=U/R
  • Д. А=р·t
  • Е. P=I·U

Задание 4

Решите задачу и выберите ответ.

На цоколе ламп написано 200 Вт, 220 В и 25 Вт, 220 В.
Сопротивление какой лампы больше и во сколько
раз?

  • А. R12 в 8 раз
  • Б. R1>R2 в 4 раза
  • В. Сопротивления одинаковые
  • Г. R1>R2 в 8 раз

Задание 5

Решите задачу и выберите ответ.

Какова работа тока в проводнике R4 за 10
минут и общая мощность тока, потребляемая данной
цепью. 0,5A (рисунок 1)

R1= R2=R3=200 Ом; R4=150 Ом

  • А. 300кДж, 40 кВт
  • Б. 360 кДж, 36 кВт
  • В. 360 кДж, 750 Вт
  • Г. 100 кДж, 36 Вт.

Проверь себя по листу контроля и запиши
набранные баллы в тетрадь.

20 минут

Количество правильных ответов соответствует
количеству набранных баллов в заданиях №1, 2, 3; 2-м
баллам в задании №4 и 5 баллам в задании №5.
Занесите их в лист учета и контроля.

Если вы набрали за входной контроль менее 10
баллов, то после урока договоритесь с учителем о
дополнительной консультации по теме “Работа и
мощность тока”.

УЭ-2

Изучение нового материала

Цель: выяснить причины нагревания
проводника током.

Задание 1

Прочтите первый абзац §53 и письменно
ответьте на вопрос “Как можно объяснить
нагревание проводника электрическим током?”

Прочтите полностью §53 и запишите в тетради
формулировку и вывод формулы закона Джоуля –
Ленца с необходимыми пояснениями.

Ответьте на вопрос: от каких величин и как
зависит количество теплоты, выделяемое
проводником с током?

Задание 2

С какой целью провода в местах соединения не
просто скручивают, а еще и спаивают? Ответ
обоснуйте.

Подумайте, какая из трех проволок одинакового
сечения (рисунок 2) и длины
из меди, стали, никеля, включенных
последовательно, нагреется больше? Почему?

Два проводника различной длины, но одинакового
сечения и материала, включены параллельно друг
другу в цепь электрического тока. В каком из них
будет выделяться больше теплоты.

15 минут

5 минут

Работа учеников с учителем (фронтальная
беседа). За каждый правильный устный ответ на
вопрос получаете 1 балл.

УЭ-3

Изучение нового материала

Цель: познакомиться с примерами
практического применения теплового действия
тока.

Задание 1

Прочтите §54 учебника.

Рассмотрите, рис. 83 учебника и найдите все
элементы на современной лампе накаливания.

Задавайте вопросы друг другу по очереди и
прослушайте ответы:

  • пользуясь рисунком, расскажите, как устроена
    современная лампа накаливания;
  • из какого металла изготовляют проволоки для
    спиралей ламп?
  • зачем баллоны современных ламп накаливания
    наполняют инертным газом?
  • как устроен патрон для включения лампы
    накаливания в сеть?
  • на какие напряжения рассчитаны лампы
    накаливания, выпускаемые отечественной
    промышленностью?
  • назовите первых изобретателей электрического
    освещения с помощью ламп накаливания?
  • приведите примеры использования тепловых
    действий тока;
  • что представляет собой нагревательный элемент
    электронагревательного прибора?
  • какими свойствами должен обладать металл, из
    которого изготовляют спирали или ленты
    нагревательного элемента?
  • какие известные вам материалы обладают
    необходимыми для нагревательного элемента
    свойствами?

Если затрудняетесь, обратитесь еще раз к
материалу §54.

15 минут

Работайте парами устно.

УЭ-4

Изучение нового материала

Цель: познакомиться с причиной и
способами предотвращения короткого замыкания.
10 минут

Работа с классом.

Объяснение учителя.

УЭ-5

Изучение нового материала

Цель: проверить усвоение знаний
учащимися о тепловом действии тока.

Задание 1

Ответьте на вопросы:

  • почему несмотря на непрерывное выделение
    энергии в электрической печи или утюге обмотка
    последних не перегорает?
  • какими физическими соображениями надо
    руководствоваться при выборе проволоки для
    плавкого предохранителя?
  • как изменилось количество теплоты, выделяемое
    электрической плиткой в единицу времени, если
    спираль плитки перегорела и была укорочена?
10 минут

Работа учеников с учителем
(фронтальная беседа). За каждый правильный устный
ответ на вопрос получаете 1 балл.

УЭ-6

Закрепление изученного
материала

Выходной контроль (4 балла)

Цель:
проверить усвоение учащимися знаний о тепловом
действии тока.

Задание 1

Как изменится количество теплоты, выделяемое
проводником с током, если силу тока в проводнике
уменьшить в 2 раза?

  • А. увеличится в 2 раза Г. уменьшится в 2 раза
  • Б. увеличится в 4 раза Д. уменьшится в 4 раза
  • В. не изменится

Какую энергию расходует электрический утюг за
одну минуту, если сопротивление его
нагревательного элемента 100 ОМ, а сила тока в нем 2
А?

  • А. 7560 Дж В. 36000 Дж
  • Б. 24000 Дж Г. 66000 Дж.

В нагревательном элементе чайника при
напряжении 220 В сила тока 5 А. Какое количество
теплоты выделит чайник за 5 минут?

  • А. 5400 Дж Г. 96000 Дж
  • Б. 72600 Дж Д. 330000 Дж.
  • В. 150000 Дж

Железная и медная проволоки одинаковых
размеров соединены последовательно и подключены
к источнику тока. Что можно сказать о количестве
теплоты, выделяемом этими проволоками?

  • А. Медная проволока выделит меньшее количество
    теплоты
  • Б. Медная проволока выделит большее количество
    теплоты
  • В. Проволоки выделяют равное количество
    теплоты.
13 минут

За каждый правильный ответ на
вопрос получаете

1 балл.

УЭ-7

Подведение итогов урока

Рефлексия

Чем мне понравился (не
понравился) урок.

Как я оцениваю свою работу на уроке.

Домашнее задание: §§ 53, 54, 55.

2 минуты

Лист учета отдайте учителю.
Свой рейтинг (общую сумму баллов) запишите в
тетрадь.

Ответы:

УЭ-1 :

  1. Задание 1: 1Б, 2А, 3В, 4Г
  2. Задание 2: 1Б, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Е
  3. Задание 3: А, В
  4. Задание 4: А
  5. Задание 5: В

УЭ-6 : задание 2: 1Д, 2Б, 3Д, 4А