Тема урока: Таймыр – чудесный край

  • Семинова Светлана Петровна, учитель начальных классов

Цели:

  • Обобщить знания учащихся, полученные при
    изучении темы по краеведению “Таймыр — чудесный
    край”.
  • Прививать любовь к своему краю, к его природе.
  • Воспитывать уважение к людям, населяющим
    Таймыр.
  • Звучит музыка о Норильске или о севере.

Ведущий: Сегодня, ребята, у нас необычный
урок, урок-путешествие по удивительному краю. Мы
обобщим знания, полученные при изучении темы по
краеведению “Таймыр – чудесный край”, и узнаем
много нового об этом замечательном крае.

Мы уже знаем, что экология — “слово о доме”,
именно так звучит буквальный перевод с
греческого. Раньше каждый житель Севера был
хорошим экологом, не подозревая об этом. Живя
среди природы, находясь в глубокой зависимости
от нее, люди были вынуждены наблюдать за
природными явлениями, приспосабливаться к ним. К
сожалению, многие экологические традиции народа
были забыты. Их возрождению может помочь
народная экология.

— На уроке у нас присутствует очень скромный
гость.

— Кто догадался, как его зовут? (Никелька.)

Он решил поделиться с нами своими знаниями.

Итак, 1 конверт.

(Озвучивает Никельку ученик.)

Мы считаем, что родина Деда Мороза – Таймыр.
Здесь он еще в молодости побратался с ветром,
здесь женился на Полярной ночи, здесь родилась их
дочь Мерзлота. Вот и вся присказка. Сказка
началась, когда в этом краю между северной
опушкой сибирской тайги и арктической тундрой
люди стали строить дороги и рудники, улицы и
шахты, теплоэлектростанции и заводы. Мороз,
Ветер, Ночь и Вечная Мерзлота были против,
объединенными усилиями мешали, как умели.

Почему, ребята, так трудно было строить на
Севере?

(Потому, что полуостров находится в широтах, где
суровые условия. Это край Земли.)

— В какой части страны расположен полуостров? (На
Севере).

— Какие реки протекают по территории нашего
края? Озера?

Конверт 2.

Озвучивает Никельку ученик.

Первое дошедшее до нас Русское известие о
плавании по Енисею и морям до реки Пясины
относится к 1610 году и связано с именем торгового
человека с Северной Двины – Кондратием
Курочкиным. Проплыв вниз по Енисею, он вышел к
Северному Ледовитому океану и назвал местность
ПЯСИДОЙ (Пясиной). Пясида с ненецкого языка
означает “безлесье”, или река без дров.

— Что в переводе с ненецкого означает Пясина?

Таймыр и моря Северного Ледовитого океана во
многом уникальны, они нас удивляют, но природа их
очень ранима. Человечество сегодня переживает
важный момент своей истории. Сегодня нельзя
присваивать ресурсы, не думая о возможностях
природы, тем более, северной, которая не способна
так быстро восстанавливаться. Исчезают многие
виды промысловых рыб, млекопитающих и в первую
очередь, главным загрязнителем морей будут
выбросы предприятий цветной металлургии
Таймыра. Ребята, пусть руки ваши будут
заботливыми, оберегающими, добрыми и
созидающими, и тогда наш край не будет
подвергаться уничтожению.

ПОКАЗ КРАСНОЙ КНИГИ.

Кто знает, что это за книга?

Чем эта книга для нас является?

Какие животные занесены в Красную книгу?

Конверт 3.

Познакомиться с материалом, поместить его в
альбом, выбрать одного из животных, раскрасить и
приклеить.

1. Красная книга Красноярского края.

Класс млекопитающие. Класс птицы.
Красный волк. Серый гусь.
Серый гусь. Кречет.
Атлантический морж. Дрофа. Таежный Снежный барс.
Северный олень. Серая утка.
Белый медведь. Черный аист.
Лаптевый морж. Класс рыбы.
Сибирский горный козел. Таймень.
Путоранский или норильский Валек.
снежный баран. Енисейский речной сиг.
Соболь.

2. Северные олени.

3. Песец.

4. Белая сова.

Конверт 4.

Кто является хозяином Арктики?

Работа в группах.

Каждая группа получает трафареты белой
медведицы и медвежонка, цветную бумагу, ножницы,
клей.

Задание: При помощи данного материала оформить
картину и дать ей название.

Физминутка. Песня группы Карамелька.
Движения с детьми.Звучит музыка о Норильске или о
севере.

Ведущий: В одном снежном царстве полярном
государстве, на 69 параллели встретились Солнце и
Луна.

Солнце: Что это за земля, укутанная вечными
снегами, куда так редко я заглядываю?

Луна: Это край редких удивительных северных
сияний. Так называют сегодня древний Таймыр. На
тысячи километров раскинулся этот суровый край.
Холодные волны Карского моря хлещут о скалистые
дикие берега. Даже в летние месяцы море во власти
льдов. Удивительные всполохи северного сияния
поражают своей красотой. Сказочно богат и
прекрасен Таймыр. В бесчисленных реках и озерах
водятся сиги и пудовые осетры, в бескрайних
просторах тундры пасутся большие стада оленей,
живут удивительной красоты белые и голубые
песцы, а по весне на болотах гнездятся огромные
стаи уток, гусей, лебедей.

— Какие народы живут на Таймырской земле?

Ведущий: Своеобразна и интересна жизнь
коренных обитателей Таймыра.

На этой земле живут уже много веков:
нганасаны, долганы, ненцы, эвенки, энцы. Из-за
суровых природных условий население тундры
немногочисленное.

Основные занятия местных жителей — рыболовство
и оленеводство.

Письменности у древних народов Севера не было,
но жажда познания мира неудержимо тянула людей к
творчеству. Замечательные поделки из камня,
кости, металла, меха создавали народные умельцы.

Девочек обучают плетению, вышивке бисером, а
мальчиков — с малолетства приучают пасти оленей.
Они ловко умеют набрасывать аркан на рога
животных.

(Просмотр фильма о народах севера).

Солнце:

А это что за город чудный?
Вместо черных чумов.
Город в снежной пелене –
Самый северный в стране.

Луна: В центре полуострова вырос красивейший
город Норильск, ставший Индустриальной столицей
Таймыра.

Норильск входит в пятерку самых северных
городов на планете. Совсем недалеко от нас
Северный ледовитый океан. Город наш далекий и
близкий — до Москвы мы долетаем за 4 часа. Снег
лежит в среднем 244 дня не тая. 1,5 месяца длится
полярная ночь. Два месяца летом солнце не
прячется за горизонтом.

Как называется это время? (полярный день)

Норильск заложен в 1935 году. Нигде в мире нет
района, где бы в условиях вечной мерзлоты вырос
такой промышленный комплекс и такой большой
город.

А вы знаете, что означает слово Норильск?
Почему он так назван? (эвенкийский “нарус” или
некагирскогому “ньюрил” — болота)

Город Норильск построен у подножия гор, носящих
название – Норильские, круто обрывающихся к реке
Норилке. Здесь известны горы Шмидта – 514 м и
Рудная – 583 м.

По дороге из Дудинки нас вначале встречают
невысокие Кайерканские сопки, самая высокая
точка лишь на 338 м выше уровня моря. Еще ближе к
Норильску находится небольшое плато с
романтическим названием Надежда.

На севере, у Хараелаха, расположен город
горняков Талнах. Это один из самых северных
горных массивов. Его высота достигает 1700 м. Сам
Талнах стоит у горы Сабля, входящей в
Хараелахскую цепь.

В 6 км к востоку от Талнаха расположено
красивейшее ущелье Красные камни. Высота этих
гор 650 м. Еще чуть восточнее лежит Листвянка (767 м),
г. Еловая (851м). Рудник “Октябрьский” находится у
г. Медвежья (435 м ).

За Оганером видны горы Ламские, обрамляющие
озеро Лама, а южнее расположены настоящие горы –
Иманга, на них всегда, даже в самые жаркие дни,
лежит снег. Горы, которые расположены вблизи
нашего города, входят в Средне-Сибирское
плоскогорье, образуя ее самую северную часть.

Полуостров поражает суровой природой. Это край
лютых морозов, сильных студеных ветров и
затяжных вьюг.

И хотя Таймыр называют страной холода, его
природа может восхитить многих благодаря
разнообразному и сильно расчлененному рельефу,
поэтому здесь человек должен относится к
окружающей природе дружелюбно, с особой
осторожностью.

1-й уч-к:

Далек и близок город мой Он северней иных, Но
мне Норильск, полярный мой Дороже всех других.

2-й уч-к:

Люблю Норильск, когда мороз Мне щеки леденит.
Красив он, как букет из роз А крепок, как гранит.

3-й уч-к:

И нет прекраснее его
Ведь город мой — звезда
Звезда, которую зажег
Порыв людей труда.

4-й уч-к:

Прислушайтесь, слово какое — Норильск,
В нем тысячи льдинок капелью смелись.
В нем пламя печное и холод снегов,
В нем твердость металла и пух облаков.
В нем речки прозрачной стремительный бег,
В нем гордость, как в слове другом – человек.

Конверт 5. Объявляется конкурс “Знатоков
Таймыра”

1. Какие народности живут на Таймыре?

2. Как называется их жилье?

3. Каких животных используют для езды местные
жители?

4. Какие птицы зимой становятся белыми?

5. Кого называют хозяином Арктики?

Луна:

Радуйтесь, люди,
Пляшите, дети!
Забыв, что вам щеки
Морозил мороз.

Солнце:

Сегодня из тундры
Я полные сани
В упряжке оленьей
Вам солнце привез.

Ведущий: А вот, что пишут наши ученики о своем
городе.

(Зачитываются лучшие сочинения.)

Конверт 6.

Напишите пожелания городу.

(Пожелания пишут на солнышках и передают
Никельке)

Пожелания городу:

Я люблю мой город и мой Таймыр. Желаю людям
севера здоровья и достойной награды за их
тяжелый труд.

В нем живут и работают добрые люди, пусть их
будет больше.

Хочу, чтобы в нашем городе построили детские
городки под стеклянным колпаком, а ребята могли
играть там даже в холодную погоду.

Ведущий: Вот и подошло к концу наше маленькое
путешествие по удивительному краю. Изучайте,
обживайте, осваивайте этот край, но относитесь к
нему бережно, с любовью.

Награждение.

Конверт 6.

Молодцы!!!

У меня есть для вас сюрприз. Городская
библиотека приглашает вас сегодня на встречу.
Речь пойдет о нашем крае. Вы сможете блеснуть
своими знаниями и пополнить новыми.