Открытый урок в 10-м классе на тему: Россия в начале XIX века

  • Маркелова Ольга Евгеньевна, учитель истории

Задачи:

  1. Дать характеристику России к н. 19в. (социально –
    экономическое, политическое положение) ;
  2. Продолжить формирование навыков работы в
    группах, умения составлять опорные схемы,
    устанавливать причинно-следственные связи;
  3. Осуществлять патриотическое воспитание.

Оборудование:

1) Карта: “Россия с н. XIX в. по 1861 г. ”

2) Мультимедиа (Слайды с 1 –9)

3) Троицкий Н. А. “Лекции по русской истории”.
Изд.

“Слово”. 2003 г.

4) “История Отечества в схемах”.

5) Задания по группам (6)

6) Учебник Буганов В. И, Зырянов П. Н. “История
России к. XVII-XIX вв”. “Просвещение” 2003 г.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

Вступление: XIX век для России – один из
величайших переломных эпох. Следы этой эпохи в
судьбах Российской империи грандиозны,
многогранны и противоречивы. С одной стороны
– Россия в XIX в. – это пожизненная тюрьма для
всех, населявших её народов (100 больших и малых
народов) , которые изнывали под гнётом
самодержавия, а до 1861 г. и крепостного права.
Россия – это жандарм Европы, Глава Священного
Союза монархов против народов, душитель
восстаний и революций.

С другой – Россия XIX в. – это родина
великого, хотя и трагически противоречивого
освободительного движения от декабристов до
социал –демократов. Россия – это спасительница
Европы от наполеоновской военщины и
освободительница балканских народов от
турецкого ига. Россия – создательница
гениальных духовных ценностей, многие из которых
остаются до сих пор непревзойдёнными: А. С.
Пушкин, Л. Н. Толстой, Д. И. Менделеев, И. Е. Репин и
другие.

Этапы урока

№ этапа Деятельность учителя Формы, методы работы учителя Деятельность учащихся Формы, методы работы учащихся
1 Сообщение темы и задач урока. Показ слайда №1 Уч-ся знакомятся с темой урока Наблюдение
2 Распределение учащихся по группам Задания по группам (задания
прилагаются)
Уч-ся распределяются по группам Обсуждение заданий
3 Рассматривается вопрос: “Территория и
население России в н. XIX в. ” Вопрос уч-ся : В
результате каких войн, и какие территории
получила Россия?
Показ слайдов №2,3 Уч-ся работают с картой и учебником стр.
115.

Записывают новое понятие:

Верста — 1,06км.

Показывают на карте присоединённые земли (Крым,
Сев. Причерноморье, Речь Посполитую)

Ответы на вопрос: Население России 40
млн. Низкая плотность населения
4 Вопрос: “Религиозный состав
населения”
Показ слайда №4 Записывают в тетрадь:
Многоконфессиональное государство-г – во, кот.
исповедует различные религиозные учения.
Воспроизведение нового материала
5 Вопрос “Социальная структура”

Что
такое сословия?

Какие сословия относятся к привилегированным?

Какие имели привилегии?

Имело ли привилегии казачество?

Показ слайда№5 Читают стр. 116-117, дают характеристику
сословиям.
Составление схемы (каждая группа свою в
тетрадях и на доске)
6 Вопрос “Пути сообщения и торговля”

Какие
отрасли развивались?

Какой вид транспорта был наиболее развит?

Рассказать об использовании грунтовых дорог.

Назвать наиболее известные ярмарки.

Помощь уч-ся Работа с картой, чтение стр. 120-124 Воспроизведение нового материала
7 Вопрос: “Города и промышленность” Показ слайдов №6-7 Работа с картой, чтение стр. 122-123 Воспроизведение нового материала
8 Вопрос: “Политический строй России”. Показ слайдов №8-9 Работа с учебником стр. 123 Составление схемы
9 Подведение итогов, оценка деятельности
уч-ся
Коррекция опорных знаний Рефлексия Подведение итогов
10 Домашнее задание

Задания по группам:

Группы 1 –3: Прочитать стр. 115-118 и ответить на
вопросы:

Что такое сословие?

Характеристика сословий.

Какие сословия считаются привилегированными?

Составить схему: “Сословия в России н. 19в. ”

Группа№4: Вопрос: “Пути сообщения и
торговля”.

Прочитать стр. 120-121 и ответить на вопросы:

1) Какие отрасли промышленности развивались?

2) Какой вид транспорта был наиболее развит?
Охарактеризовать его.

3) Рассказать об использовании (транспортных)
грунтовых дорог.

4) Как проходили ярмарки? Показать на карте
наиболее известные.

Группа№5 Вопрос: “Города и промышленность”.

Прочитать стр. 119-122 и ответить на вопросы:

1) Дать характеристику городам. Показать на
карте наиболее крупные.

2) Что такое промышленный переворот? Как он
происходил в России?

3) Где и как использовался труд крепостных и
вольнонаёмных рабочих?

Группа №6: Вопрос: “Политический строй
России в н. XIX в”

Прочитать стр. 122-123.

Изобразить схематически политический строй
России в н. XIX в.

Рефлексия

Оценить свою работу на уроке по 5-балльной
шкале, последовательно отвечая на вопросы.


Вопросы: “5” “4” “3” Ошибки
1. Как я усвоил материал?
2. Получил прочные знания
3. Мало, что понял, необходимо поработать
4. Как я работал? Где допустил ошибки?
5. Со всеми заданиями справился сам
6. Не справился с частью заданий
7. Не все активно участвовали в
обсуждении
8. Работа была неинтересная