Внеклассная работа по теме: Дом, в котором я живу… кружок Живая этика

  • Галиева Римма Рашитовна, учитель начальных классов

Цель: воспитание чувства гражданственности.

Задачи:

  1. Пробудить в ребёнке чувство любви и
    благодарности к своему отчему дому.
  2. Дать понятие слову Родина.
  3. Пробудить интерес к жизни класса, лицея, города.

Справка.

Кружок ведётся с 1 класса. Цель занятий:
осознание ребёнком самого себя. У каждого из нас
своя роль, своя миссия на Земле, и соответственно
свой комплекс возможностей для самореализации.
Кружок построен как следование блоков
саморазвития. Один из блоков “Дом, в котором я
живу…”. Данное занятие – первое в этом блоке.
Последующие занятия глубже раскрывают понятие –
Дом (класс, лицей, семья, город, республика,
Россия).

Дети с 1 класса разделены на лучики, в каждом
есть свой командир. На занятиях дети сидят
лучиками и получают общие задания. В течение
недели они готовят материал, ищут стихи, рисунки,
картины и т.д., а на занятиях делятся тем, как они
готовились к очередному занятию. В данном случае
каждый лучик выбрал для себя свою тему. Что они
понимают под словом “Дом”? Выбрав направление,
каждый лучик собирал материал – доказательство,
что дом — лицей, дом – семья, дом – город, дом –
планета. То есть дети выбрали свой “путь”
исследования сами, некоторые нарисовали рисунки,
написали сочинения, сочинили рекламы “своего
дома”.

Типы занятий: размышление, рассуждение,
осознание, осмысление, рефлексия.

Оборудование: — магнитофон, кассеты с
классической музыкой; сказочные тетради с
ручками и карандашами у детей; выставка рисунков;
плакат “дерево”; вырезанные листочки и
сложенные гармошкой полоски бумаг.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ (заголовок “Дом, в котором я
живу…”, силуэт дерева, бумажные листья).

До начала занятия на доске только контур
дерева, по ходу занятия дерево “оживает”
(объёмная аппликация). Приклеиваются листья с
мнением детей и корни – листочки-гармошки с
добрыми делами).

Музыка. Сегодня, на нашем занятии мы
продолжаем учиться рассуждать, высказывать свою
точку зрения и доказывать её.

  • Прочитайте тему нашего разговора.
  • Вслушайтесь в звучание этих строк:

“Дом, в котором я живу…”

  • Как вы думаете, почему в конце фразы стоит
    многоточие? (ответы детей)

1. Задание лучикам.

Мы услышали разные мнения, а теперь возьмите
листочки, и каждый

напишите своё мнение (дом это…).

Д мама

О семья

М мой дом

моя улица

г. Салават

мой лицей

бассейн

Россия

Родина

( каждый ребёнок пишет на листиках своё
мнение, читает его и эти листочки приклеиваются
на дерево)

Ваши листочки украсили наше дерево. Оно ожило,
зашелестело.

2. Каждый лучик получил задание: подумать
всем лучиком, что значит для вас слово ДОМ, дом, в
котором вы живёте, и доказать свою точку зрения.

( каждый лучик выбрал свою точку зрения и
подготовил стихи, сочинения, высказывания,
пословицы).

Поделитесь своими мыслями и доказательствами.

  • 1 лучик: “Дом, в котором я живу – мой дом, моя
    семья, мои соседи” (материал, который нашли дети
    самостоятельно написан ниже)
  • 2 лучик “Дом, в котором я живу – мой город”
  • 3 лучик “Дом, в котором я живу – мой лицей,
    мой бассейн”
  • 4 лучик “Дом, в котором я живу – “планета
    Земля”

Дети высказывают своё мнение, читают стихи,
пословицы и т.д.

— Разные мнения мы услышали. Так кто же прав?
(мнения детей)

3. – Действительно, каждый из вас по-своему
прав.

Наш Дом – это и город, и улица, и семья, и мама, и
планета, ведь всё в нашей жизни взаимосвязано,
дополняет друг друга.

А можно ли все эти понятия назвать одним словом?

( ответы детей обобщаются и на дереве (по стволу)
“пишется” слово РОДИНА)

Слово одно — Родина, а какое оно ёмкое.
Родина подобна огромному дереву, на котором не
сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго,
прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни.
Корни, это то, чем мы живём и дышим сегодня, то чем
жили вчера или год назад, тысячу лет назад.

Родина – это очень много. Это и тропинка в
парке, птицы, летящие над нами. Это большие города
и маленькие деревушки. Это твои родители, это я и
ты, это мы, с нашими заботами и радостями.

4. Из чего же вырастает огромная
человеческая любовь ко всему, что умещается в
одном слове “Родина”.

С чего начинается Родина? (ответы детей)

-Давайте заглянем в небольшую деревушку, где
живут обычные люди (сценка)

Автор. У деревенского мальчика Сеньки было
всё: были у него мать и отец,

изба высокая, огород, сад, домашние животные. И
жил Сенька хорошо. Но

вот появилась у него маленькая сестрёнка, и
Сенька решил, что он у

родителей лишний.

Сенька (выходит вздыхая)

— Теперь я для них совсем лишний.

Дед. – Здорово! Куда путь держишь?

Сенька – Здравствуй, деда Никита, я иду в
огромный город, где самолёты строят.

Дед. – А ты, чтобы не плутать, вон на тот
бугорок залезь, с него далеко видно.

Сенька. – Ладно.

Автор. Полез Сенька на бугор, нагибается
низко, даже руками за траву цепляется, чтобы не
опрокинуться. Поднимается всё выше, и земля всё
шире становится. А когда Сенька поднялся на самый
верх, то стало ему далеко видно. Вокруг
разноцветные поля. Под бугром красный ковёр, как
бархат. Берёзы – тонконожки у озера. Деревенские
жители, Сенькины соседи кто граблями работает,
кто на лошадях сено возит. Всех сверху увидел
Сенька.От своей Земли, от её прекрасного широкого
вида, почувствовал Сенька в сердце тепло.

Сенька. – Вы тут зачем? (поднимаются дед и
тетя к нему на бугор)

Тётя. – А за тем, зачем и ты.

Дед. – Землю свою смотрим.

Сенька. – Ух ты! Куда от такой земли уйдёшь?
Ведь она моя, и мама моя, и папа, и сестрёнка, и все
люди – соседи мои! Потому мои – что я – их!

Автор. Не знал пока Сенька, что называется это
Родиной. Что, где бы он ни был после, хоть у самого
дальнего моря, хоть на другой стороне земли,
будет он вспоминать свой родной дом, родной
уголок, свою малую Родину.

5. Чувство родины прорастает как и всё
большое, из малого зернышка. Этим зернышком будет
родной дом. Всё начинается с родного очага,
который согревает человека всю жизнь.

Мы говорим ,Родина подобна дереву. Наши дела,
поступки – это корни, которые питают дерево.

А что конкретно можем сделать мы, чтобы дерево
расцвело, хорошело. Ведь корни – это наши дела!
(мнения детей, читают выписки из сочинений,
стихов, играют на флейте и т.д.)

Задание лучикам. Напишите на листах,
сложенных гармошкой, ваши предложения.

(Дети пишут на каждом сгибе конкретные дела,
выходит командир лучика, читает и приклеивает
“корни” к дереву)
.

Посмотрите, как много мы можем сделать! Не надо
никуда ходить, что-то искать. Родина – вот она и
надо начать с себя, ведь наша Родина, Россия,
Башкортостан – край, где мы родились – это наш
дом и его надо беречь!

(Читает ребенок)

Взгляни на глобус шар земной.
Ведь он вздыхает как живой
И шепчут нам материки,
Ты береги нас, береги!
В тревоге города, леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники,
Ты береги нас, береги!
Давайте будем беречь планету.
Во всей вселенной красивей нету!

Так как же мы можем беречь планету? (читаем
записи, сделанные детьми на листах приклеенных к
дереву)

Давайте закончим наш сегодняшний разговор, тем,
как здорово, что у нас есть Родина, дом, который
каждый должен любить и беречь.

Реклама.

(каждый лучик показывает рекламу дома, в
которой доказывается, что их дом лучший).

Итог. Мы сегодня много рассуждали,
доказывали свою точку зрения. Мы продолжим
разговор о Доме, в котором мы живём, на следующих
занятиях.

Материал, подготовленный детьми, для занятий.

Дом, в котором я живу – моя семья, мой дом, мой
город, лицей, бассейн…

Отрывок из сочинения Юли З.

“…Я живу в многоэтажном доме. Во дворе много
турников, качелей, горок. Мы любим с подругами
здесь играть. Иногда кажется, что наш двор – это
наш дом…”.

Отрывок из сочинения Тимура Т.

“…Я люблю бывать дома. Здесь всегда уютно и
тепло. Как хорошо, что у меня есть дом, куда я могу
приходить с радостью и любовью…”.

Дети нашли стихи о родном городе, родном крае.

Дина Х. Сочинила стихотворение о лицее и
бассейне.

Есть бассейн в Салавате,
Называется “Алмаз”.
Мы лицейские ребята,
Плаваем в нём каждый раз.
Тренер есть у нас в бассейне,
Учит плавать и нырять.
Шапку, мыло, полотенце,
Никогда не забывать.
Плаваем мы кролем, брасом,
Батерфляем, на спине.
Щучкой с тумбочки ныряем,
С вышки только лишь во сне.
А с утра у нас уроки,
Ждёт лицей нас каждый раз.
Лучше нет лицея 8,
И бассейна “Алмаз”.

Рекламы.

1. Дом, в котором я живу – мой дом”.

— Пап, а ты мог бы жить в Америке?
— Нет.
— А в Москве?
— Нет.
— А на Чёрном море?
— Нет.
— А у бабушки в деревне?
— Нет.
— И я не смогла. В гостях хорошо, а дома лучше!

2. Дом, в котором я живу – наша Земля.
Бог пришёл на базар планету Земля продавать.
Народу тьма, он стал торговать.

Кому нужна планета Земля?
А есть ли на ней леса и моря?
Есть океаны, много морей!
А много на вашей планете зверей?
Есть звери, птицы, деревья, цветы!
Планета Земля – это просто мечты!

Так Бог бойко товар предлагал, потом вдруг
подумав так он сказал: “Зачем я планету Земля
продаю?

Такая планета нужна самому!
Пусть расцветает и радует глаз;
Ребята, я Землю оставлю для Вас!

3. Дом в котором я живу – лицей.

— А у нас в квартире газ! А у Вас?
— А у нас в лицее класс!
Класс спортивный, дружный
Каждому он нужен!

А из нашего окна – площадь Ленина видна!
А из нашего окошка бассейн “Алмаз” видать
немножко.
Приходите в лицей наш!
Наш лицей ведь супер-класс!

Стихи о городе, о природе, найденный материал
дети при подготовке записывали в “сказочную
тетрадь”.