Цикл уроков биологии по теме: Общий обзор организма человека

  • Коваль Людмила Николаевна, учитель химии

Требования к результатам изучения темы.

Учащиеся знают:

  • клеточное строение организма;
  • строение животной клетки,
  • функции частей и органоидов клетки;
  • строение и значение тканей;
  • органы и системы органов.

Учащиеся умеют:

  • называть части и органоиды клеток организма
    человека, типы тканей, органы и системы органов;
  • раскрывать особенности строения и функций
    частей и органоидов клеток человека, тканей всех
    типов; взаимосвязь органов и систем органов в
    поддержании гомеостаза организма человека;
  • распознавать на рисунках, таблицах, муляжах,
    микропрепаратах части и органоиды клетки,
    видимые под световым микроскопом; типы тканей, на
    торсе – основные органы.

Учащиеся могут:

  • раскрывать функции органоидов клеток, видимых
    под световым микроскопом, типов тканей;
  • доказывают взаимосвязь частей и органоидов
    клеток, направленную на функциональное единство
    тканей, органов и систем, поддержание гомеостаза
    организма.

Планирование темы.

Уроки 1-2. Обзор строения и функций организма.

Клеточное строение организма. Лабораторная
работа.

“Строение животной клетки”.

Урок 3. Ткани и органы.

Урок 4. Органы. Системы органов. Организм.

Уроки 1-2. Клеточное строение организма.

Задачи:

  • сформировать знания о строении животной клетки,
    структуре и функциях частей и органоидов клетки
    (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембрана,
    ЭПС и ее виды, комплекс Гольджи, митохондрии,
    лизосомы, хромосомы, ДНК);
  • сформировать представление о том, что клетка –
    главный структурный и функциональный элемент
    организма;
  • продолжить формировать умение распознавать
    структурные компоненты животной клетки на
    микропрепаратах, таблицах и т.д.;
  • развивать навыки работы со световым
    микроскопом, готовыми микропрепаратами;
  • развивать умение выделять главное;
  • совершенствовать логическое мышление.

Оборудование:

  • световые микроскопы, микропрепараты животных
    клеток;
  • таблица “Строение животной клетки”;
  • динамическая модель “Строение клетки”;
  • таблица “Строение растительной клетки”;
  • видеофильм (диа- или кинофильм);
  • слайды.

Методические рекомендации:

I. Актуализация знаний о строении растительной
и животной клеток из курса “Живые организмы”

(6 класс). (Беседа, использование таблиц “Строение
растительной клетки”, “Строение животной
клетки”, рисунков в учебнике).

1. Повторение материала о клеточном строении
организмов, о строении растительной и животной
клеток. (Фронтальная беседа.)

2. Проверка умений работать с микроскопом,
микропрепаратами.

II. Изучение нового материала.

1. Клеточное строение организма (рассказ-лекция
учителя с элементами беседы, с использованием
таблицы и динамической модели “Строение
клетки”).

План изучения (изложения) материала:

  • разнообразие клеток в организме человека
    (формы, размеры),
  • свойства живых клеток,
  • единство строения клеток. Основные части
    клетки, особенности их строения и функции;
  • основные органоиды клетки, строение и функции,
  • составление конспекта-таблицы.

Таблица. Строение клетки.


Название элементов клетки Особенности строения Функции

Сходство в строении клеток; сравнение животной
и растительной клеток.

2. Лабораторная работа “Строение животной
клетки”.

Микропрепараты клеток тканей:

а) эпителиальная ткань (клетки);

б) соединительная ткань (клетки крови);

в) нервная клетка;

г) мышечные ткани.

(Учащиеся работают парами или в группе.
Рассматривают микропрепараты и зарисовывают по
одной клетке. Делают вывод о сходстве в строении,
о клетке как структурной и функциональной
единице тела человека.)

3. Практическая работа (учащиеся отрабатывают
материал о клеточном строении организма,
проверяется усвоение темы; работа в группах по 4
человека).

Задания:

  • выберите правильные утверждения;
  • почему клетку считают структурным и
    функциональным элементом тела? (составить план,
    изложив по нему свои предположения);
  • сформулировать выводы о клеточном строении
    организма.

(Рекомендации: одной из групп можно дать
творческое задание: составить проверочную
работу оп теме на 2-3 варианта.)

III. Закрепление знаний (ответы групп).

IV. Задание на дом: изучить с. 35-37, повторить
материал о растительной клетке; проработать все
задания практической работы; составить текст для
контроля знаний по теме в группе (паре).

Урок 3. Ткани и органы.

Задачи:

  • раскрыть понятия “ткань”, “орган”;
  • познакомить школьников с основными типами и
    видами тканей, их локализацией и функциями в
    организме человеке;
  • научить распознавать ткани и органы, ими
    образуемые;
  • продолжить формирование навыков
    самостоятельной работы с учебником,
    микроскопами и микропрепаратами;
  • постановки лабораторных исследований и
    наблюдений.

Оборудование:

  • таблицы “Ткани”, “Органы человека”;
  • учебный кинофильм (или видеофильм) “Ткани
    животных и человека”;
  • модели “Деление клетки”.

Методические рекомендации.

I. Проверка знаний учащихся.

1. Проверка домашнего задания (взаимоопрос по
теме “Клетка” по составленным учащимися
вопросам, тестам; по заданиям и вопросам рубрики
“Проверьте свои знаний” и т.д.).

2. Сравнение растительной и животной клеток с
использованием моделей, таблиц.

3. Выполнение заданий Рабочей тетради.

II. Изучение нового материала.

1. Введение в тему, краткое повторение знаний о
тканях и органах и выполняемых ими функциях
(актуализация знаний из разделов “Растения”,
“Животные”).

Беседа с учащимися:

  • дайте определение понятия “ткань”;
  • назовите виды растительных и животных тканей,
    их функции и локализацию в организмах растений,
    животных;
  • что называют “органом”? Приведите примеры
    органов у млекопитающих животных;
  • можно ли сказать, что строение органа зависит от
    его функции? Ответ поясните;
  • что образуют органы, выполняющие общую функцию?
  • клетки каких тканей вы рассматривали на прошлом
    уроке? Что узнали об их строении?

2. Типы тканей, строение, функции
(самостоятельная работа с учебником, видео- или
кинофильмом; заполнение таблицы; словарная
работа).

3. Заполните таблицу

Таблица “Ткани организма человека”.


Тип, вид ткани Строение Локализация Функция
рисунок особенность

Методические рекомендации к работе с таблицей.

При чтении текста учебника заполнить сведения
и типе, виде, локализации и функциях ткани,
особенностях строения. Рисунок выполняется в
ходе лабораторной работы.

4. Лабораторная работа “Ткани”
(поисково-самостоятельная работа). Используя
рисунки в учебнике, инструктивной карточке,
определить тип и вид ткани.

III. Закрепление знаний.

1. Определите ткань (тип, вид). (Самостоятельная
работа
на 3 варианта).

1) соединительная (1 — кровь, 2 – костная, 3 –
хрящевая);

2) мышечная (1 – поперечно-полосатая, 2 – гладкая,
3 – сердечная);

3) эпителиальная (1 – железистый, 2 – кубический,
3 – эпителий кожи);

4) нервная.

(работа проводится с использованием
микропрепаратов, надписи на которых закрыты. По
окончании работы взаимопроверка через кодоскоп;
учащиеся по данному учителем критерию оценивают
работы своих товарищей.)

2. Обобщение и выводы (о взаимосвязи строения
тканей и органов с их функциями).

IV. Задание на дом: с. 41-44 учебника; повторить
записи в тетради, ответить на вопросы рубрики
“Проверьте свои знания”.

Урок 4. Органы. Системы органов. Организм.

Задачи:

  • сформировать у учащихся понятия “система
    органов”, “организм”;
  • познакомить с функциями основных
    физиологических систем и органов, их образующих;
  • показать взаимодействие органов, систем,
    аппаратов организма.

Оборудование:

  • таблицы с изображением различных систем
    органов человека, тканей, скелета и торса;
  • микроскопы (3-6 шт.);
  • микропрепараты тканей, изученных на прошлом
    уроке;
  • кодоскоп; ключи ответов на кодопленке.

? По каким признакам органы объединяют в
физиологические системы?

Методические рекомендации:

I. Проверка и контроль знаний.

1. Письменный опрос (групповая, парная работа по
выполнению заданий рубрик).

1-я группа: “Какие утверждения верны?”;

2-я группа: “Выберите правильный ответ” —
взаимоконтроль, оригинал проверяет учитель.

2. Устный опрос (“по цепочке”, “вертушка” и пр.)

3-я и 4-я группы: “Проверьте свои знания”;

5-я группа: словарная работы (проверка знания
терминов и понятий).

II. Изучение нового материала.

1. Органы.

2. Системы органов, их строение (органы
составляющие), функции. (Самостоятельная работа с
учебником: чтение текста и ответы на вопросы
рубрики “Проверьте свои знания”; практическая
работа на с. 50, словарная работа).

Таблица “Строение и функции систем органов”.


Название системы Строение (составляющие органы) Функции

III. Закрепление знаний.

1. Фронтальный опрос по заданию “Проверь свои
знания”.

2. Обобщающая беседа по результатам
самостоятельной практической работы; проверка
заполнения таблицы (на кодограмме – заполненная
таблица). Выводы.

IV. Задание на дом: проработать изученный
материал по учебнику и тетради.