Общешкольная программа Школа и Семья МОУ СОШ № 2 г. Надыма на 2004–2009 гг.

  • Валова Галина Владиславовна, заместитель директора по воспитательной работе
  • Колосова Валентина Серафимовна, зам.директора по УВР
  • Скворцова Нурфига Фанисовна, учитель истории и обществознания
  • Стоян Зинаида Андреевна, директор школы
  • Ткач Валерий Анатольевич, Директор школы

Паспорт программы

Наименование программы

Общешкольная
программа «Школа и Семья».

Нормативно-правовые
основания

для разработки программы

Конституция РФ, Конвенция о
правах ребенка, Семейный кодекс РФ, ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.1998 г., Конвенция правовой помощи
и правовых отношениях по гражданским семейным и
уголовным делам», ч. III ст. 31-37, 1994 г.; Указ
президента Российской Федерации «Об основных
направлениях государственной семейной
политики» от 14.05.1996 г. № 712, Постановление Госдумы
ЯНАО от 05.04.1999 г. № 564 «О Концепции семейной
политики в ЯНАО», Районная целевая программа
«Семья в социальном пространстве северного
региона» на территории муниципального
образования город Надым и Надымский район на
2005-2007 годы, ФЗ «Об образовании», Устав МОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г.
Надыма».

Разработчик

программы

МОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 2 г. Надыма».
Авторский коллектив: Стоян З.А. – директор, Ткач
В.А. – зам. директора по НМР, Гумич Т.И., Колосова
В.С. – зам. директора по УВР, Валова Г.В. – зам.
директора во ВР, Скворцова Н.Ф. – учитель.

Цель

программы:

Повышение воспитательного
потенциала семьи при активном взаимодействии
семьи в образовательном пространстве.

Задачи

программы:

1. Изучение и формирование банка современных
форм и методов работы с семьей.
2. Внесение изменений и корректив в
нормативно-правовую базу МОУ, разработка новых
локальных актов.
3. Привлечение родителей к решению методической
проблемы школы: «Совершенствование духовного,
физического и умственного развития учащихся –
основа здорового образа жизни».
4. Использование современных форм и методов
работы с семьей.
5. Систематическое информирование семей о
траектории развития ребенка в УВП специалистами
служб сопровождения.
6. Повышение заинтересованности родителей во
взаимодействии их со школой.

Объект:

Семейное воспитание.

Предмет:

Образовательные связи и
комплексное взаимодействие школа – семья.

База:

Семьи учащихся МОУ.

Сроки

реализации программы:

Сентябрь 2004 г. – май 2009 г.

Критерии:

1. Уровень информированности педколлектива о
современных формах и методах работы с семьей.

2. Полнота нормативно-правовой базы, локальных
актов в области отношений школы и семьи.

3. Уровень привлечения родителей к решению
методической проблемы школы.

4. Уровень использования современных форм и
методов работы с семьей.

5. Удовлетворенность родителей
психолого-педагогическим, профилактическим,
просветительским сопровождением ребенка.

6. Уровень заинтересованности родителей во
взаимодействии их со школой.

Показатели:

1.1 Наличие банка современных форм и методов
работы с семьей в методическом кабинете школы
(оформлены тематические папки «В помощь
классному руководителю по работе с семьей»,
выпущены сборники методических рекомендаций
«Работа с асоциальной семьей», «Интерактивные
формы и методы работы с семьей», «Как обобщить
опыт по работе с семьей» и др.).

1.2 Повышение квалификации (курсовая
переподготовка, психолого-педагогические
семинары).

1.3 Работа временных творческих групп по работе
с семьей.

2.1 Обновленность и законность
нормативно-правовой базы в области отношений
школы и семьи (акты и заключения Экспертного
совета УОиПО и Департамента образования
администрации ЯНАО по аттестации ОУ).

2.2 Использование нормативно-правовой базы при
решении проблемы взаимодействия школы и семьи.

3.1 Общественное управление школой
(общешкольная конференция, общешкольный
родительский комитет, попечительский совет,
совет матерей, совет отцов).

3.2 Сформированность представлений родителей об
основных сферах жизнедеятельности МОУ.

3.3 Участие семей в культурно-досуговой
деятельности (общешкольные и классные праздники,
традиции «День матери», «День отца», «День
семьи», Конкурс «Семья года», родительский
всеобуч «Азбука для родителей», клуб «Семейная
академия»).

3.4 Участие родителей в учебно-воспитательном
процессе (дни Знаний, дни открытых дверей,
система дополнительного образования детей).

4.1 Преобладание интерактивных форм и методов в
работе с семьей педагогическими работниками над
традиционными.

4.2 Проведение и участие в открытых мероприятиях
институционального и муниципального уровней.

5.1 Наличие электронной базы
психолого-педагогического мониторинга семей.

5.2 Наличие методических рекомендаций для
родителей различных категорий учащихся.

5.3 Активность в посещении родителями
специалистов служб сопровождения.

5.4 Реагирование семей на информирование о
траектории развития ребенка.

6.1 Участие родителей в диагностике и
анкетировании.

6.2 Посещение классных и общешкольных
родительских собраний.

6.3 Внесение предложений родителями по
взаимодействию семья-школа.

Обоснование
программы

Актуальность данной программы
обусловлена значительными преобразованиями
системы образования, становлением и развитием
новой парадигмы образования и воспитания,
реализацией «Районной целевой программы «Семья
в социальном пространстве северного региона» на
территории муниципального образования город
Надым и Надымский район на 2005 – 2007 годы»,
осознанием педагогическим коллективом
необходимости внесения существенных изменений в
практику взаимодействия школы и семьи, их
стремлением достигнуть максимальной
эффективности в образовании школьников.

Социальный
портрет современной семьи в стране
характеризуется следующими устойчивыми
тенденциями:

— ухудшаются социально-бытовые и экономические
условия жизни семьи;
— растет число семей с 1-2 детьми, когда
практически численность населения не
воспроизводится;
— семья испытывает значительные трудности в
трудоустройстве, обеспечении жильем;
— наблюдается недостаток общей культуры и
образования родителей;
— неуклонно снижается морально-нравственный
уровень семейных людей и молодежи.

В связи с этим утрачивается период полноценной
и оптимальной семейной социализации,
ослабляется роль родительского авторитета,
нарушаются ценности устойчивой полной семьи как
социальной нормы. В целом это приводит к тому, что
семья утрачивает свой социализирующий потенциал
по воспитанию детей и социальная динамика
современной семьи характеризуется увеличением
деструктивных семей, дезадаптированных детей.

Данные социально-психологической службы МОУ
свидетельствуют об увеличении числа неполных и
опекунских семей, ухудшении материального
положения полных семей, недостаточности
родительского внимания и заботы в образовании и
воспитании детей и как результат – снижение
учебно-познавательной мотивации школьников.

Работа педагогического коллектива школы по
реализации единой методической проблемы
«Совершенствование духовного, физического и
умственного развития школьников как основа
формирования здорового образа жизни»
показывает, что в своей практический
деятельности каждый педагог пытается сделать
родителей настоящими и искренними помощниками
педагогического и ученического коллективов, но
не всегда умеют привлечь семью в свои союзники.
На протяжении всех лет в школе идут поиски
активных форм сотрудничества с семьей, была
разработана и в течение последних 5-ти лет
реализовывалась общешкольная программа «Семья в
социуме». Сегодня назрел момент модернизации
некоторых ее аспектов.

Новая программа «Школа и семья» основана на
принципах природосообразного, личностно
ориентированного и деятельностного подходов в
сотрудничестве с семьей. В основе педагогической
поддержки семьи лежит союз педагогов и родителей
по повышению воспитательного потенциала семьи.
Родителей видим настоящими партнерами в
образовательном процессе: соучастниками в
управлении школой, экспертами и участниками
коллективно-творческих дел, спонсорами. Только
тройственный союз: школа – семья – ученик будет
качественно направлен на благополучие и
гармоничное развитие личности школьника.

Этапы реализации
программы:

Основная
деятельность

Участники

Сроки

Ответственные


1 этап – подготовительный (сентябрь
2004 г. – июнь 2005 г.)

1. Формирование психологической
готовности к положительному восприятию данного
проекта.

Экспертный совет

Сентябрь

Директор, зам. директора по НМР
2. Изучение научно-методической
литературы, опыта инновационных учебных
заведений по взаимодействию школы и семьи.

Педагогический коллектив

Сентябрь-октябрь

Инициативная группа
3. Разработка концепции Программы
и плана мероприятий по реализации программы на 2-3
этапах.

НМС

Сентябрь-

ноябрь

Директор, зам. директора по НМР
4. Создание инициативной группы
для разработки проекта.

Педагогический коллектив

Сентябрь-январь

Зам. директора по НМР, ВР, руководители
МО
5. Изучение практики работы
педагогических работников по данной проблеме в
школе.

НМС, экспертный совет

Сентябрь-март

Зам. директора по ВР
6. Создание и программирование
работы временных творческих групп (ВТГ).

НМС, творческие педагоги

Ноябрь

Зам. директора по НМР, ВР
7. Создание научно-методического
обеспечения для успешной реализации проекта,
экспертиза.

НМС, ВТГ,

МО классных руководителей

Февраль-

май

Зам. директора по НМР, УВР, ВР, ОзР
8. Анализ эффективности
сложившейся системы работы педагогов с семьей.

Руководители центров

Апрель- июнь

Зам. директора по НМР, УВР, ВР, ОзР, АХЧ

2 этап –
проектно-диагностический (август 2005 г. – июнь 2006
г.)

1. Анализ воспитательного
потенциала семей школьников МОУ.

Классные руководители,
педагоги-психологи, социальный педагог

Сентябрь-декабрь

Зам. директора по ВР

2. Обновление «Паспорта семьи».

Социальный педагог, классные
руководители

Сентябрь-октябрь

Зам. директора по НМР

3. Мониторинг работы педагогов с
семьей.

НМС,

ВТГ

Ноябрь-

март

Зам. директора по НМР, УВР, ВР

4. Создание компьютерной базы
данных по семьям учащихся школы.

Секретарь

Октябрь-декабрь

Социальный педагог

5. Создание банка методик
психолого-педагогической диагностики и
мониторинга реализации проекта.

НМС, педагоги-психологи

Январь-апрель

Зам. директора по НМР, ВР

6. Изучение позитивного опыта
семейного воспитания.

Классные руководители

Ноябрь-

март

Руководитель МО классных
руководителей

7. Моделирование образовательных
связей семья-школа субъектов педагогического
социума (учитель, классный руководитель,
воспитатель в ГПД, специалисты служб
сопровождения, координатор по профилактической
работе, педагог-организатор,
преподаватель-организатор ОБЖ, педагог
дополнительного образования, руководящий
работник) с родителями или лицами, их
заменяющими.

Субъекты педагогического
социума

Январь-апрель

Руководители Центров

3 этап –
практический (август 2006 г. – июнь 2008 г.)

1. Обеспечение условий для
реализации Программы.

Администрация

В течение этапа

Директор

2. Реализация направлений
проекта.

ВТГ

В течение этапа

Зам. директора по НМР, УВР, ВР

3. Изучение и анализ
инновационной практики педагогических
работников в реализации проекта.

НМС, экспертный совет

Январь-май

2007 г.,

2008 г.

Зам. директора по НМР, ВР

4. Внедрение в практическую
деятельность новых форм работы с семьей:

Школьный коллектив, родители

Педагоги-организаторы

ь Зарождение новой традиции:
— праздник «День матери»;

Ноябрь 2006

— праздник «День семьи»;

Март 2007

— праздник «День отца»;

2008

— конкурс «Семья года».

2008

ь Создание
организационно-управленческих органов:

Кл. руководит., инициативная
группа

Директор,

зам. директора по ВР

— «Совет матерей»;

Декабрь 2006

— «Совет отцов».

Декабрь 2007

ь Педагогическая поддержка
семьи:

Школьный коллектив, родители

Педагоги-организаторы

— Акция «Милосердие»;

с 2006 г.

— Марафон «Лето»;

с 2007 г.

— Ярмарка «Спешите делать добрые
дела».

с 2008 г.

ь Родительский всеобуч:
— Консультации специалистов
«Азбука для родителей»;

Специалисты служб
сопровождения

Постоянно

Зам. директора по НМР, УВР

— Клуб «Семейная академия».

Педагоги

с 2007 г.

Зам. директора по УВР, ВР

5. Организация постоянно
действующих научно-практических, методических,
проблемных, психолого-педагогических семинаров,
направленных на качественную реализацию
проекта.

НМС, ВТГ, специалисты служб
сопровождения

Октябрь-март

Зам. директора по НМР

6. Информационно-консультативное
научно-методическое обеспечение по подготовке
педагогов к переходу в инновационный режим
работы по проекту.

НМС, инициативная группа

Сентябрь-май

Зам. директора по НМР

7. Создание банка тематических
родительских собраний по возрастным группам.

Классные руководители,
педагоги-организаторы

Сентябрь-март

Зам. директора по ВР

8. Внесение изменений и корректив
в нормативно-правовую базу МОУ, разработка новых
локальных актов.

Администрация

Август-

май

Директор

4 этап –
обобщающий (сентябрь 2008 – май 2009 г.)

1. Обработка и интерпретация
данных.

Экспертный совет

Сентябрь-декабрь

Зам. директора по НМР, УВР, ВР,
ОзР

2. Соотношение результатов
реализации программы с поставленными целями и
задачами.

НМС

Январь

Зам. директора по НМР, ВР

3. Обобщение опыта работы
педагогических работников по реализации
проекта.

Классные руководители, ВТГ,
НМС

Сентябрь-февраль

Зам. директора по НМР, УВР, ВР

4. Разработка методических
рекомендаций по внедрению инновационного опыта
в другие ОУ.

НМС

Февраль-март

Зам. директора по НМР

5. Проведение
научно-практического семинара по обобщению
опыта.

НМС

Март-

апрель

Администрация

6. Издание сборника «Повышение
воспитательного потенциала семьи на основе
усиления роли семьи в школьном образовательном
процессе».

НМС, ВТГ

Март-

май

Директор, зам. директора по
НМР, ВР

7. Презентация опыта семейного
воспитания в СМИ.

Педколлектив

В течение этапа

Зам. директора по НМР, ВР

Литература:

1. Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути
его преодоления. – М., 1990.

2. Арнольдов А.И. Концепция социальной работы. –
М., 1993.

3. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный
процесс в современной школе. – Ярославль, 1997.

4. Беляева Л.А. Философия воспитания как основа
педагогической деятельности. – Екатеринбург, 1993
.

5. Библиотека журнала «Директор школы». Выпуск
№ 3, 2001. Директору школы о сотрудничестве с
родителями, — М.: «Сентябрь», 2001.

6. Воспитательный процесс: изучение
эффективности. /Под ред. Степанова Е.Н./ – М.,
«Сфера», 2001

7. Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование
воспитательного процесса. – Л., 1988.

8. Гуманизация воспитания в современных
условиях. /Под ред. Газмана О.С., Костенчука И.А./ –
М., 19995.

9. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа.
– М., 1989.

10. Инновационные процессы в образовании: Сб. ст.
/Под ред. Загвязинского В.И./ – Тюмень, 1990.

11. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в
школе – М.: «Академия», 2002.

12. Молчанова Т.К., Виноградова Н.К. Составление
образовательных программ. – М., 2001.

13. Новикова Л.И. Школа и среда. – М., 1985.

14. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Диментьева И.Ф.
Социально-педагогическая поддержка детей группы
риска. – М.: «Академия», 2002.

15. Организация работы с приемной семьей: Метод.
рекомендации. – Екатеринбург, 1997.

16. Проблемы семьи и детства в современной
России. – М., 1992.

17. Сергеева В.П. Классный руководитель в
современной школе. – М., «ЦГЛ», «Народное
образование», 2002.

18. Чепурных Е.Е. Информация об организации
работы с родительской общественностью по
проблемам воспитания детей и молодежи в регионах
Российской Федерации: Инструктивное письмо
Министерства образования Российской Федерации
№ 28 – 51 – 565/16 от 18.07.2003.

19. Шишова Т.Л. Чтобы ребенок не был трудным. – 2003.

20. Щуркова Н.Е. Школа и семья: педагогический
альянс. – М., 2004.