Элективный курс Калейдоскоп реакций ионного обмена

  • Щеголева Татьяна Александровна, учитель химии

Цели элективного курса

Номер цели Цели и задачи

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Ученик будет иметь представление:

о
протекании химических реакций в водных
растворах электролитов;

о роли реакций ионного обмена для живых
организмов и о значении их в технике;

об обратимых и необратимых химических
реакциях;

о качественных реакциях;

о классификации химических реакций

Ученик будет знать:

— определение реакций ионного обмена;

— в каких случаях реакция обмена в растворах
электролитов возможны, в каких – не возможны;

— в каких случаях реакции обмена в растворах
электролитов являются необратимыми, в каких –
обратимыми;

— формулы каких веществ в ионных уравнениях
записывают в виде ионов, каких – в виде молекул;

— алгоритм составления ионных уравнений.

Ученик будет уметь:

— составлять молекулярные, полные и сокращённые
ионные уравнения;

— объяснять сущность реакций ионного обмена в
свете электролитической диссоциации;

— записывать качественные реакции на
неорганические вещества и объяснять сущность
происходящих процессов;

— применять знания по реакциям ионного обмена
для характеристики химических свойств кислот,
оснований, солей в свете электролитической
диссоциации;

— показывать зависимость свойств веществ от их
состава и строения, диалектический характер
химических процессов;

— пользоваться таблицей «Растворимость кислот,
оснований и солей в воде»;

— выполнять лабораторные опыты по проведению
реакций ионного обмена, качественных реакций,
делать выводы, соблюдать правила техники
безопасности.

Учащиеся будут иметь опыт:

— решения экспериментальных задач на
определение ионов, на распознавание
неорганических веществ; владеть элементарными
знаниями аналитической химии.

Особенности курса

На каком содержательном материале
построен курс?
На материале курса «Неорганическая
химия» 8-9 классов.
Чем содержание курса будет качественно
отличаться от базового курса?
В базовом курсе химии 8-9 классов данная
тема представлена односторонне, с недостаточной
научностью. Материал о качественных реакциях
упоминается бегло, с небольшим количеством
примеров, без объяснений сущности процессов.

На
практическую работу выделен только один час.

Какими учебными и вспомогательными
материалами обеспечен курс?
В школьной библиотеке в наличие
учебники по неорганической химии. «Химия-9» (Ф.Г.
Фельдман, Г.Е. Рудзитис.), «Химия-9» (Л.С. Гузей, Р.П.
Суровцева, В.В. Сорокин.). В читальном зале имеется
«Большой справочник. Химия для школьников и
поступающих в ВУЗы», энциклопедия «Аванта
плюс.Химия» Для выполнения химического
эксперимента имеются все нужные реактивы.
Какие виды деятельности возможны? Творческие задания:

— составление
тестов, кроссвордов, опорных сигналов по данной
теме;
— написание сообщений;
— выполнение и описание лабораторных опытов;
— составление инструкций по выполнению
эксперимента.

Какова доля самостоятельности ученика? Поиск и обработка информации, работа с
дополнительной литературой. Выбор вида отчётных
работ из предложенного перечня.
Каковы критерии успешности? Активное участие ученика на занятиях
всего курса.

Самостоятельное и качественное
выполнение творческих работ. Выполнение
предложенного учителем теста, практической
части зачёта, работа по алгоритму.

Успешная защита и представление собственных
наработок на заключительных занятиях.

Как будет фиксироваться динамика
интереса?
Беседы с учащимися.

Анкетирование.

Какова форма итоговой отчётности? Смотр знаний по изученному курсу.

Итоговый
зачёт (теоретическая и практическая часть).

Содержание курса и учебная деятельность

Ссылка на цели Часы Тема занятий Деятельность учащихся
1,3,5,16.

1,2,3,5,6,7,9,10,

11,16.

5,9,10,11,16.

9,10,11,16.

3,7,8,9,10,11,

16.

4,10,11,13,16.

10,17,18.

10,12,14,15,16.

10,14,17,18.

1-16.

1-16.

2.

1.

2.

2.

1.

1.

3.

2.

2.

1.

1.

Вводное занятие. Электролиты и
неэлектролиты. Сильные и слабые электролиты.
Диссоциация кислот, оснований, солей.

Реакции обмена в водных растворах
электролитов. Ионные реакции и уравнения. Случаи
протекания реакций ионного обмена до конца.
Случай 1.

Случай 2 и 3.

Упражнения в написании реакций ионного обмена.

Обратимые реакции ионного обмена.

Качественные реакции на неорганические
вещества.

Практикум

Реакции обмена между водными растворами
электролитов. Реакции, идущие с образованием
нерастворимого и малорастворимого вещества.
Реакции, протекающие с выделением газа. Реакции,
идущие с образованием малодиссоциирующего
вещества. Решение задач на распознавание
неорганических веществ.

Кислоты, основания, соли как электролиты.

Практикум

Химические свойства кислот, оснований, солей в
свете электролитической диссоциации.

Смотр знаний по пройденному курсу.

Итоговый зачёт

1. Теоретическая часть

2. Практическая часть

Записывают определения, уравнения
диссоциации кислот, оснований, солей. Задают
вопросы. Выполняют входной тест.

Записывают определения, ключевые понятия.
Записывают алгоритм.

Работают по алгоритму.

Работают по алгоритму. Получают консультацию у
учителя. Выполняют работу по проверке умений в
написании РИО.

Записывают уравнения реакций. Придумывают свои
примеры

Работают с таблицей «Качественные реакции на
анионы и катионы». Делают выводы о сущности
качественных реакций.

Выполняют лабораторные опыты. Соблюдают
технику безопасности. Работают по предложенным
учителем инструкциям.

Записывают определения, уравнения реакций,
подтверждающие химические свойства кислот,
оснований, солей.

Доказывают химические свойства кислот,
оснований, солей экспериментальным путём.
Соблюдают ТБ.

Защищают свои творческие работы. Слушают
товарищей. Задают вопросы.

Работают самостоятельно. Отвечают на вопросы,
выполняют практическое приложение к зачёту по
карточкам.

Ожидаемые результаты.

Прослушав элективный курс «Калейдоскоп
реакций ионного обмена», учащиеся будут свободно
разбираться в механизме протекания и условиях,
при которых реакции ионного обмена идут до конца.
Иметь представление о ходе химических реакций в
водных растворах электролитов. Уметь записывать
реакции ионного обмена в молекулярной, ионной и
ионно-сокращённой форме, а также выполнять
обратные задачи. Более подробно познакомятся с
качественными реакциями на анионы и катионы.
Смогут выполнять химический эксперимент,
проводить исследование веществ, выдвигать
гипотезы, делать выводы, описывать результаты
наблюдений, обсуждать результаты эксперимента.
Работа над сообщениями позволит сформировать у
учащихся умение самостоятельно приобретать и
применять знания, а также развивать их
творческие способности.

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Входное тестирование.
  2. Алгоритм составления ионных уравнений.
  3. Темы сообщений.
  4. Практическое приложение к зачёту.

Входное тестирование

1. Какие из следующих электролитов при
диссоциации образуют ионы H+ и OHодновременно?

а) Са(OH)2 б) Zn(OH)2
в) H3PO4 г) Al(OH)3

2. Какие частицы являются анионами?

а) Fe3+ б) NO3
в) SO42- г) Mn2+

3. Какие электролиты являются сильными?

а) HI б)KOH
в) H2S г) Ba(NO3)2

4. Каким из следующих элементов могут
соответствовать ионы с зарядом -2?

а) Ca б) O в) Fe г) Se

5. Сколько ионов образуется при диссоциации
молекулы (NH4)2SO4?

а) 2 б) 9 в) 3 г) 4

6. Какие вещества образуют при диссоциации ионы
Mn2+?

а) KMnO4 б) MnCl2
в) Na2MnO4 г) MnO2

Алгоритм составления ионных уравнений

1. Напишем молекулярное уравнение реакции.

2. Составим полное ионное уравнение, записывая:

а) в виде ионов формулы сильных электролитов:

-сильных кислот,
-сильных оснований(щелочей),
-растворимых в воде солей;

б) в виде молекул формулы:

-слабых электролитов(H2O, CH3COOH, NH4OH,
H2S, H2SO3 и др.),
-малорастворимых веществ (AgCl, Fe(OH)2, CaCO3
и т.д.),
-газообраных(летучих) веществ(CO2, H2S, NH3
и др.),
-оксидов металлов и неметаллов (Na2O, CaO, P2O5
и т.д.).

3. Сравнивая левую и правую части полного
ионного уравнения, установим какие ионы не
участвуют в реакции (формулы этих ионов можно
подчеркнуть).

4. Напишем сокращённое ионное уравнение,
включив в него формулы только тех ионов и
молекул, которые участвуют в реакции.

5. Если в сокращённом ионном уравнении
коэффициенты перед ионами и молекулами имеют
общий множитель, то их можно сократить на него.

При составлении ионных уравнений пользуются
таблицей растворимости, по которой определяют
растворимость солей, оснований и кислот в воде. В
уравнениях реакций ставят знак , если среди продуктов реакции
есть осадок—нерастворимые и малорастворимые
вещества. Знак показывает
газообразные и летучие соединения.

Темы сообщений

1. Роль реакций ионного обмена для живых
организмов.
2. Реакции обмена в технике
3. Применение качественных реакций в медицине и
химических лабораториях.

Практическая часть зачёта.

Карточка №1

1. Напишите полные и сокращённые ионные
уравнения следующих реакций:

а) FeCl3+CsOH Fe(OH)3+CsCl
б) BaCO3+HBr BaBr2+H2O+CO2

Расставьте коэффициенты.

2. Составьте молекулярные уравнения реакций,
выражаемых ионными уравнениями:

а) Zn2++S2- ZnS

б) Mg(OH)2+2H+ Mg2++2H2O

3. Составьте молекулярные и ионные уравнения
реакций между:

а) карбонатом кальция и азотной кислотой,
б) сульфатом алюминия и гидроксидом рубидия.

4.При действии растворов каких из следующих
веществ на раствор AgNO3 выпадает осадок AgCl:
а) NaCl, б) KCIO4, в) HCl, г) KCIO3, д) CaCl2?
Составьте молекулярные и ионные уравнения
происходящих реакций.

Литература для учителей.

1. Егоров А., Шацкая К., Иванченко Н., Слабченко И.,
Дионисьев В.Общая и неорганическая химия. —
Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
2. Егоров А.С.Репетитор по химии .- Ростов-на-Дону:
Феникс, 2004.
3. Метельский А.В. Химия в экзаменационных
вопросах и ответах. – Минск: Беларуская
энцыклапедыя, 1999.
4. Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в
ВУЗы. – М.: Новая волна , 1996.

Литература для учащихся.

1. Гузей Л.С. и др .. Химия. 9 класс. — М., 1997.
2. Кузнецова Н. Е. и др.. Химия. 9 класс. – М., 2003.
3. Пышнограева И. Химия. Справочник школьника. –М.,
1995.
4. Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия. 9 класс. – М.,
1990.
5. Ходаков Ю.В. и др.. Неорганическая химия. 9
класс.-М., 1986.
6. Химический энциклопедический словарь. – М., 1983.