Открытый урок по теме: Витамины

  • Рябухина Лидия Адамовна, учитель биологии

“Здоровье – это та вершина,
которую каждый должен
преодолеть сам”.

В. Шененберг.

ЗАДАЧИ:

  • Образовательная: расширить знание учащихся
    и формировать представление об организме как о
    целостной взаимосвязанной и взаимозависимой
    системе. Обеспечение образовательных
    потребностей каждого ребенка с учетом его
    склонностей, возможностей и интереса.
  • Развивающая: развивать умения
    анализировать, устанавливать
    причинно-следственные связи между веществами и
    организмом. Умения сравнивать обосновывать свою
    точку зрения, развивать в детях способность к
    логическому мышлению. Формировать интерес к
    экспериментальной и исследовательской работе.
  • Воспитательная: прививать практические
    навыки коммуникативного общения, научить
    применять теоретические знания на практике,
    совершенствовать навыки с лабораторным
    оборудованием и натуральными объектами.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: смешанный.

Формы и методы (методические приемы):

  • частично-поисковый;
  • индивидуальная работа;
  • групповая работа;
  • работа с научной литературой;
  • работа с таблицами, графиками, лабораторная и
    практическая работа.

Средства обучения: таблица “Витамины”,
карточки, витаминный стол с натуральными
продуктами, муляжи овощей и фруктов.

Оборудование для лабораторной работы: штатив с
пробирками, спиртовка, держатель для пробирок,
пипетка. Реактивы и материалы: яблочный сок,
дистиллированная вода, крахмальный клейстер,
раствор йода.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Опрос домашнего задания.

1. Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом
уроке?

— Обмен веществ и энергии.

2. Учитель: Что такое обмен веществ и энергии?

— Обмен веществ и энергии – один из основных
признаков живого.

В процессе пластического обмена организм
усваивает вещества и накапливает энергию.

В процессе энергетического обмена
органические вещества в организме распадаются с
выделением энергии.

Процессы пластического и энергетического
обмена проходят одновременно и являются двумя
сторонами единого процесса обмена веществ и
энергии.

Учитель: Есть вещества, которые тоже влияют на
обмен веществ.

Учитель: Для того чтобы узнать, какое влияние
они оказывают на организм, мы провели
исследовательскую работу (с разрешения
родителей и школьной медсестры). Что это за
работа давайте расскажем?

Ученик: В течение трёх недель мы ежедневно
принимали поливитамины по 1 таблетки и вносили
данные в дневник наблюдений. ( дата, температура,
самочувствие, успеваемость, настроение).
Результаты оформили в виде графика. Сделали
вывод. Все в организме взаимосвязано.

1 группа “Ундевит” (выступление ученика).

2 группа “Гексавит” (выступление ученика).

Учитель: С какими веществами мы проводили
работу?

Ученик: Витаминами.

Учитель: А какую мы ставили цель?

Ученик: Какое влияние они оказывают на
организм.

III. Тема: Витамины.

Цель: Какое влияние оказывают витамины на
организм?

Учитель: Открыли тетради, записали число (16. 03. 06.
), тема: Витамины.

Витамины (вита – жизнь) биологически активные
вещества, синтезирующиеся в организме или
поступающие с пищей, которые в малых количествах
необходимые для нормального обмена веществ и
жизнедеятельности организма.

2. Учитель: А знаете ли вы, что витамины имеют
свою историю, с которой мы вас сейчас познакомим?

1. История открытия.

2. Причины многих заболеваний.

3. Работы Н. И. Лунина.

4. Открытие витаминов.

3. Учитель: Какие витамины вы знаете?

— А, В, С, Д –

3 Учитель: Давайте посмотрим таблицу
“Витамины” (лежат на парте).

Ученики называют полные названия витаминов.
Обобщают: Все витамины делятся на две группы.
Водорастворимые и жирорастворимые.

4 Учитель: Познакомимся чуть подробней с ними.
(сообщения)

Витамин А

Витамин В1 В2

Витамин В6 В9 В12 РР

Витамин Д

Витамин С

Работают с витаминным столом, демонстрируют
овощи, фрукты и т. д.

5. Учитель: Мы много называли овощей, фруктов. А
что скажут нам сами эти продукты?

Ученики: Сценка овощей. 5 класс.

6. Учитель: А сейчас я вас познакомлю с
удивительным растением, которое называется Арония
черноплодная.
(видеофрагмент)

Это целый витаминный комплекс.

7. Учитель: Мы часто употребляем различные соки,
которые продаются в магазине.

Давайте проведем исследования и убедимся
достаточно ли там витамина С и убедимся в
неустойчивости витамина С.

Прежде чем приступить к работе, повторите
правила техники безопасности.

Лабораторная работа. “Изучение
устойчивости витамина С”.

Дети делают вывод:

1. Обесцвечивание раствора свидетельствует о
малом количестве витамина С.

2. Не обесцвечивание раствора доказывает
наличие витамина С.

3. Кипячение яблочного сока доказывает
нестойкость витамина С (разрушается).

IV Подведение итогов.

1. В каком году они были открыты? (1880) Кем? (Н. И.
Луниным)

2. Какие витамины вы знаете теперь? А? В? С? Д?

3. Как они влияют на организм?

4. Что означают эти понятия?

— Авитаминоз — отсутствие витаминов.

— Гиповитаминоз — недостаток.

— Гипервитаминоз — избыток витаминов.

V Оценки за урок. Сообщения, лабораторные
проверю.

Домашние задание.

Небольшая практическая работа. Приготовление
водного раствора шиповника.

Таблица – это дополнительный материал.

VI. Рефлексия: Что нового вы узнали на уроке?

Учитель: Чему вы сегодня научились, проведя
лабораторную работу?

Ученик: Обнаруживать витамин С и убедились в
нестойкости витамина С.

Учитель: Пригодится ли вам это в жизни?

С каким настроением мы пойдем с урока?

Закончить словами:

“Здоровье – это та вершина, которую каждый
должен преодолеть сам”.

Приложение 1

Приложение 2