Повторительно-обобщающий урок по истории в 5-м классе по теме: Древняя Греция

  • Малюгина Елена Викторовна, учитель истории

Цели:

  • пробуждение интереса к изучению истории с
    привлечением дополнительной литературы;
  • повторение и закрепление знаний учащихся по
    теме;
  • сплочение учащихся в единый коллектив.

Оборудование урока:

  1. Вопросы для игры.
  2. Компьютер и медиапроектор с экраном для
    демонстрации репродукции художественных
    полотен.
  3. Магнитофон для музыкального оформления игры.
  4. Таблица подсчета итог8ов для жюри.

Приложение

Правила игры: В игре участвуют 2-6
команд. При проведении игры в одном классе, класс
делится на две команды. Можно также провести игру
между учащимися параллельных классов.
Выступления команд оценивается жюри, в которые
могут входить ученики старших классов.

I. Конкурс. Разминка. Блиц-турнир.

  1. Назовите самое знаменитое сооружение на
    острове Крит. (лабиринт)
  2. Как звали мифологического героя, совершившего
    путешествие на остров Крит? (Тесей)
  3. Кто считается автором поэмы “Илиада”? (Гомер)
  4. Какой год войны описывается в поэме? (9-й, 10-й
    годы)
  5. Кто был лучшим воином у греков? (Ахилл)
  6. Кто был лучшим воином у троянцев? (Гектор)
  7. С каким городом связано название поэмы Гомера?
    (Троя-Илион)
  8. Назовите родной остров Одиссея. (Итака)
  9. Сколько лет продолжалось странствие Одиссея? (20
    лет)
  10. Как звали жену Одиссея? (Пенелопа)
  11. Как звали богиню, помогавшую Одиссею? (Афина)
  12. Где находился город Троя? (в Малой Азии)
  13. Кто “открыл” древнюю Трою? (Шлиман)
  14. Что явилось главной заслугой Солона?
    (освобождение греков от долгового рабства)
  15. Какая форма правления была заложена в Афинах в
    результате реформ Солона? (республика –
    демократия)
  16. Кто решал в Спарте судьбу новорожденного
    ребенка? (Совет старейшин)
  17. Как учили говорить спартанцев? (лаконично –
    кратко)
  18. В честь какого бога проводились Олимпийские
    игры? (Зевса)
  19. Когда состоялись первые Олимпийские игры? (776 г.
    до н.э.)
  20. Чем награждали победителей игр? (железным
    диском, лавровым венком, бесплатными билетами в
    театр, бесплатными обедами, устанавливали статую
    или бюст, освобождали до следующих игр от
    налогов)
  21. Когда в Древней Греции никто не воевали. (во
    время Олимпийских игр)
  22. Чем закончилось персидское вторжение в Грецию?
    (поражением персов)
  23. кому принадлежала верховная власть в Афинах?
    (народному собранию)
  24. Кто учился в греческой школе?
    (граждане-мальчики)
  25. Кто положил начало исторической науке? (Геродот)
  26. Кто в Афинах являлся страстным и непримиримым
    противником Филиппа Македонского? (Демосфен)

II. Конкурс. “Установите соответствия”.

1.

Солон Ольвия
Эсхил Аттика
Мильтиад Филипп
Александр Македонский Фемистокл
Перикл Аспасия

Ответы:

Солон – Аттика

Эсхил – Ольвия

Мильтиад – Фемистокл

Александр Македонский – Филипп

Перикл – Аспасия

2.

Перикл Парменион
Александр Македонский Завоевательный поход в Индию
Аристотель Марафонская битва
Мильтиад Битва при Херонее
Филипп II Строительство Афинского акрополя
Фидий Систематизация научного знания

Ответы:

Перикл – Строительство Афинского акрополя

Аристотель – систематизация научного знания

Александр Македонский – Завоевательный поход
в Индию

Мильтиад – Марафонская битва

Филипп II – битва при Херонее

Фидий – Парменион

III. Конкурс. “Кому принадлежат слова?”

  1. “Отступи чуть в сторону и не заслоняй мне
    солнце” (Диоген)
  2. “Стыдись, Александр, ты наш царь и полководец,
    но не бог!” (Клит)
  3. “Государь, к науке геометрии нет царской
    дороги”. (Евклид)
  4. “Нет такой крепости, которую бы не взял осел,
    нагруженный золотом”. (ФилиппII)
  5. “Отец успеет захватить все, так мне не удастся
    совершить ничего великого”. (Александр
    Македонский)
  6. “Я не краду победу” (Александр Македонский)

IV. Конкурс. “Угадай понятие”.

Выбирается по одному представителю от каждой
команды. Перед каждым представителем на (по
очереди) появляется слайд на видеопроекторе) с
понятием, которое он должен угадать с помощью
своей команды.

  1. Демократия. Агора.
  2. Аристократ. Илоты.
  3. Театр. Стратег.

V. Конкурс. “Что объединяет эти имена и
названия?”

Появляются слайды с изображением героев,
городов, представители от команд отвечают на
вопрос или их имена на слайдах. Приложение)

  1. Аристофан. Софокл. Эсхил. (поэты)
  2. Дракон. Солон. Фемистокл. Перикл. (общественные
    деятели)
  3. Херсонес. Ольвия. Пантикапей. (города — колонии
    греков в северном Причерноморье)

VI. Конкурс. “Что является лишним в ряду?”

На слайдах появляются поочередно слова рядами.

  1. Орфей. Геракл. Тезей. Геродот. Ясон.
  2. Ахилл. Гектор. Гомер. Патрокл. Одиссей.
  3. Кир. Леонид. Дарий I. Ксеркс. Гектор.

VII. Конкурс. “Верите ли вы, что…?”

  1. Около 1200 г. до н. э. греческие города
    объединились под предводительством царя Микен и
    выступили против Трои? (Да).
  2. Солон распорядился отпустить на волю всех
    должников на собственной родине? (Да).
  3. Юных спартанцев учили говорить кратко, давать
    меткие точные ответы? (Да)
  4. Весной 480 г. до н. э. войска персидского царя
    Ксеркса переправились из Азии в Европу через
    пролив Геллеспонт. (Да).
  5. Ионический орден отличался массивность и
    отсутсвием украшений? (Нет).
  6. зарождение театра в Греции связано с
    празднествами в честь Бога Зевса. (Нет).
  7. Перикл ввел плату за исполнение
    государственных должностей. (Да).
  8. В Элладе самым богатым городом считались Афины.
    (Да).
  9. Бронзовую статую Афины, украшавшую Акропль,
    создал Мирон. (Нет).

VIII. Конкурс. “Крылатые выражения”.

Как возникли следующие крылатые выражения? В
каких случаях их можно употребить в наши дни?

“Лаконичная речь?” (простое и краткое
выражение своих мыслей).

“Филиппика” (грозная обвинительная речь).

“Разрубить гордиев узел” (разрешить
какое-либо сложное, запутанное дело)

Подведение итогов. Вручение грамоты
команде-победительнице. Выставление оценок.