Режим кратковременного пребывания детей в ДОУ

  • Добрынкина Ирина Геннадьевна, старший воспитатель

Происходящие в современном государстве и
обществе перемены предъявляют новые
требования к системе образования
, в том числе к
первой ее ступени – дошкольному образованию, в
особенности к характеру и качеству отношений
дошкольных образовательных учреждений и семьи.
Сегодня изменилось отношение государства к
семье, другой стала и сама семья. Впервые в Законе
РФ “Об образовании” сказано, что именно
родители являются первыми воспитателями
ребенка, а дошкольные учреждения создаются им в
помощь.

Признание приоритета семейного воспитания
требует иных взаимоотношений семьи и ДОУ, а
именно – сотрудничества, взаимодействия и
доверия. Детский сад и семья должны стремиться
к созданию единого пространства развития
ребенка
.

Принципы гуманизации дошкольного образования
уже прочно вошли в нашу жизнь. Очередная насущная
проблема – введение вариативных форм
дошкольного образования. Одна из таких форм –
группы кратковременного пребывания в детском
саду. Эти группы должны обеспечить запросы
родителей, не имеющих возможности по каким-либо
причинам отдавать детей в детский сад на полный
день, а также дать детям дошкольного возраста
необходимую развивающую практику и равный старт
в преддверии школы.

Однако создание на базе ДОУ подобных групп
требует дополнительных площадей и увеличения
штата сотрудников, что не всегда является
возможным. Мы в нашем детском саду нашли другой
выход – режим кратковременного пребывания в ДОУ
детей, не посещающих дошкольные учреждения,
когда прием дошкольников осуществляется по
возрастному принципу и работа с ними
организуется внутри уже существующих возрастных
групп ДОУ.

Первым этапом работы по данной проблеме
стало общение с родителями детей, проживающих в
поселке, но не посещающих детский сад.

При этом ставилась цель: оказать помощь семьям
поселка, дети из которых не посещают детский сад;
охватить всех детей дошкольного возраста
образовательными услугами, учитывая
психологический климат каждой семьи и
обеспечивая индивидуальный подход к детям и их
родителям.

Как найти путь к сердцу родителей? Как сделать
воспитание детей нашим общим делом?

Отвечая на эти вопросы, мы поставили перед
педагогическим коллективом две задачи:

  • Установить партнерские отношения с семьей
    каждого ребенка, не посещающего детский сад;
    создать атмосферу общности интересов,
    эмоциональной взаимоподдержки и
    взаимопроникновения в проблемы друг друга.
  • Активизировать и обогащать воспитательные
    умения родителей.

Решение первой задачи зависит от того,
насколько доверительными будут отношения
педагога и членов семьи, второй – от степени
осознания родителями своей воспитательной роли
в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком.

Первоначально необходимо было изучить семьи
будущих воспитанников
, чтобы максимально
использовать воспитательный потенциал семьи. Во
время первых визитов домой через беседы
проводилось анкетирование и сбор информации о
семье. После этого педагогами составлялись
паспорт семьи и индивидуальный план работы,
предусматривающий мероприятия, помогающие семье
решить ее проблемы. В процессе реализации плана
со взрослыми членами семьи проводились занятия,
обучающие их вести наблюдение за деятельностью
ребенка и делать соответствующие выводы.
Педагоги, основываясь на знании возрастных
особенностей развития ребенка, и его родные,
опираясь на знание индивидуальных особенностей
своего малыша, определили, что важно для него в
настоящее время, какова зона его ближайшего
развития и как построить дальнейшую работу с ним.
В результате проведенной работы нам удалось
достичь контакта с родителями. Взрослые стали
больше доверять своему ребенку, проявляя
уважение к его самостоятельности, знаниям,
умениям. Повысилась компетентность родителей в
вопросах нервно-психического развития ребенка,
появилось умение ставить и решать
педагогические задачи, общаясь с ним.

Как показало проведенное исследование семей, ребенок
в домашних условиях не обеспечен всем
разнообразием видов деятельности, необходимых
для его гармоничного развития
. В основном
родители предпочитают лишь читать детям книги,
играть с ними в “познавательные игры”, гулять.
Но при этом занятия с детьми, как правило,
проводятся бессистемно, от случая к случаю, в
зависимости от настроения и свободного времени
взрослых. Сами дети, по мнению родителей,
предпочитают играть самостоятельно, смотреть
телевизор и рисовать. Круг общения со
сверстниками у этих детей довольно узок.

Основные запросы семей к детскому саду
сводятся к следующему:

  • Научить ребенка взаимодействовать со
    сверстниками в отсутствие родителей;
  • Подготовить его к школе в интеллектуальном
    плане (математика, грамота);
  • Развить физически.

Очевидно, что родители не придают значения
личностной зрелости дошкольника, которая
определяет благополучный переход к школьному
обучению.

Педагогический опыт показывает, что в
родительском поведении есть две крайности,
препятствующие личностному росту детей,
проявлению ими инициативы и самостоятельности. В
одних случаях это гиперопека, когда взрослый
спешит сделать все за ребенка сам, исполняет все
его желания. В жизни такого дошкольника
отсутствуют какие-либо запреты, он манипулирует
взрослым, подчиняет его своим капризам. В других
случаях это жесткая регламентация всех действий
ребенка, ограничение (вплоть до подавления) его
активности (чтоб не пачкал, не мешал и пр.),
деспотичное подчинение приказам, а подчас и
настроению взрослого. Обе крайние ситуации
приводят к неумению дошкольника самостоятельно
принять какое-либо решение, боязнь рискнуть,
попробовать, приложить усилие для достижения
цели.

В образе жизни детей также усматриваются две
крайности. В одних семьях взрослые оставляют
ребенка один на один с игрушками, телевизором,
считая, что ему это нравится и дает достаточно
пищи для развития. В других семьях ребенком много
занимаются, но в основном занятия учебные –
письмо в прописях, чтение букваря и
познавательной литературы – в ущерб сюжетной
игре, двигательной активности, ручной работе, так
необходимых дошкольнику.

Родители же не отдают ребенка в детское
дошкольное учреждение по ряду причин
:
ослабленное здоровье, недоверие родителей к
дошкольному воспитанию, установка родителей на
то, что до пяти лет ребенку будет лучше дома или
сложное материальное положение.

Подводя итоги проведенного исследования,
педагогам и родителям удалось найти вариант
решение проблемы, который бы удовлетворял всех.
Таким вариантом оказался режим кратковременного
пребывания детей в ДОУ. Регламентирует режим
кратковременного пребывания соответствующее
положение, разработанное педагогами ДОУ. < Приложение 1>

Так как в период, предшествующий поступлению
детей в дошкольное образовательное учреждение
на режим кратковременного пребывания, они
воспитывались в кругу семьи близкими взрослыми,
то прослеживается ряд проблем развития детей,
наиболее типичными из которых являются проблемы
в сфере произвольной регуляции (недостаточность
самостоятельной организации деятельности,
волевых усилий по достижению цели) и в сфере
взаимодействия со сверстниками (неумение
наладить совместную деятельность на основе
взаимного уважения, соблюдения общепринятых
норм и правил.

Важно также отметить, что и достижения детей по
отдельным сферам крайне неравномерны. Это
связано с разнородными условиями домашнего
воспитания.

Все эти особенности детей, поступающих в ДОУ на
режим кратковременного пребывания, учитываются
в образовательном процессе, который
направляется не столько на желаемую родителями
интеллектуализацию и приобретение школьных
навыков, сколько на решение общеразвивающих
задач, на гармоничный личностный рост ребенка.

Режим кратковременного пребывания детей в
нашем детском саду не имеет возрастных
ограничений
, он рассчитан на весь период
дошкольного детства.

Для детей раннего возраста (от 1 до 3 лет) режим
кратковременного пребывания осуществляет
преемственность и плавный переход от воспитания
детей в условиях семьи к воспитанию детей в
дошкольном учреждении, и ставит своей целью
раннюю социализацию детей, позволяющую
обеспечить успешную адаптацию ребенка к
условиям дошкольного учреждения и
педагогическое просвещение родителей. Эта
категория детей посещает детский сад ежедневно
по 2-3 часа в день. Обычно все дети этого возраста
переводятся в группы раннего возраста на полный
день.

Для старших дошкольников режим
кратковременного пребывания выполняет функции
включения в широкий мир сверстников и взрослых,
гармоничного личностного развития и общей
психологической подготовки к школьному
обучению. Ребятишки приходят в группы детского
сада ежедневно, проводя там не более 3 часов. В это
время они включаются в организованные занятия, с
ними проводится индивидуальная и коррекционная
работа. По желанию дети посещают занятия кружков
во второй половине дня. Дети и родители принимают
участие и во всех праздниках и развлечениях,
проводимых в ДОУ.

За время эксперимента в нем приняли участие 55
семей. Результаты анкетирования показали, что 100%
опрошенных родителей удовлетворены
существующей формой работы. Возросло и доверие к
детскому саду со стороны родителей. Многие дети,
посещавшие ДОУ в режиме кратковременного
пребывания, теперь посещают его в обычном режиме.
Благодаря этому, возросло число детей поселка,
охваченных дошкольными образовательными
услугами, и в 2006-2007 учебном году в ДОУ открыта
новая группа для детей раннего возраста. Режим
кратковременного пребывания удовлетворяет
потребности и самых малообеспеченных слоев
населения, так как не требует материальных
затрат: дети посещают детский сад без оплаты.