Урок — вирутальное путешествие Многообразие пресмыкающихся

  • Аржанова Валентина Ивановна, учитель биологии

Цели урока: показать учащимся многообразие
пресмыкающихся, систематизировать знания о
представителях, выявить общие черты в строении
представителей отдельных отрядов.

Тип урока: урок – путешествие
(интегрированный урок: биология + география).

Оборудование: презентация
“Урок-путешествие: Многообразие
пресмыкающихся” (приложение
1
);

компьютер, медиа-проектор;

географическая карта;

видеофильм “Крокодилы”.

Предварительная подготовка: задание
учащимся за урок – подготовить сообщения по
темам: ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи.


Ход урока.

Вступительное слово учителя:

Сегодня на уроке нам предстоит
совершить небольшое путешествие по некоторым
географическим местам, чтобы познакомиться с
разнообразием класса пресмыкающихся (обращение
к доске – материал для оформления в приложении 2).

План оформления доски

Цифрами обозначены карточки с изображением
самых крупных представителей отрядов:

1. Слоновая черепаха.

2. Змея анаконда.

3. Комодский варан.

4. Нильский крокодил.

Учитель: Обратите внимание на карту

Здесь отмечены те области, где численность
пресмыкающихся максимальна.

? уч-ся: Глядя на карту, какое можно
сделать заключение о местах обитания
пресмыкающихся?

! В большинстве они обитают в теплых
климатических условиях.

? уч-ся: Почему пресмыкающиеся реже
встречаются в областях с холодным и умеренным
климатом ?

! Это хладнокровные животные, их
жизнедеятельность зависит от температуры
окружающей среды.

Учитель: Давайте совершим первое
путешествие. И как любой путешественник, мы будем
фиксировать все, что услышим и увидим в дневнике
наблюдений (дневники раздаются всем учащимся до
урока – приложение 5).


Дневник наблюдений

Я, путешественник___________________________________________________________

Фамилия, Имя ученика(цы).


Совершил путешествие (куда)

Где наблюдал (представитель)

Узнал, что они имеют
следующие особенности

На Галапагосские острова

На Амазонку

На остров Комодо

На реку Нил

Учитель: Мы отправляемся на
Галапагосские острова (обращение к карте) . К
самому крупному представителю отряда черепах –
Слоновой черепахе.

Обращение к презентации: дается
краткая справка о представителе — размерах,
особенностях строения, жизнедеятельности.
Учащиеся фиксируют данные в дневнике наблюдений;
текст справки см. в приложении
3
).

Далее учащийся, кому было дано
предварительное задание, делает сообщение о
других представителях отряда, подотряда (доклады
учащихся; материал из приложения
4
).

Учащиеся фиксируют услышанное в
рабочих тетрадях и заносят сведения в таблицу.


Отряд

Представители

Характеристика

Схема по остальным географическим
пунктам экспедиции — аналогичная.

Закрепление: закрепление
совершается по мере заполнения учащимися
таблицы в тетради (задействуется зрительная и
механическая память).

Вывод урока: формулируют либо
учащиеся, либо учитель.

Учитель: Сегодня мы совершили
путешествие, которое помогло нам немного
вспомнить географию, а главное – познакомиться с
многообразием пресмыкающихся. Мы выявили общие
черты в строении представителей отдельных
отрядов. Узнали, чем черепахи отличаются от змей,
а крокодилы от ящериц; познакомились с самыми
крупными представителями класса пресмыкающихся.

И в заключение я предлагаю вам
посмотреть фрагмент из видеофильма
“Крокодилы”, снятого киностудией Национального
географического общества.