Открытый урок русского языка во 2-м классе по теме: Проверка написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слова

  • Ткачёва Галина Михайловна, учитель начальных классов

Цели :

1. Развивать у детей умения распознавать и
проверять написание слов с парными согласными на
конце и подбирать к ним проверочные слова;

2. Формировать умение объяснять написание слов
с парными звонкими и глухими согласными на конце
слова;

3. Воспитывать аккуратность , прививать любовь к
родному языку.

Оборудование : Учебник “Русский язык” (Л. М.
Зеленина, Т. Е. Хохлова, 2 класс), карточки с
парными согласными, картинный словарь по теме
“Животные”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы продолжим работу над правописанием
парных согласных на конце слова, повторим
способы их проверки. А начнем мы наш урок с
каллиграфической минутки.

Сядь же правильно и ровно,

Положи тетрадь наклонно.

Чтобы буквы уважать

Их надо правильно писать.

Буквы рады быть в порядке

Напишите их в тетрадке.

(Учитель показывает две карточки с верным и
неверным написанием букв)

— Выполните правильное написание букв на доске,
сравните с карточкой с каллиграфическим
написанием букв Д д , Т, т.

II. Словарная работа.

Учитель показывает картинки с изображением
зайца, коровы, лисицы, медведя, собаки.

Этот маленький зверёк
Под кусточком прыг да скок.
Он трусишка всех боится
Даже шороха и птицы.

Эта хитрая сестрица
След запутать мастерица,
Шубка рыжая лосница,
А зовут её …

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюги вой
Спит в избушке снеговой.

Эта щедрая хозяйка
Прогулялась по лужайке.
Вечером домой несла
Нам ведёрко молока.

Сидит под крылечком –
Хвост колечком
Дом охраняет,
Никого не пускает.

(Дети записывают слова, обозначающие этих
животных)

А) Поставьте знаки ударения во всех словах.
Самостоятельно проверьте написание слов по
учебнику.

Кому удалось справиться с работой безошибочно?
Кто сам нашёл свои ошибки и исправил их?

Б) Вспомните парные согласные буквы и запишите
их в тетради.

Б В Г Д Ж З

П Ф К Т Ш С

Найдите среди словарных слов те, в которых
имеется парная согласная буква на конце слова.
(Медведь.)

Какую согласную букву написали на конце этого
слова и почему? Пользуясь каким правилом
проверили написание слова?

Правило:

Если вы хотите знать

Как вам слово написать,

Измените это слово –

Коль вам правило знакомо.

Рядом гласная стоит –

Буква чётко зазвучит.

Приведите примеры слов, в которых вы применили
это правило для проверки. Посмотрите на слова,
записанные на доске. Все ли слова подходят под
наше правило?

Слова на доске: Моро…, шала…, гара…, ду…,
фла…, бра…(т), лё….
. (слово «брат» не
требует проверки).

III. Физминутка “Буратино”

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развёл –

Видно ключик не нашёл.

Что бы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Дальше Буратино шёл

Белый гриб в лесу нашёл.

Раз грибок,

И два – грибок.

Положил их в кузовок.

IV. Сегодня утром приходил почтальон. Он
принёс странное письмо и сказал, что вы, ребята,
должны сами догадаться, кто его автор. Это письмо
я записала для вас на доску, прочитайте его.

Утром сильный был марос.

Очень силно я замёрс.

Сел в сугроп я под дуп

От меня шёл пара клуп.

Что вы заметили, ребята? Кто мог допустить
столько ошибок? (Незнайка.)

Давайте исправим все ошибки, и расскажем для
Незнайки правило, которое необходимо знать всем
и взрослым, и детям, и конечно, сказочным героям.

А сейчас мы сами проверим, как нам удалось
усвоить это правило. (Запись предложений с
комментированием.)

Был сильный мороз (морозы).

В сад (сады) прилетел воробей.

Огород (огороды) – для семьи доход (доходы).

V. А)

А сейчас пойдём мы в парк

Не в простой, а в зоопарк.

И узнаем с вами тут

Что за звери здесь живут.

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.

Дети: Верблюд – верблюды.

Кто один имеет рог?

Дети: Носорог – носороги.

Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей.

И питается он листьями

Листьями с деревьев.

Дети: Жираф – жирафы.

Б)

Молодцы, ребята, вы внимательны!

Правило усвоили замечательно!

А теперь мне очень хочется узнать

Умеете ли вы под диктовку писать.

Снег укрыл всю землю. Береги нос в сильный
мороз.

Какие слова вы написали, используя наше
правило?

В) Игра “Будь внимательным”.

Я буду называть слова, а вы постарайтесь на слух
определить какую букву надо писать в этом слове и
показать нужную карточку.

(Использование сигнальных карточек с парными
согласными).

Арбуз, народ, сугроб, город, завод, сок, глаз,
флаг, нож, ёрш, парус.

Г) Выборочный диктант.

Я буду читать предложения, а вы должны записать
только слова с парными согласными на конце слова.

Уж тает снег, бегут ручьи.

У лукоморья дуб зелёный.

Кубарем качуся под гору в сугроб.

Мой сад с каждым днём увядает.

Какие слова выписали? Какие буквы написали на
конце каждого слова и почему? О каких временах
года вам были прочитаны предложения? Какие из
написанных слов нельзя переносить? (Дуб, снег,
сад.) Почему?

VI. Самостоятельная работа.

Прочитайте слова, записанные на доске, спишите
их и вставьте пропущенные буквы.

В воде рос камы….

В гнезде сидел чи….

На дереве сидел дроз….

Весной цветёт душистый ланды….

Посмотрите внимательно, что записано на доске
– текст или предложения?

Чем различны эти понятия?

На доске вы видите картину. Составьте по ней
связный рассказ, употребив в нём слова на правило
правописания парных согласных на конце слова.

VII. Итог урока:

Чем интересен наш родной русский язык? “Велик и
могуч наш родной русский язык” Но самое главное —
уважать свой язык безошибочным, грамотным
письмом.

Всем спасибо за урок.

Вот уже звенит звонок.