Урок развития речи по картине А.А. Пластова Первый снег

  • Кротова Наталья Григорьевна, учитель начальных классов

Цели:

  1. Расширить знания детей о сочинении-описании в
    художественном стиле речи;
  2. Формировать умение составлять художественное
    описание картины с элементами оценки
    деятельности;
  3. Учить письменно излагать мысли, понимать
    картины;
  4. Развивать умение понимать тему и основную мысль
    произведения изобразительного искусства,
    выражать свои чувства от восприятия картины.

Оборудование: Репродукция картины
А.А.Пластова «Первый снег», Портрет художника.

Организация класса.

Беседа.

— Что вас сегодня удивило по дороге в школу? Выпал
первый снег.
— Как изменились улица, школьный двор, лес?
— Какие чувства вызвал у вас первый снег?
— На что похож снег?

Вот как описал первый снег поэт И.Бурсов.

Посмотрите-ка, ребята,
Всё вокруг покрыла вата!
А в ответ раздался смех:
— Это выпал первый снег,
Не согласна только Люба:
— Это вовсе не снежок –
Дед Мороз почистил зубы
И рассыпал порошок.

Сообщение темы урока.

Сегодня мы будем писать сочинение по картине
Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».

— Что может быть нарисовано на картине?

Рассматривание картины в тишине 1-2 минуты.

— Какое настроение вызывает картина?
— Что вы чувствуете, глядя на картину?
— Какое состояние передаёт художник?
— Как художник добился того, что мы почувствовали
восторг, нетерпение?
— С помощью чего передал нам радость, покой,
тишину?

Сведения о художнике.

Аркадий Александрович Пластов – русский
художник. Родился в деревне Прислонихе,
Ульяновской области. С детских лет очень любил
рисовать. Он закончил Московское училище
живописи по скульптурному отделению, а живописи
обучался самостоятельно.

Пластов любил деревню, детей и долго жил и
работал в родной Прислонихи. О жизни деревенских
детей художник написал много картин. («По грибы»,
«Пастушок»)

Анализ картины.

— Что мы видим на переднем плане картины?
— Кого мы видим на крыльце?
— Почему дети выбежали на крыльцо своего дома?
— Как одета девочка?
— Почему девочка закинула голову и смотрит вверх?
— Как одет мальчик?
— На что они смотрят? Улицу, белые крыши
деревенских изб.
— Что выражают их лица? (Можно выбрать из
предложенных слов).

Восторг, удивление, счастье, испуг, радость,
восхищение, грусть, волнение, беспокойство.
интерес.

— Мальчик вышел только посмотреть на снег?

— Как изменилась улица после выпавшего снега,
крыши домов, палисадник, деревья?

— Только ли дети рады снегу?

— Кого мы ещё видим на картине?

— Что это за птицы?

— Почему они не улетели в тёплые края?

— Что можно сказать о вороне, какая она? Удивлённая,
важная, тревожная.

— Что ещё видим на картине? Берёзу и мелкий
кустарник.

— Что можно сказать о кустарнике? Снег засыпал
его нижние ветки, пригнул к земле.

Что можно сказать о берёзе, какая она? Берёза:
сонная, старая, уставшая.

— Что изображено на втором плане картины? Лошадь,
запряженную в сани, и ямщика, деревенскую улицу,
белые крыши домов.

— Какое небо мы видим на картине? Серое,
мрачное, мутное, хмурое, покрыто тучами.

— Почему художник назвал так свою картину?

— Что можно сказать о земле? Белая, укуталась
одеялом, расстелила ковёр…

— Опишите снег. Белый, рыхлый, пушистый,
серебристый, чистый, яркий, искристый.

— Опишите снежинки. Похожи на звёздочки;
лёгкие, как пух; медленно кружатся в воздухе;
похожи на кружева…

Поэт И. Бурсов так описал снежинки.

Лёгкие, крылатые,
Как ночные бабочки.
Кружатся, кружатся
Над столом у лампочки.
Собрались на огонёк,
А куда им деться?
Им ведь тоже, ледяным,
Хочется погреться.

— Какие строки о зиме можно вспомнить, глядя на
эту картину?

А этот отрывок из произведения А.С.Пушкина
«Евгений Онегин» подойдёт к нашей картине?

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стёклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок весёлых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Всё ярко, всё бело кругом.

Коллективное составление плана сочинения.

1. Вступление.

«На картине А.А.Пластова я вижу…»

«Проснулись дети утром, выглянули в окно…»

Об авторе.

2. Описание картины.

На первом плане: дети, палисадник, деревья,
ворона.
На втором плане: дома, лошадь, улица.
Небо, земля, снег.

3. Заключение.

«В своей картине художник показал…(цвета,
настроение)».

Своё отношение к картине.

Оформление сочинения.

Эпиграф.

«Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима».

Письмо сочинения на черновике.

Проверка орфограмм и построения предложений.

Запись сочинения.

Урок окончен.

Слова, которые подчёркнуты, выносятся на доску
в помощь детям при написании сочинения.

Сочинения детей.

Мамонтенко Виктория.

На картине я вижу тихий деревенский день. Выпал
первый снег. На улицу выскочили девочка и
мальчик. Девочка была одета в жёлтый платок и
платье, а мальчик уже в тёплую шубу и шапку. Дети с
удивлением смотрели на снег. Рядом на снегу
ходила важная ворона. В палисаднике замерла
старая, уставшая берёза. На первом снегу видна
дорожка. Улица белая и нарядная. Лошадь уже
запрягли в сани.

Мне картина понравилась, потому что я тоже
люблю первый снег.

Шевелев Михаил.

На этой картине я вижу, как летят красивые,
искристые снежинки, похожие на звёздочки.
Девочка и мальчик любуются ими. Далеко вверху
виднеется хмурое небо. Землю покрыл тонкий
зимний ковёр. Старая берёза и та радуется первому
снегу. Важная ворона скакала-скакала по снегу и
провалилась! Лошадь с санями весело бежит по
улице.

Мне понравилась эта картина, потому что я тоже
люблю зиму.