Экологически ориентированная учебно-исследловательская работа учащихся

  • Макаров Юрий Борисович, учитель химии и биологии

Природа – источник добра. Глубокое
эстетическое наслаждение от “созерцания
природы” может получить человек с развитым
чувством природы, развить его можно только в
деятельном общении с ней.

Наши ученики сегодня должны научиться
бережному отношению к природе. Потому что перед
земной цивилизацией встает выбор: либо безумно
уничтожать природу Земли, пользуясь ее благами, и
погибнуть, либо сохранить Вселенную. Уже сегодня
школьники могут вести исследовательскую работу
по насущным экологическим проблемам, тем самым,
приобретая навыки разумного общения с природой.

В практике своей работы коллектив школы
старается привить обучающимся потребность в
эстетическом общении: почувствовать, увидеть,
ощутить жизнь природы в природе. В центре всей
работы – ученик. В школе сложилась экологически
ориентированная учебно-исследовательская
работа учащихся под руководством учителей. Среди
форм работы наиболее приемлемыми являются:

Уроки

В школе введен предмет “Экология”, на других
уроках рассматриваются элементы экологических
знаний.

Факультативы

Для реализации экологического подхода к
изучению школьного курса химии, биологии,
географии используется планирование,
предусматривающее ознакомление учащихся с
проблемами экологии. Основное влияние
сосредоточено на тех явлениях, которые вызывают
серьезную обеспокоенность за состояние
природной среды и будущее цивилизации. К таким
явлениям можно отвести глобальное потепление
климата, истощение стратосферного озонового
слоя, кислотные дожди, накопление в почве
токсичных тяжелых металлов и пестицидов,
загрязнение больших территорий радионуклидами,
истощение природных ресурсов планеты.

В содержание планирования заложены следующие
идеи:

  • природа в своем естественном развитии
    находится в динамическом равновесии;
  • непосредственным результатом взаимодействия
    человека и природы становится изменение
    химического состава компонентов окружающей
    среды, приводящее к смещению природного
    равновесия;
  • химические знания – неотъемлемая часть знаний
    об основах охраны природы, рациональном
    природопользовании и разумном преобразовании
    окружающей человека среды.

Роль химии в решении экологических проблем
значительна на современном этапе:

  • изучая состав, строение и свойства веществ,
    химия может ответить, как ведет себя то или иное
    вещество в атмосфере, почве, водной среде, какое
    воздействие оказывает оно и продукты его
    превращения на биологические системы;
  • раскрывая механизмы биогеохимических
    процессов в природном круговороте элементов,
    химия способствует решению задачи наиболее
    естественного и “безболезненного” вхождения
    промышленного производства в природные циклы,
    делая его частью какой-либо экосистемы;
  • используя разнообразные методики
    химико-аналитического контроля состояния
    объектов окружающей среды или качества готовой
    продукции ряда отраслей промышленности, химия
    позволяет получить информацию, необходимую для
    последующего принятия решений о предотвращении
    поступлений вредных веществ в контролируемые
    объекты, очистке этих объектов, способах их
    защиты и т.д.

Экологизированный курс химии дает возможность
раскрыть особую роль этой науки в борьбе с
экологическим невежеством, проявляющимся в
укоренившемся представлении о “виновности”
химии в сложившейся экологической ситуации,
привлечь школьников к исследовательской работе
по изучению состояния природной среды, воспитать
у них чувство личной ответственности за ее
сохранение.

Планирование составлено нами на основе
программы экологизированного курса химии В.М.
Назаренко (“Химия в школе” № 5, 1993, стр.35)

На протяжении нескольких лет успешно
проводятся занятия по здоровому образу жизни и
природопользованию. (Приложение
1
).

Экологический практикум

“Человек на Земле”.

ВИЖУ ––> ИЗУЧАЮ ––> ПОНИМАЮ ––> ДЕЙСТВУЮ

  • Кто, если не мы?
  • Животные в городе.
  • Стиль жизни.
  • Овощи, удобрения.
  • Обитатели почвы.
  • Грибы.
  • Почва и ее свойства.
  • Сточные воды.
  • Лекарственные растения.
  • Грунтовое озеленение.
  • Озеленение помещений.
  • Качество воздуха.
  • Зеленый щит города.
  • Качество воздуха.
  • Автомобили.
  • Меньше мусора.
  • Энергия.
  • Проблема ТБО.
  • Пищевые связи.

Беседы

Разработана тематика бесед по экологии,
которые проводят классные руководители
совместно с учащимися на классных часах. (Приложение 2)

Проектная деятельность

Метод проектов мы рассматриваем как один из
способов организации педагогического процесса,
который основан на взаимодействии педагогов
воспитанников между собой и окружающей средой в
ходе выполнения проекта, представляющего собой
поэтапную практическую деятельность по
достижению намеченных целей.

Реализуя проект, школьники выступают активными
участниками всех этапов деятельности:
проектирования, непосредственного выполнения
принятых планов совместной деятельности,
поэтапного и итогового анализа результатов и
содержания деятельности, определения
последующих задач. Учитель осуществляет
педагогическое сопровождение учащихся или
группы в их деятельности по освоению окружающего
мира во взаимодействии с окружающей средой. [4, 5]


Предмет

Название проекта

Задачи, которые решает
проект

История, биология, география,
литература, химия
“Я пишу реферат” Самостоятельный поиск, анализ нужной
информации, формирование навыков учебного труда,
развитие мышления
Технология “Дизайн сельской усадьбы”, “Кухня в
доме”, “Цветоводство как хобби”, “Цветник
рождается на подоконниках”, “Зеленые растения
на каждом подоконнике нашей школы”, “Новая
школьная клумба”, “Самое красивое растение на
подоконнике нашего класса”, “Ремесленная
мастерская”.
Организация продуктивной трудовой
деятельности школьников
Предметы, вызывающие затруднения в
изучении
“Чтобы были все пятерки!” Формирование положительной мотивации к
учебной деятельности
Начальная школа “Мои первые домашние задания”, “У меня
в тетрадке все в порядке”, “Птичья столовая”
Формирование культуры учебного труда

У учителей географии, биологии, химии, экологии,
педагогов дополнительного образования,
заместителей директоров по воспитательной
работе обширное поле деятельности. Это
разработка проекта ландшафтного дизайна
пришкольного участка, с активным участием
учащихся и постепенное претворение его в жизнь.

Конференции

Это итог большой работы, основанной на
исследовательской работе, изучении литературы.
[3, 6]

Работа на учебно-опытном участке (УОУ)

Учебно-опытный участок создается для
проведения в 1–11-х классах учебных и
практических занятий по трудовому обучению,
природоведению, биологии, экологии, организации
общественно-полезного труда, внеклассной,
опытнической, природоохранной работы, для
проведения летней трудовой практики,
организации производительного труда школьников
по выращиванию полезной продукции, заготовки
раздаточного и демонстрационного материала,
используемого на занятиях с учащимися.

Функционирование УОУ школы позволяет решать
комплекс образовательных задач:

  • совершенствование знаний учащихся по биологии,
    экологии, природоведению, трудовому обучению;
  • формирование практических умений по
    выращиванию и уходу за растениями;
  • формирование интеллектуальных и практических
    умений, связанных с проведением наблюдений и
    опытов, с оценкой состояния окружающей среды на
    территории школы, с проектированием мер по
    благоустройству школьной территории;
  • развитие интереса учащихся к изучению растений;
  • формирование у обучающихся ответственного
    отношения к труду, к окружающей среде, к
    деятельности по ее сохранению и улучшению;
  • развитие эстетических чувств школьников;
  • развитие интереса школьников к профессиям,
    связанным с выращиванием и уходом за растениями.

На УОУ школы организованы следующие отделы:
полевых, овощных, плодово-ягодных,
цветочно-декоративных культур,
древесно-кустарниковых пород, лекарственных
растений, отдел начальных классов. В состав УОУ
входят также теплица круглогодичной работы ,
подсобное помещение, географическая площадка.

Выбор культур для выращивания определяется
потребностями учебно-воспитательного процесса,
природно-климатическими условиями, условиями
школы и ее возможностями в приобретении семян и
посадочного материала. На территории нашего
участка возделывается 38 видов однолетних
культур, 25 видов многолетних культур, 35 сортов
овощных и зеленных культур, в теплице созревает
виноград, инжир, возделываются цветочные
культуры. Это позволяет учащимся проводить
опытническую работу, с результатами которой они
выступают на школьных конференциях, днях науки,
районных и всероссийских конкурсах
учебно-исследовательских работ учащихся.

Произведенная на участке и в теплице продукция
используется для проведения практических
занятий по биологии, экологии, природоведению,
трудовому обучению для озеленения школы и ее
территории, а также может быть реализована
населению в соответствии с действующим
законодательством.

Экскурсии, походы

Метод проектов является особой педагогической
технологией, которая выводит обучающихся из стен
образовательного учреждения в природную и
социальную среду, предоставляет возможность для
актуализации имеющихся у школьников знаний,
умений и навыков, их практического применения.
Преобразуя деятельность детей в личностно и
общественно значимую, способствует их
самореализации и самовыражению, формированию их
собственного жизненного опыта и нравственной
позиции.

Школа молодого эколога

Занятия проводятся с учащимися в районе на базе
детского юношеского центра “Клин
Подмосковный”.

Районные слеты экологов

Стали традиционными, проводятся в три дня в
конце сентября на базе детского
оздоровительного центра “Родник”. Содержание
занятий и конкурсов касается вопросов
современного состояния окружающей среды родного
края; методов изучения атмосферного воздуха,
природных вод и почвы, флоры и фауны; проблем
сохранения и укрепления здоровья; формирования
потребности у школьников в здоровом образе
жизни; развитие творческих способностей
подростков.

Конкурсы и олимпиады по экологии

Эколого-краеведческие конкурсы и олимпиады
нами рассматриваются как формы развития
интереса учащихся к творческой и
исследовательской деятельности. Основными
задачами конкурсов является привлечение
внимания подрастающего поколения к изучению и
решению местных экологических и природоохранных
проблем.

В дошкольных учреждениях используется конкурс
“Мои первые шаги в экологии”, в 1 – 4-х классах –
“Войди в природу другом”, в 5 – 9-х классах “Мое
родное Подмосковье”, “Юный зоолог”, “Знатоки
леса”, в 10 – 11-х классах – “Человек на Земле”. В
своих учебно-исследовательских работах учащиеся
отражают результаты изучения природных
экосистем, экологические проблемы населенных
пунктов, практические проблемы,
эколого-этнографические исследования, программу
практической деятельности по облагораживанию
объекта.

Основными целями олимпиад являются: выявление
наиболее целеустремленных учащихся,
интересующихся экологией и биологическими
науками; повышение интереса школьников к
изучению естественных наук, проблем экологии,
природопользования и охраны природы;
формирование у школьников потребности в
здоровом образе жизни; развитие творческих
способностей подростков; активизация
внешкольной и внеклассной деятельности с
учащимися по экологии и биологии.

Олимпиады – одна из форм соревнований, и
важнейшее педагогическое условие их проведения
– непосредственная работа учителей с учащимися
на уроках, во внеклассных мероприятиях, в походах
и экскурсиях, при организации
учебно-исследовательской деятельности. В районе
действуют межшкольные факультативы по экологии
и биологии для учащихся 9 – 11-х классов. Районное
методическое объединение учителей биологии и
экологии большое внимание уделяют теоретической
и практической подготовке учителей-предметников
к оказанию действенной помощи их учащимся,
выполняющим конкурсные и олимпиадные работы.

Выставки

Работы местных художников, поделок из
природного материала, фото, конкурсы осеннего и
зимнего букетов.

Учебная тропа природы

Цель: воспитание природоохранных знаний,
умений, воспитание любви к природе, личной
ответственности за ее сохранность, проведение
экологического мониторинга.

Участки по станциям: “Лес – наше богатство”,
“Геоморфологическая”, “Лесной календарь”
(спил дерева), “Лесной госпиталь” (болезни леса,
вредители), “Овраг”, “Крот”, “Река”,
“Вырубка”.

Экологический день

Цель: пробудить у детей интерес и любовь к
окружающей природе, научить общению с ней.

Программа дня предлагает дела на выбор:

  • Утренняя зарядка на лужайке;
  • Экологическая разведка в окрестностях лагеря;
  • Конкурсы знатоков природы;
  • Работа “Фабрики Самоделкина”;
  • Работа выставки “Природа и фантазия”;
  • Экскурсия по экологической тропе;
  • Операция “Муравей”;
  • Веселые состязания;
  • Знакомство с Красной книгой;
  • “Копилка экологических знаний”;
  • Встреча в “Театре Старичка-лесовичка”;
  • Подготовка рукописной книги о 10 чудесах
    природы;
  • Конкурс знатоков голосов птиц и животных.

Клуб любителей природы

Цель: показать детям, насколько прекрасен
живой мир, воспитать у них любовь к природе,
причем с малого возраста.

Формы и направления работы: аквариумистика
мир растений, мир животных, тепличное хозяйство,
цветоводство общая экология, экология России,
краеведение, орнитология, экскурсии, походы,
экспедиции, экспертизы, экологический
мониторинг, опытная работа.

Международные экологические акции

29 января
2 февраля
1 марта
22 марта
1 апреля
7 апреля
22 апреля
31 мая
1 июня
5 июня
16 сентября
26 сентября
4 октября
20 ноября
1 декабря
29 декабря
День мобилизации против угрозы ядерной войны
День водно-болотных угодий
День борьбы с наркоманией
День воды
День птиц
День здоровья
День Земли
День без курения
День защиты детей
День окружающей среды
День борьбы в защиту озонового слоя
День моря
День защиты животных
День отказа от курения
День борьбы со СПИДом
День биологического разнообразия

Приоритетными направлениями работы является
проведение учебно-исследовательской и
просветительской работы. Природоохранная
деятельность проводится в виде трудовых
десантов и экологических акций. Это вырабатывает
потребность экологически грамотного поведения в
природе, ответственного отношения к окружающей
среде родного края.

Экологическое образование – это не просто
знания, умения и навыки. Это – мировоззрение,
вера в приоритет жизни, в особую роль человека –
капитана космического корабля «Земля».
Сегодня стало очевидно, что экологическое
образование должно быть всеобщим. Стратегия
всеобщего экологического образования
подразумевает также его непрерывность, то есть –
необходимость учиться в течение всей жизни в
соответствии с развитием личности, сменой форм
деятельности. Красота природы зависит от рук
человека.

Осознавая ответственность школы в вопросе
экологического образования и воспитания
подрастающего поколения, наш коллектив надеется
развивать данное направление и готов к активному
сотрудничеству с другими образовательными
учреждениями в области экологии,
природоохранной деятельности.

Литература

  1. Детское экологическое движение в России:
    Справочное пособие о детских экологических
    организациях. Под ред. В.М.Назаренко. Нижний
    Новгород, изд. Ю.А.Николаева, 2005, с. 42.
  2. Развитие исследовательской деятельности
    учащихся: Методический сборник. М.: Народное
    образование, 2001, с.208-211.
  3. Экологический вестник. Из опыта работы школ
    Клинского района Московской области. Клин, 2000., с.
    5, 11-12.
  4. Макаров Ю.Б. Работа над экологическими
    проектами. / Сельская школа № 1, 2004, с.74-80.
  5. Макаров Ю.Б. Метод экологических проектов в
    школе / География и экология в школе XXI века № 7,
    2004, с.43-48.
  6. Хабибуллин Р.Д., Хабибуллина Л.А., Крылов Ф.Ф.
    Летняя экологическая работа со школьниками:
    Пособие для учителей и руководителей кружков.
    Н.Новгород, изд. Ю.А.Николаева, 2000.