Урок по русскому языку на тему: Правописание падежных окончаний имен существительных

  • Исаева Елена Владимировна, учитель начальных классов

Цели урока:

Образовательные:

  • закрепить знания учащихся по данной теме;
  • повторить написание слов с непроверяемой
    безударной гласной;
  • проверить знания учащихся по теме “Имя
    существительное” в виде тестирования.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к
    другу; умение исправлять чужие ошибки так, чтобы
    не обижать одноклассников.

Развивающие:

  • развивать внимание, мышление, память.

Литература:

  1. Т.Г. Рамзаева “Русский язык в 4 классе”.
  2. Т.Г. Рамзаева “Уроки русского языка в 4 классе”
  3. В.А. Иванова “Занимательно о русском языке”
  4. В. Волина “Веселая грамматика”
  5. Ш.В. Журжина “Дидактический материал по
    русскому языку”

Структура урока

Этап урока Содержание Время
I Орг. момент 1-2
II Чистописание 1-2
III Словарь в ПОС (эскалатор) 3
IV Повторение падежей (устная работа) 5
V Повторение о падежах (письменная
работа)
5
VI Физминутка 1
VII Работа в парах сменного состава 10-12
VIII Тестирование 8-10
IX Подведение итогов Д/З 1-2
Этап урока СОДЕРЖАНИЕ Примечание
Орг.момент Сегодня мы с вами, ребята, обобщим
знания о падежах. Для этого отправляемся в страну
Словографию. Вы уже знаете, что в ней много
городов.

— Какие города в этой стране вы знаете?
(Фонетика, графика, орфография, пунктуация,
синтаксис, морфология, этимология,
словообразование)

Сегодня мы побываем в городе Морфологии и
заглянем в большой его район Имя
существительное. А если быть совсем точными, то
нас сегодня ждет встреча с нашими
друзьями-падежами, и мы повторяем тему:
“Правописание падежных окончаний имен
существительных”. Нам придется много писать,
поэтому для начала несколько упражнений.

Чистописание — Задание: Написать слова, исправляя
ошибки. Какие правила, мы повторяли?

Ежы, ершы,
падежы

Щюки, чяйки, волчята.

— А в каком городе мы побывали, выполняя это
задание? (орфография)

Словарь А вот написание словарных слов
повторяем в парах ограниченной сменности
(эскалатор).
Повторение о падежах
  1. пись-менно
  2. устно
1) Как вы думаете, ребята, нам нужны
падежи? Зачем? На первом уроке нам наши
друзья-падежи говорили: “Без нас нельзя. Мы
указываем на отношения нашего хозяина
существительного к другим словам в
предложении”. Прежде, чем начать работу, давайте
повторим падежи:

У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей.
Они проходят чередой,
За слово в бой готов любой!

Именительный (кто? что?) это когда мы хотим
назвать кого-либо по имени.

Родительный (кого? чего?) указывает на
принадлежность

Дательный (кому? чему?) добрый падеж. Падеж
давания.

У винительного (кого? что?) два вопроса, и оба,
чужих, напрокат.

Творительный (кем? чем?) это инструментальный
падеж. Им творят, работают.

Предложный ( о ком? о чем? ) этот падеж на
костылях. Ему без них нельзя. Костыли – предлоги.
Без них он не существует.

Ну а теперь попробуем изменить слово мох. Вам
надо списать стихотворение, ставя слово мох в
нужный падеж.

Жил старичок – моховичок
Из мха (р.п.) он сделал пиджачок.
Он валенки из мха (р.п.) скатал
И сплел он гамачок.
Он мхом (т.п.) зеленым укрывался,
Он сочным, нежным мхом (т.п.) питался,
Во мху (п.п.) он жил и не тужил,
Он мху (д.п.) “спасибо” говорил…
Но был он очень одинок,
Тот старичок – моховичок!

— Проверка

2) — А теперь потренируемся устно в определении
падежей. Я читаю стихотворение, а вам надо узнать
падеж слова терпение. Работаем с орфочасами.

Терпение


Кто более иль менее
С терпением (т.п.) знаком
Считает он терпение (в.п.)
Совсем не пустяком.
По щучьему велению
Оно не входит в дом
Мы учимся терпению (д.п.),
И учимся с трудом.
Не случай, не везение
Тебе помогут вдруг,
Терпение, терпение (и.п.) –
Твой самый верный друг.
Под натиском терпения (р.п.),
Приняв неравный бой,
Таблица умножения
Падет перед тобой.
С черчением и пением
Справляются терпением (т.п.)
Учись – и здесь терпение (в.п.)!
Справляться с долотом,
К терпению (д.п.) умение
Прибавится потом.
И есть такое мнение
У всех людей труда,
Что главное – терпение (и.п.),
Во всем. Везде. Всегда.
И разве без терпения (р.п.)
Я мог бы кончить в срок
О нем стихотворение –
Вот эти тридцать строк! (Г. Мамлин)

— МОЛОДЦЫ!

1 человек у доски
Физминутка
Работа в парах сменного состава Еще несколько заданий на определение
падежа имен существительных.

Стр.101 Упражнение
228

А теперь я предлагаю вам погулять по
замечательному району Имя существительное
вместе с друзьями-падежами. Работаем в парах
сменного состава.

Задание: Списать предложение, поставить нужную
букву в окончание существительного, определить
склонение, падеж.

Списать, выделить, указать склонение и
падеж
Тестирование — А теперь давайте обобщим наши знания
об имени существительном и выполним
тестирование, но сначала отвечаем на мои вопросы:
Итог урока — Что такое имя существительное?

— как
изменяется имя существительное?

Что имеет имя существительное?

Как определить род имени существительного?

— Как определить какого склонения имя
существительное?

— Какими членами предложения могут быть имена
существительные?

Вы хорошо поработали на уроке. Сегодня получают
отметки….

Д/З

Если на уроке остаются время, можно
использовать кроссворд “Имя существительное”.

Тестирование по теме: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ” (Приложение 1)

Кроссворд (Приложение 2)