Повторительно-обобщающий урок истории по теме: Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.

  • Щипакина Елена Анатольевна, учитель истории и ОБЖ

Проводится в форме урока-конкурса.

ЦЕЛИ УРОКА

1. Повторение и закрепление учебного
материала по истории Великой Отечественной
войны Советского Союза.

2. Формирование хронологических и
картографических умений учащихся.

3. Формирование у школьников интереса в
военному прошлому Отечества, воспитание чувства
патриотизма, гордости за свой народ, его историю.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ

  • Название темы.
  • Карта “II Мировая война и Великая Отечественная
    война Советского Союза”.
  • Цитата: “Не было в мире такой силы, которая
    могла сломить и сокрушить германскую армию и
    нанести ей такие колоссальные потери, как это
    сделали русские, Советская Армия”.

    У.Черчилль, премьер-министр
    Англии.

Конкурс проводится между двумя командами.
Каждая команда заранее выбирает капитана и
придумывает название команды. Команды
предварительно готовят домашнее задание:

  1. Подготовить рассказ об одном из героев Великой
    отечественной войны;
  2. Составить кроссворд по данной тематике ( не
    более 18 слов).
  3. ХОД ЗАНЯТИЯ

1. ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ (кратко излагает
содержание занятия, ставит цели перед командами,
проводит жеребьёвку команд, представляет членов
жюри).

2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД (не оценивается).

3. ПЕРВЫЙ ЭТАП. “РАЗМИНКА”.

Учитель задает вопросы командам. Команды по
очереди отвечают на них. Время для обсуждения 30
секунд.

Критерии оценки:

правильный ответ – 1 балл;

неправильный ответ – 0 баллов;

ответ команды-соперника – минус 1 балл.

1. Как назывался стратегический план нападения
Германии на СССР? (“Ост”).

2. Как назывался стратегический план разгрома
гитлеровцев под Сталинградом? (“Уран”).

3. Когда началось контрнаступление Красной
Армии под Москвой? (5 декабря 1941 г.).

4. Когда произошла полная деблокация
Ленинграда? (Январь 1943 г.)

5. С какими событиями связано название операции
“Багратион”? (23 июля 1944 г.- север Белоруссии;
освобождение Минска).

6. С каким событием связана битва под
Прохоровкой? (Встречное танковое сражение).

7. Кто командовал операцией по разгрому
гитлеровцев под Москвой? (Г. Жуков).

8. Кто командовал 6-й германской армией под
Сталинградом? (Ф. Паулюс).

9. Где состоялась в 1943 г. встреча глав государств
антигитлеровской коалиции? (Тегеран).

10. Где был открыт Второй фронт? (6 июня 1944 г.,
Нормандия).

4. ВТОРОЙ ЭТАП. РЕШЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.

Командам раздаются листы с тестовыми заданиями
(содержание одинаково). Команда, которая быстрее
и правильно решит задание, считается победившей.

1. К какому празднику советского народа И.В.
Сталин приурочил взятие Киева?

а. К 22 апреля 1943 г.; дню рождения В.И. Ленина;

б. К 1 мая 1943 г.; международному дню солидарности
трудящихся;

в. К 7 ноября 1943 г.; годовщине Великой
Октябрьской революции.

2. При освобождении какого европейского
государства от фашизма Красная армия понесла
наибольшие потери?

    а. Польши;

    б. Германии;

    в. Венгрии;

    г. Чехословакии;

    д. Австрии;

    е. Болгарии.

3. Кто подписал от имени советского
правительства акт о капитуляции немецкого
командования в Берлине 8 мая 1945 г.?

    а. Р.Я. Малиновский;

    б. А.М. Василевский;

    в. Г.К. Жуков.

4. Государственный Комитет Обороны в годы
Великой Отечественной войны возглавлял:

    а. В.М. Молотов;

    б. Г.К. Жуков;

    в. К.Е. Ворошилов;

    г. И.В. Сталин;

    д. С.К. Тимошенко;

    е. Л.П. Берия.

5. Расположите в хронологической
последовательности следующие события Великой
Отечественной войны:

    а. Поражение советских войск в Белоруссии;

    б. Образование антигитлеровской коалиции;

    в. Берлинская операция;

    г. Снятие блокады Ленинграда;

    д. Битва под Москвой, Смоленское сражение;

    е. Курская битва;

    ж. Сталинградская битва.

(1в; 2б; 3в; 4г; 5-а-д-ж-б-г-е-в)

5. ТРЕТИЙ ЭТАП. ВЕНГЕРСКИЙ КРОССВОРД “ВЕЛИКАЯ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА”.


    Е З С А Н Д В О В В
    И Д К Е Л Р О Л К О
    О Т Г Е А П А В Ч О
    Е В Р О З В О К К Л
    Ь С Е А В Й Ж У С К
    М А Р Т К И О С В И
    Н И Т У С В К С О Й
    К И О В Л Е О В О Л
    Р Н С А И С Р О Ш И
    Е В Ш Л В А В Р О В

В скобках после задания указано количество
букв в фамилии.

1. Художник, автор плаката “Родина-мать зовет”
(6 букв). (ТОИДЗЕ)

2. Автор музыки песни “Священная война”,
прозвучавшей в первые дни войны (11 букв).
(АЛЕКСАНДРОВ)

3. Разведчик, который сообщил советскому
руководству дату нападения Германии на СССР;
казнен в Токио (5 букв). (ЗОРГЕ)

4. Председатель Совета по эвакуации, созданного
24 июня 1941 г. (7 букв). (ШВЕРНИК)

5. “Красный маршал”, чьим именем был назван
советский тяжелый танк, участник “чисток”
командного состава Красной Армии (9 букв).
(ВОРОШИЛОВ)

6. Генерал, командующий Западным фронтом,
обвиненный в неудачах Красной Армии на первом
этапе войны и расстрелянный в июле 1941 г. (6 букв).
(ПАВЛОВ)

7. Автор легендарной фразы “Велика Россия, а
отступать некуда: позади Москва!” (7 букв).
(КЛОЧКОВ)

8. Генерал добровольно сдавшийся в плен
гитлеровцам; возглавлял “Русскую
освободительную армию” (6 букв). (ВЛАСОВ)

9. Летчик, потерявший обе ноги, но вернувшийся в
строй (8 букв). (МАРЕСЬЕВ)

10. Маршал, подписавший от имени Верховного
Главнокомандующего акт о капитуляции Германии (5
букв). (ЖУКОВ)

11. Командующий советскими войсками в войне с
Японией в августе 1945 г. (5 букв). (ВАСИЛЕВСКИЙ)

12. Командующий 1-м Украинским фронтом, под
руководством которого в ноябре 1943 г. был
освобожден Киев (7 букв). (ВАТУТИН)

13. Командующий Парадом Победы на Красной
площади в Москве 24 июня 1945 г. (12 букв).
(РОКОССОВСКИЙ)

6. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. “ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ДАТЫ?”

Команды получают наборы карточек с датами и
событиями. В течение 2 минут необходимо составить
пары “дата-событие”:

1. 22 июня 1941г.
а.
Начало Второй мировой войны.

2. 1 сентября 1939 г.
б. День Победы.

3. 5–6 декабря 1941 г. в.
Контрнаступление Красной Армии под Москвой.

4. 19 ноября 1942 г.
г. Начало
Великой Отечественной войны.

5. 9 мая 1945 г.
д.
Открытие Второго фронта в Европе.

6. 6 июня 1944 г.
е.
Начало наступления Красной армии под
Сталинградом.

(1г; 2а ;3в; 4е; 5б; 6д)

7. ПЯТЫЙ ЭТАП. “ГЕОГРАФИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЫ”.

Команды получают запечатанные конверты. В них
фрагменты карты “ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА.
1941-1945 г.г.”

В течение 3 минут команды должны определить
событие, отраженное во фрагменте.

ПРИЛОЖЕНИЯ: 1; 2; 3; 4.

8. ШЕСТОЙ ЭТАП. “ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ДОКУМЕНТЫ?”

Команды получают одинаковые комплекты с
документами. Необходимо за 3 минуты определить
что это за документы и (или) с каким событием он
связан. Побеждает команда больше и правильнее
назвавшая документы.

ПРИЛОЖЕНИЯ : 5, 6, 7, 8, 9, 10.

9. СЕДЬМОЙ ЭТАП. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. Представители команд решают кроссворды,
представленные командой-соперницей;

2. Команды по очереди представляют рассказ об
одном из героев Великой Отечественной войны.

10. ВОСЬМЬЙ ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.

Подведение итогов конкурса.

Объявление команды-победительницы.

Оценивание работы учащихся.