Деятельность учителя по развитию творческих способностей учащихся бумажная пластика

  • Ширикова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов

Введение

Творчество – высшая ступень психической
активности, самостоятельности, способность
создавать нечто новое, оригинальное. Творческой
может быть любая деятельность: научная,
художественная, производственно-техническая,
хозяйственная и тд. Масштаб творчества может
быть самым различным, но во всех случаях
происходит возникновение, открытие чего-то
нового.

Творчество определило открытия в науке и
искусстве, все изображения человеческой
цивилизации, сами формы жизни людей тоже
результат творческой деятельности человека.
Творчество в труде – это не редкость, не
исключение, а наиболее естественное, полноценное
выражение человеческих возможностей.

Психологические исследования показали, что
творчеству благоприятствует развитие
наблюдательности, легкость комбинирования
извлекаемой из памяти информации, чуткость к
проявлению проблемы, готовность к волевому
напряжению и многое другое. Считается, что
художественное творчество связано с
направленностью на поиск “логически
возможного” в отличие от “логически
необходимого”, что приводит к неожиданным
результатам. При этом установлено, что никакое
отвлеченное познание невозможно в полном отрыве
от чувственного. Поэтому важное значение в
процессе творчества – в любой области
деятельности – имеет воображение, то есть
мысленное представление образов и оперирование
им. Известно также, что творческие возможности
зависят не только от умственных способностей, но
и от определенных черт характера.

1.1. Плоские цветы

По словам замечательного педагога В.А.
Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.

Развитие творческих способностей – важная
задача начального образования, ведь этот процесс
пронизывает все этапы развития личности ребенка,
пробуждает инициативу и самостоятельность
принимаемых решений, привычку к свободному
самовыражению, уверенность в себе.

Психологами установлено, что свойства психики
человека, основа интеллекта и всей духовной
сферы возникает и формируется главным образом в
дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя
результаты развития обычно обнаруживаются
позже. Отсутствие же творческого начала, как
правило, становится в старших классах
непреодолимым препятствием, когда требуется
решение нестандартных задач, интерпретация
материалов первоисточников и тп. Б. Никитин среди
пяти условий развитие способностей детей
выдвигает на первое место раннее начало.

Из всего этого следует, что перед учителем
начальных классов встает задача развития
ребенка, его творческих способностей, воспитания
творческой личности в целом.

Авторы большинства изобретений известны. В
окружающей нас жизни творчество — необходимое
условие существования, и все, в чем заключена
хоть йота нового, обязано своим происхождением
творческому началу человека.

По выражению Выготского, творческой
деятельностью мы называем такую деятельность
человека, которая создает нечто новое. Таким
образом, деятельность учащихся может быть
названа творческой, если результатам ее является
продукт, обладающий новизной. Конечно, школьники
в массе не могут создать продукты, имеющие
общественную новизну и значение, поэтому такое
определение творческой деятельности, да еще для
учащихся начальных классов, принято быть не
может. Учитель-новатор И.П. Волков пишет, что
творчество младшего школьника – это создание им
оригинального продукта, изделия, в процессе
работы над которыми самостоятельно применены
усвоенные знания, умения, навыки… творчество,
индивидуальность, художество проявляется хоть и
в минимальном отступлении от образца. В процессе
творческой деятельности развиваются, прежде
всего, творческие способности школьника, которые
включают в себя развития творческого
воображения, наблюдательности, неординарного
мышления.

Детское творчество ближе всего к народному, так
как является проявлением эмоциональной сферы
человека. В народном искусстве раскрывается
исконные начала духовной жизни народа в
наглядных и совершенных образах. Обеспечить на
уроках непосредственный контакт внутреннего
мира ребенка с произведениями мастеров самое
главное, на что обращают внимание большинство
педагогов-художников.

Раскрывая понятия “опыт творческой
деятельности” М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер выделяли
следующие его черты:

  • самостоятельный перенос знаний и умений в новую
    ситуацию;
  • видение новой проблемы в знакомой ситуации;
  • видение новой функции знакомого объекта;
  • альтернативное мышление, то есть видение
    возможных решений данной проблемы, различных
    способов решения.

Развитие творческих способностей школьников
приобрело в настоящее время большое социальное
значение. Нашему обществу нужны не просто
грамотные работники-исполнители, а специалисты,
выполняющие работу быстро, качественно, красиво,
творчески.

Творческий процесс зависит от многих факторов.
Трудно заставить учеников сочинять, изобретать
творить по принуждению. Во внеклассной работе,
которую я веду не один год, заключены большие
возможности для развития индивидуальных
способностей каждого ученика.

Одним из эффективных средств воспитания, в
котором тесно переплетаются формирование
трудовых навыков и художественное развитие
учащихся начальных классов, может быть
внеклассная работа по изготовлению аппликаций.

Аппликация – один из самых распространенных и
привычных видов работ в детском саду и начальной
школе. Для аппликации используют различные
материалы: солому, бересту, ткань, кожу, мех,
тополиный пух и конечно – бумагу.

Существует множество методических
рекомендаций к проведению аппликационных работ.
Поэтому, с одной стороны, этот вид работы хорошо
знаком учителям, но с другой – педагоги не всегда
учитывают потенциал аппликации. Между тем
техника выполнения аппликации располагает
большими учебными возможностями. Аппликационные
работы способствуют развитию художественного
видения природы, закреплению представлений о
симметрии и асимметрии, совершенствованию
представлений о выразительной композиции,
развитию чувства формы, ритма, соотношения
частей и целого. При работе над аппликацией у
учащихся развиваются такие психические
процессы, как внимание, мышление, воображение и
др. На начальном этапе обучения детей хорошо
использовать аппликацию для развития глазомера,
моторики рук, координации движения, формирования
представлений о приемах рациональной работы,
совершенствования приемов разметки, вырезания,
работы с клеем и ножницами. Работа над
аппликацией помогает воспитывать аккуратность и
терпеливость.

Существуют различные виды аппликации. Один из
них – силуэтная аппликация. (Приложение
1). Силуэтная аппликация представляет собой
наклеенные на фон изображения объектов,
вырезанных из бумаги беспрерывным, “слитным”
движением ножниц по контуру предмета. Такое
одноцветное изображение помещается на
контрастном фоне, оно должно быть обобщенным, но
в то же время легко узнаваемым.

Этот интересный вид аппликационной техники
привлекает и детей, и взрослых. Силуэтная
аппликация способствует совершенствованию
представлений о таких средствах композиции, как
линия контура, форма пятна, контрастные цвета.
Вырезание силуэта развивает пространственное
воображение, абстрагируясь от несущественных
деталей, помогает выявить форму объекта.

Творчество – это прежде всего умение,
отказываться от стереотипов мышления, только в
том случае можно создать что-то новое. Поэтому и
появился в моей кружковой работе новый раздел
бумажная пластика – цветы. Интересную
творческую работу провожу по составлению
декоративных цветов. Показываю и рассказываю,
как круг при помощи циркуля и линейки можно
разделить на равные части. В каждом секторе
рисуем лепестки разной формы. Из таких лепестков
можно составить большое количество разных
цветов, букетов и композиций для украшения
обложек, коробок, флажков, кабинетов и даже
коридоров школы.

Дети сами придумывают цветы, выбирают
количество лепестков, расцветку и составляют
композиции для оформления изделия. Различные
цветы придумывают дети сами вырезая их из кругов
и квадратов. Для этого круг и квадрат складывают
несколько раз по диаметру или диагоналям и
вырезают выбранную форму лепестка или несколько
изменяя форму лепестков, листьев и дополняя
букет вазой, составляют композиции для
оформительских целей. Оформление различных
композиций цветов, наклеенных на картон, который
можно использовать как настенные картинки,
закладки для книг. Много красивых аппликаций
можно выполнить из сухих листьев разных
размеров, форм и оттенков.

Чем больше разумной самостоятельности
предоставляю ребятам, тем больше у них
проявляется творчества, фантазии, инициативы.

Творческому развитию личности способствуют
задания на фантастические сюжеты. Интересно
проходит занятие по изготовлению панно
“Фантастические цветы”. Дети, не скованные
определенными естественными формами цветов,
получают просмотр для творческой фантазии. Они с
удовольствием придумывают сказочные цветы. А мне
остается только помочь ребятам воплотить их
необычные замыслы.

Творческий, самостоятельный поиск решений
увлекает ребят, и это надо активно поддерживать.

В конце каждой четверти в школе проводятся
выставки детского творчества, выставляют работы
на родительских собраниях, где наши работы
пользуются большим интересом. Родители наглядно
видят результаты нашей работы. (Приложение 2)

С большим интересом прошло открытое
семинарское занятие для УНК города Мариинска и
Мариинского района по теме: “Загадочный мир
цветов. Бумажная пластика” (творческий проект),
где дети наглядно показали свои наработки,
умения полученные на уроках трудового обучения и
изобразительного искусства по образовательной
системе “Школа – 2100” и кружковой работе.
(Приложение 5)

Если ребенок мыслит творчески – он видит
вокруг возможность для самосовершенствования,
то он будет инициативным, думающим, способным на
творческий подход к любому делу, за которое бы он
ни взялся. (Приложение 7,
Приложение 8)

В природе большое многообразие цветов. Они
различаются цветом, строением и формой
лепестков. В то же время многие цветы имеют общие
принципы строения, и это позволяет выделять их в
группы. (Приложение 4)

Давайте посмотрим примеры вырезания некоторых
групп цветов (имеющих форму чаши или бокала, с
тремя и шестью лепестками).

Задание: назовите цветы, имеющие форму
чаши или бокала.

Вырезаем цветы, имеющие четыре лепестка (восемь
лепестков).

Нарисуем такие цветы.

Подснежник

Выглянул подснежник
В полутьме лесной —
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, —
Раз пришел разведчик—
И весна придет!

Е. Серова

Ландыш.

Родился ландыш
В майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень —
Он тихо зазвенит.

Е. Серова

Задание:

Сделайте полянку с ландышами на одном листе, н
букетик подснежников на другом. Цветки
подснежника и ландыша белого цвета. На каком фоне
вы будете выполнять работу?

Фиалка

На солнечной опушке
Фиалка расцвела,
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперед,
Но всякий ей поклонится
И бережно возьмет.

Е. Серова

Лютик

Звать его к нам нечего, —
Он и сам придет;
Расцветет доверчиво
Прямо у ворот —
Солнцем залитой
Лютик золотой.

Е. Серова

Задание:

Цветки фиалки — фиолетовые, лютика — желтые.
Вырежьте и приклейте:

  • траву и кустик фиалки,
  • букетик лютиков.
Кувшинка

Лежит кувшинка на листке,
Как на плоту зеленом;
И поплыла бы по реке
К подружкам отдаленным,
Да вот беда — привязан плот,
Он никуда не поплывет.
А когда настанет вечер,
Лепестки свернет цветок:
“До утра! До новой встречи!” —
И погасит огонек.

Е. Серова

Незабудки

Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал —
Веселых, голубых?
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок!

Е. Серова

Задание:

  • где растут кувшинки?
  • где незабудки?
  • какой фон лучше взять для воды, а какой для поля?
Одуванчик

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик;
Подрастет — нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.

Е. Серова

Гвоздика

Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонек?
Это дикая гвоздика
Новый празднует денек.

Е.Серова

Задание:

В какое время года цветет одуванчик?

Когда цветет гвоздика?

Какой фон лучше взять для каждого времени года?

Ромашки

Золотая серединка,
И лучи идут кругом, —
Это, может быть, картинка
Солнце в небе голубом?
Нет, не солнце на бумажке,
На лугу цветок ромашки.

Е.Серова

Колокольчик

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой;
Колокольчики-цветы
Очень вежливы …
А ты?

Е.Серова

Задание: сделайте такую картинку: полянку с
колокольчиками и ромашками, а над ней — солнце в
голубом небе.

Вырежьте и приклейте к цветам необходимые
детали (или дорисуйте).

Задание: отгадай загадку

Колючие

Овалы –

Овал,

Овал,

Овал.

Как будто

Кто-то

Что-то

Смешно

Нарисовал!

Л. Николаенко

Вырезаем зеленые овалы нужного размера и
приклеиваем на соответствующие места. Сделаем
овалы колючими. Вырезаем и приклеиваем цветочный
горшок. Вот и разгадана загадка. Это кактусы.

Задание:

А чем еще могут стать колючие овалы?

Предложите свои варианты.

1.2. Объемные цветы на плоскости

Любые цветы можно оформить не только
плоскостно, но и выполнить как объемную
аппликацию. Показываю детям возможность
создания объемных цветов на плоскости.

(Приложение 3, Приложение 6)

Создать видимость объема помогают
следующие приемы:
  • Некоторые детали (сердцевина цветка или
    лепестки) приклеивают несколько помятыми (или
    выполненными из гофрированной бумаги).
  • Отдельные элементы цветка приклеивают только
    частью своей плоскости. Оставшуюся поверхность
    отгибают.
  • У многолепестковых цветов (астра, хризантема)
    первый ряд наклеивают полностью, а второй —
    только возле сердцевины, оставляя большую часть
    не приклеенной.

1.3. Цветы на ножках

Из таких цветов можно создавать поляны, клумбы,
букеты, а также другие интересные формы.

Крепятся цветы на ножку (узкую трубочку из
бумаги).

Астра

Возьмите две длинные полоски бумаги разных
оттенков. Наложите одну полоску на другую.
Сложите заготовки пополам и нарежьте
“гребенку”. Ненарезанную часть промажьте клеем.
Полоску сверните, закрепите ниткой или
проволокой. Лепестки цветка отогните в стороны.

Гвоздика

Для гвоздики подойдет бумага красного,
розового, белого цвета. Вырежьте из нее три
равных квадрата.

  • Сложите три квадрата стопкой, а затем согните
    вчетверо. Закруглите уголок малого квадрата,
    получив четверть круга. Контур круга нарежьте
    зубчиками.
  • Выкройки разверните и сделайте надрезы, деля
    заготовки на четыре части. Скатайте из бумаги
    маленький шарик, промажьте его клеем и положите в
    центр одной из выкроек.
  • Обожмите пальцами заготовку по поверхности
    шарика. Наслаивайте снаружи остальные заготовки.
    Цветок готов.
  • Закрепить его можно внизу проволокой или
    наклеенной полоской бумаги.

Задание:

Вы сделали много разных красивых цветов.
Посмотрите на цветы внимательно.

О чем они могут разговаривать? Подумайте.

Посмотрите на свою полянку. Может быть, сейчас
туда прилетят разноцветные бабочки. Почему
полянки красивыми бывают

На полянке цвели васильки и ромашки,
колокольчики и гвоздики…

Пролетала над полянкой бабочка. Завидела она
белую ромашку и села на цветок. Он ей очень
понравился, так как подходил к цвету ее крылышек.
Василек, который рос рядом, загрустил, и капелька
росы скатилась с его лепесточка… Бабочка это
заметила.

— Не печалься, распрекрасный василек. Скоро
прилетит моя подружка. Она очень любит васильки,
ведь цвет ваших лепесточков такой же, как ее
крылышки.

А потом прилетели красные и желтые, лиловые и
розовые бабочки, и каждая находила для себя
цветочек.

И на полянке стало весело, шумно и хорошо. Стало
на полянке красиво…

Задание:

Какого цвета были крылышки первой бабочки?

Какого цвета платьице у второй бабочки?

Какие цветы приглянулись красным, желтым,
лиловым, розовым бабочкам?

Задание:

Раскрасьте цветы и бабочки.

1.4. Вертушки из цветов

Много радости доставит детям прогулка по улице
с крупными цветами-вертушками.

При дуновении ветра они завертятся.

Изготовить их просто.

Дети постарше сами могут справиться с
вертушками..

На схеме для сравнения представлены вариант
вертушки и зарисовка этого цветка напротив.

  • Нужно нарисовать контуры выбранного цветка.
  • Вырезать по контуру лепестки и сердцевину
    цветка.
  • Лопасти цветка-вертушки отогнуть по пунктирной
    линии в одну сторону.
  • Чтобы прикрепить вертушку к палочке, нужно
    проколоть отверстие в центре цветка и прибить
    его к палочке гвоздиком (мебельным).

Задание: найдите изображение подсолнуха,
лилии, мака, астры. Изобразите другие варианты
вертушек из цветов

Игра “садовники”

Дети упражняются в умении определять
пространственное расположение изображений
(цветов, бабочек).

Нарисуйте бабочку. Рядом с ней приклеивайте
цветы (выращивайте).

Дети поочередно называют по одному цветку,
расположенному по отношению к бабочке (справа,
слева, выше, ниже).

Задание:

Назовите каждый цветок, определите, где он
находится по отношению к бабочке.

Задание:

Сравните клумбы.

Игра развивает смекалку и сообразительность,
научит сравнивать.

Рассмотрите все цветы, собранные слева на
клумбе, и все цветы, собранные справа на клумбе.
Отметьте, какого они цвета, размера, какие имеют
дополнительные детали. А затем скажите, чем цветы
на клумбе слева отличаются от цветов на клумбе
справа.

Ответы:

1. На клумбе слева все цветы растут с листиками,
на клумбе справа без листиков.

2. Слева цветы перекрывают друг друга, справа —
не перекрывают.

3. Слева цветы нарисованы контурно, справа —
раскрашены.

4. Слева нет цветов, справа есть цветы.

Задание:

Сравните букеты слева и справа.

Составьте для сравнения свой букет.

Заключение

“Пробудить заложенное в каждом ребенке
творческое начало, научить трудиться… сделать
первые шаги в творчестве для радостной,
счастливой и наполненной жизни – к этому мы
стремимся в меру своих сил и способностей” (И.П.
Волков).

Работая в течение ряда лет над данной темой, я
пришла к следующим выводам:

  1. У детей появляется интерес. Это подтверждают
    книги и иллюстрации, которые они отыскивают и
    приносят в класс.
  2. Развивается художественный вкус, что
    отражается и на выполнении работ по
    изобразительному искусству.
  3. Развиваются творческие способности: если
    первые изделия детей делали под руководством
    учителя, то последние их работы в художественной
    части были выполнены полностью самостоятельно.
  4. Приобретаются трудовые умения и навыки,
    расширяются знания.

Исходя из всего сказанного, можно сделать
вывод: работа над аппликацией вносит свой
неповторимый вклад в развитие творческих
способностей детей.

Литература

  1. Алексеевская Н. “Волшебные ножницы”.М.,
    “Аист”, 1998.
  2. Гусакова М.А. “Аппликация”
  3. Дидактика средней школы/Под ред. М.Н. Скаткина.
  4. Козвинина В.П. “Развитие творческих
    способностей учащихся в ходе выполнения работ”
    Н.ш. № 11 – 2000.
  5. Петрушина С.В. “Образовательные и развивающие
    возможности аппликации” Н.ш. №5 – 2004.