Урок и фрагменты уроков по программе Музыкальное развитие детей через целостно-интегративные связи предметов искусства на уроке музыка и хор

  • Черданцева Елена Александровна, учитель

1 четверть. Урок 1. “ В мире звуков”

ЦЕЛЬ: Формировать представление о
многообразии звукового мира.

ЗАДАЧИ:

1. Побуждать к активному музицированию.

2. Активизировать слуховое внимание.

3. Развивать ассоциативное мышление (звуки в
картинах, музыка в картинах)

4. Формировать певческий коллектив.

Ход урока

Дети входят в класс под минусовую фонограмму
“Песенка о лете”.

Содержание беседы:

Сегодня вы впервые пришли на урок музыки.
Кабинет музыки отличается тем, что в нем нет
привычных столов и стульев, а вместо этого есть
удобные сидения для певцов. Стоит музыкальный
инструмент, который будет сопровождать пение
имеется вся необходимая аппаратура для слушания
музыки. Кабинет внутри звукоизолирован. Как вы
думаете, для чего? На уроках музыки вы будете
учиться петь, слушать музыку, дирижировать,
сочинять и даже рисовать музыку. Но это все в
будущем. А сегодня разучите музыкальное
приветствие: “Прозвенел звонок, начался урок.
Здравствуйте!”.

Задание. Закройте глаза и послушайте
тишину. А теперь послушайте звуки в коридоре.
Назовите их. Послушайте звуки улицы. Назовите их.

Игра “Озвучь рассказ”. Условия игры: в момент
остановки рассказа надо подражать звукам по
смыслу.

Утром

Я проснулся утром рано, потому что услышал, как
звенит будильник**

Я быстро встал, оделся, умылся и услышал, что на
кухне жарятся на сковородке пирожки **** Котенок
Васька громко замурлыкал ****, наверно он тоже был
не прочь позавтракать. Я налил ему молока и он
стал его лакать ****. На завтрак мама приготовила
вкусные пироги с вареньем, поблагодарив маму****,
и, звонко поцеловав ее в щеку****, я стал собираться
в школу.

Вопросы: Как одним словом можно назвать
то, что вы воспроизводили? Приведите примеры
звуков, которые вы слышите каждый день. Как вы
думаете, из чего состоят звуки? (Понятие о
музыкальных и шумовых звуках). Где живут
музыкальные и шумовые звуки?

Вопрос: Как вы думаете, где живет музыка?
Ответы дайте после прослушивания стихотворения.

Задание: послушайте и назовите звуки
природы (звучит в записи шум дождя, реки, ветра, и
др).

Каждый человек способен говорить и петь. Чтобы
научиться красиво петь, надо знать и выполнять
правила пения в хоре:

— у каждого певца свое место;

— во время пения слушай своего соседа, весь хор,
звучание музыкального инструмента;

— внимательно смотри на движения рук учителя;

— соблюдай ровную посадку во время пения;

— старайся петь негромким красивым звуком;

Отгадайте загадку: «Не живое, а разговаривает
на всех языках, самого не видно, а говорит со
всеми».

Распевание.

Разучивание попевки “Эхо”

Эхо, эхо,
отвечай, отвечай,
ты со мной, ты со мной,
поиграй, поиграй.
Эхо, эхо,
отвечай, отвечай,
все за мной, все за мной,
повторяй, повторяй.

Задание: отгадайте музыкальную загадку.
Угадайте, какой вид транспорта изображает
музыка. Звучит “В путь” В. Лаурушаса.

Отгадайте загадку:

Железные избушки держатся друг за дружку,

Одна с трубой тянет всех за собой. (Паровоз)

Физкультминутка “Играем в паровоз”.

Разучивание песенки Е. Абелян “Паровоз” .

Отгадайте загадку:

Вот прошла перемена — он зовет всех на урок,

А закончится урок, опять услышим мы …(звонок).

Слушание и разучивание песни “Звени,
звонок” (муз Д. Львова-Компанейца).

Вопрос: Вокруг нас иного звуков. А могут ли
они звучать в картинах?

Изо ряд: Т. Яблонская “ Лето”, Ф.
Васильев “Болото”.

Вопрос: В какой из этих картин может звучать
эта музыка? В какой звучит песня?

Слушание: П.И. Чайковский “Старинная
французская песенка”, Д.Б. Кабалевский
“Маленькая полька”.

Задание: Вспомните веселые песни о лете.
Исполнение знакомого репертуара (например: “Кто
пасется на лугу?”, “По малину в сад пойдем”,
“Песенка о лете”).

Вопросы на повторение:

Что нового вы узнали? Назовите примеры шумовых
звуков. Какие песни и музыка вам понравились?
Может ли звучать картина? Можно ли услышать
музыку природы? Расскажите, где звучит музыка
природы.

Исполнение прощальной песенки “Прозвенел
звонок, закончился урок. До свиданья.”. Звучит
минусовая фонограмма “Песенка о лете”.

Дети выходят из кабинета.

2 класс. Урок 2 (фрагмент). Тема “Музыка
и тишина”.

ЦЕЛЬ: Раскрыть значение тишины в искусстве
музыки.

Содержание беседы:

Посмотрите на картину Ю.И. Пименова
“Ожидание”. Что на ней изображено? На другой
картине “Актовый зал лицея” В.П. Стасова светлое
просторное помещение. Здесь никого нет, все
приготовлено для празднования торжества. В зале
стоит тишина. Где еще в жизни ты можешь слышать
тишину? (Ответы)

Задание. Послушайте и озаглавьте
стихотворение.

Изо ряд. А. Степанов “Журавли летят”, Ф.
Васильев “Болото”.

Задание. В какой из картин звучит это
стихотворение? А в какой- песня?

Слушание и разучивание песни Е. Зарицкой на
сл. А.Вольского “Журавушка”

Сказка о королеве Музыки

В некотором царстве, в некотором государстве
жила-была королева Музыки. Она очень любила
петь и слушать как поют другие. И все в этом
королевстве были радостными и счастливыми,.
никогда не сердились и не ссорились. Но однажды
сюда проникли шумовые звуки. Они рычали, шипели,
скрежетали, трещали, стучали. И музыкальных
звуков не стало слышно, они все исчезли. Как стало
грустно, уныло и одиноко подданным! Неизвестно,
чем бы закончилось дело, но неожиданно появился
человек, который взмахнул руками — и все шумовые
звуки все до одного улетели из королевства
Музыки. А когда наступила тишина, произошло чудо
– вернулись музыкальные звуки! И вновь все
запели, и лица озарились счастливыми улыбками.
Королева Музыки была очень довольна и подарила
спасителю волшебную палочку.

Вопрос: Как называют человека, которого
послушались шумовые звуки? Для чего нужна
дирижеру палочка?

Покажи музыку руками: П.Чайковский
“Старинная французская песенка”, Д. Кабалевский
“Маленькая полька”.

2 класс. Урок 4 (фрагмент). Тема
“Разноцветные звуки”

ЦЕЛЬ: Формировать представления о связи
цвета и звука, провести практическую работу.

Беседа. Вы уже немало знаете о богатом мире
звуков, умеете слушать звуки окружающего мира.
Как вы думаете, что изображено на этом рисунке?
(Демонстрация). Этот рисунок нарисовал компьютер,
на нем изображены звуки. Ученые уже давно
доказали, что звуки имеют свое цветовое
изображение. Сможете ли вы представить звуки в
цвете?

Слушание. “Звуки природы”.

Вопросы: Какие линии передают характер
звуков? Какие краски будете использовать для
изображения звука?

Практическое задание. Нарисуйте звуки.

ИЗО ряд: К. Моне “Скалы в “Бель – Иле”, Т.
Яблонская “Лето”.

Задание: Спеть настроение картин.

Слушание. П.Чайковский “Старинная
французская песенка”, Ф. Шопен “Прелюдия № 20”,
Д. Кабалевский “Маленькая полька”.

Задание: В каких картинах могла бы
звучать эта музыка?

Выразительное чтение.

Очень странный господин-
Он ходил везде один
На ногах носил очки
На носу носил носки,
Черный плащ и сверху шляпа
Из черней, чем сажа драпа.
Вот зашел он в магазин…
И чем же странен господин?

Задание. Нарисуйте стихотворение.
Обратите внимание, всегда ли интонация голоса
была одинаковой? Какими красками можно
изобразить это стихотворение? Разную интонацию
изобразить соответственно разным цветом.

Вопрос: Почему в стихотворении говорят про
черный цвет, а рисунок получается веселым, в
разноцветных красках?

Задание. Нарисуйте музыку П.
Чайковского “Старинная французская песенка”

4 класс. Урок 2 (фрагмент).

Тема “Музыка воспевает красоту
родного края”

ЦЕЛЬ: Воспитывать средствами искусства
любовь к родному краю.

Беседа. Вспомните пословицы о Родине. Мы
любим наш родной дом, потому что там живем, с нами
находятся близкие и дорогие нам люди, с которыми
делим и радость, и ненастье. У каждого из нас
любимые уголки природы, где хорошо отдохнуть или
просто помечтать.

Чтение стихотворения Н. Заболотского
(отрывок).

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.

Изо ряд: Пейзажи И.Левитана (демонстрация
репродукций на фоне музыки С. Рахманинова
“Вокализ”).

Вопросы: В чем вы видите красоту этих
пейзажей?

Работа над песнями. Муз. Ю.Антонова
“Живет повсюду красота”.

Муз. Ю. Чичкова “ Наташка-первоклашка”.

5 класс. 1 урок (фрагмент). Тема “Музыка —
язык чувств”

Беседа. Прошло лето. Конечно, у вас немало
впечатлений за время отдыха. Какие чувства
вызывают эти воспоминания? Расскажите о своих
музыкальных впечатлениях. Исполните песни,
которые вы любите.

О чем эти песни? Вспомните музыкальные
произведения, которые вы слушали на уроках в 3
классе. Какие чувства человека они передают? Если
вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, то
познакомьтесь со словарем эмоций В. Ражникова.
Этот словарь будет вашим верным помощником на
уроке музыки.

Изо ряд: П.Федотов “Вдовушка”, В. Васнецов
“Аленушка”.

Задание. Какие чувства передает
художник в каждой из картин? Пользуйтесь при
ответе словарем В. Ражникова.

Слушание . П. Чайковский “Грустная песенка”.

Вопрос: Какие чувства вызвала в вас эта
музыка?

Чтение. И.С. Тургенев “Певцы” (отрывок).

Вопрос: Расскажите, как откликнулись на
музыку находящиеся рядом с певцами люди?

Изо ряд: А.Пластов “Сенокос”, “Летом”,Т.
Яблонская “Лето”, А. Матисс “Красные рыбы”.

Вопрос: Какие чувства передает художник в
каждой из картин? Какие краски он использует для
создания такого настроения?

Слушание. В.Моцарт “Рондо”.

Вопрос. В какой из картин может звучать эта
музыка? Какие чувства передает музыка? Какие
события в жизни вызывают в тебе такие же чувства?

Разучивание песни. В. Шаинский “Мир похож
на цветной луг”.

Повторение песен.

Приложение 1

Приложение 2