Урок по теме: Путешествие по Мещерской стороне. 5-й класс

  • Михайлова Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  • Дать представление о художественном мире
    писателя К.Г. Паустовского, познакомить с
    термином — метафора;
  • Закрепить знания о жанре литературный очерк, о
    тропах: эпитеты, сравнения, олицетворение;
  • Прививать чувство любви к родному краю и
    ответственности за него.

Межпредметные связи: география, русский
язык, ботаника, рисование.

Оборудование:

Форма работы: групповая

  • I группа – “Мшары”;
  • II группа – “Лесные реки и каналы”;
  • III группа – “Леса”;
  • IV группа – “Луга”.

Предварительная подготовка учащихся к уроку:

I группа – знакомство с очерком “Мшары” и
подготовка иллюстрации к нему, чтение наизусть
отрывка текста;

II группа – знакомство с очерком “Лесные реки и
каналы” и подготовка иллюстрации к нему,
биографическая справка о К. Паустовском, чтение
наизусть отрывка текста;

III группа – знакомство с очерком “Леса” и
подготовка иллюстрации и карты – схемы
путешествия, чтение наизусть отрывка текста;

IV группа – знакомство с очерком “Луга”,
подготовка иллюстрации к нему, чтение наизусть
отрывка текста.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I. Организаци-онный момент — Тема сегодняшнего урока “Путешествие
в Мещерскую сторону” (по Мещерской стороне). Вы
вспомните о К.Паустовском, о его литературных
очерках, мы с вами будем зачитывать полюбившиеся
строки текста, запишем термины и примеры и все
вместе увидим и убедимся, что Мещерский край
действительно удивительное место.
Запись числа, темы урока.

Эпиграф не
записывают:

…каждая моя книга – это поездка.
Или, вернее, каждая поездка – это книга…
(К.
Паустовский)

II. Проверка домашнего задания — Давайте себе напомним о К. Паустовском.
Что вы помните о нем?

Послушаем информацию
группы.

Обратите внимание на эпиграф.

— Спасибо II группе. На доске записаны
произведения К.Паустовского. Это не все, но самые
распространенные: “Кара-Бугаз”, “Черное море”,
“Беспокойная юность”, “Далекие годы”, “Сказки
для детей”.

— Ребята, вы любите путешествовать? Мы
отправляемся с вами в неведомый незнакомый край
вслед за К.Паустовским – в Мещерский край. Что
нам еще необходимо для путешествия?

— Слово предоставляется III группе.

Дети отвечают.

Информация II группы (Приложение 4)

Запись, работа с эпиграфом.

Карта (план-схема).

— На карте изображен путь, обозначены основные
пункты. Мещерская сторона — это место между
Рязанью и Владимиром. Мы не пройдем мимо Мшаров,
побываем на лесных реках и каналах, зайдем в леса,
прогуляемся по лугам. Возьмите с собой
воображение и в путь!

III. Осмысление содержания и
последовательности применения практических
действий
— Дома вы прочитали группами каждый свой
очерк. Докажите, что это литературный очерк.


Чем отличается литературный очерк от новеллы?

— I группа, проведите нас через Мшары (самое
запоминающееся).

II, III, IV группы (то же ).

Беседа:

  • Что можно услышать в Мещерском крае?
  • Что увидеть?
  • Какие там запахи?
  • Какие краски?

Это богатый край, естественные природные
запахи, краски радуют, притягивают нас, и мы
начинаем жить жизнью Мещеры. Каждое место хорошо
по-своему (Обратить внимание на рисунки
учащихся).

Дети приводят примеры

(1 реальные
события;
2 сам был;
3 автор спрашивает и сам отвечает…)

Краткий пересказ (на столах карточки с
названием очерков (Приложение3)).
После пересказа – рисунок на доску.

Дети в своих литературных очерках, выискивают
интересные места, зачитывают или просто говорят.

IV. Самостоятельное выполнение задания
(с помощью учителя)

— Ребята, отчеты, протоколы, заявления,
статистические данные, газетные заметки тоже о
реальных людях и событиях, но литературные
очерки читать приятнее.

— В чем отличие?

(В поэтичности, образности, лиричности текстов).

— Найдите в тексте эпитеты, сравнения,
олицетворения.

Самое сложное — найти метафоры. Это новое для
вас слово.

Найдите в словаре термин.

Найдите метафоры в указанных абзацах очерков
(групповая работа):

I гр. – “Прошел второй час…”

II гр. – первый абзац;

III гр. – “В просветах между сосна-ми…”

IV гр. – второй абзац.

Вечер, костер. Все вместе, отдыхают.

Какие строки из текстов (литературных очерков)
вам показались самыми лиричными, красивыми.

Давайте послушаем друг друга.

Это достигается с помощью эпитетов, метафор,
олицетворения, сравнений.

Устная работа с текстами.

Работа со словарем:

Метафора – переносное значение слова,
скрытое сравнение, сближение явлений по
зависимости их значений.

Ребята ищут вместе с учителем, записывают:

Серая стена – туча;

Яркая изумрудная пыль – споры кукушкиного
льна;

Голубой хрусталь – Венера;

Живой серебряный блеск – плоский лещ на крючке.

Дети наизусть читают отрывки из литературных
очерков (конкурс).

V. Обобщение и системати-зация Вывод: За что же любит мещерский край К.
Паустовский?

— “Мещера стала моей второй
Родиной”, — писал Паустовский. Ничто так не
обогатило меня, как этот скромный и тихий край.
Там впервые я понял, что образность и волшебность
русского языка неуловимым образом связаны с
природой, с бормотаньем родников, криком
журавлиных стай, с угасающими закатами,
отдаленной песней девушек в лугах и тянущим
издалека дымком от костра.

Ответы детей.
VI. Подведение итогов урока, оценивание — Подошел к концу наш урок, но, думаю,
путешествие в мир литературы и природы будет
продолжаться всю жизнь.

К следующему уроку
подберите материал для литературных очерков. Мы
попробуем сами написать его (событие, местечко,
где вы сами были, впечатления)

— Рефлексия урока.

— Спасибо за урок.

Самооценка урока.

Литература

1. Собр. соч., т.1-6, М., 1957-58;

Собр. соч., т. 1-8, М., 1967-70;

2. Рассказы, очерки и публицистика. Статьи и
выступления по вопросам литературы и искусства,
М., 1972;

3. Наедине с осенью, 2 изд., М., 1972; Родина, М., 1972.

4. Львов С., Константин Паустовский.
Критико-биографический очерк, М., 1956;

5. Левицкий Л., Константин Паустовский. Очерк
творчества, М., 1963;

6. Алексанян Е., Константин Паустовский —
новеллист, М., 1969;

7. Ильн В., Поэзия странствий. Литературный
портрет К.Паустовского, М., 1967;

8. Левицкий Л.А. Воспоминания о Константине
Паустовском, М., 1975.

9. Литература. 5 класс: Учебная хрестоматия для
школ и классов с углубленным изучением
литературы, гимназий и лицеев: В 2ч.Ч.2/ Авт.-сост.
М.Б. Ладыгин, Н.А. Нефедова, Т.Г. Тренина.- 4-е изд.,
стереотип — М.: Дрофа,2005.-272с.