Деловая игра для молодых специалистов школ: Самоидентификация и саморазвитие личности молодых специалистов в школе

  • Сухарева Ольга Анатольевна, педагог-психолог

Цели:

  • Анализ самоидентификации как “учителя”,
  • Барьеры самореализации.

Методы:

  • Мет. “Незаконченные предложения”,
  • Элементы “Арт-терапии”,
  • Элементы “Тренинга саморазвития”.

Материалы: Листы бумаги, ручки,
цветные карандаши.

Ход игры

1. “Знакомство” (представиться).

“Имя” (“Если бы я была книгой, то какой…”).

“Мяч” (игра с мячом на запоминание имен,
меняться местами).

“Деление по учебным предметам ” (встать в круг.
По кругу показать свой предмет ( с помощью
пантомимы и разделиться по предметным группам).

Рефлексия: Как Вы себя чувствуете?

2. По группам:

Дайте понятие “молодой специалист”:

  • кто это?
  • каков он в Вашем понимании?

(Один из группы представляет ее, на доске
пишутся основные критерии).

Психолог: “Мы определили, каким в
Вашем понятии должен быть молодой специалист в
школе. Вы — молодые специалисты и сейчас мы
попробуем разобраться, осмыслить Ваши
потребности, индивидуально-личностные ценности
в рамках Вашей педагогической деятельности,
осознание Вас как учителя и трудности, с которыми
Вы встречаетесь в процессе работы.

Давайте выработаем правила работы в
группе:

Конфиденциальность (“Если Вы считаете нужным
что-то не рассказывать, то Вы отвечаете сами за
себя”).

Просьба слушать и слышать.

Примечание: Важно не навязывать свои
правила и санкции за нарушение правил группе. Для
каждого коллектива приемлемы свои правила,
традиции, в которых им комфортно. Дайте право
выбора.

Перед работой выскажите Ваши опасения: “Я
боюсь, что я…”.

3. “Самоидентификация”.

Анкета “Факторы, влияющие на развитие и
саморазвитие педагогов” [1],
(Приложение№1).

Сейчас, нарисуйте пожалуйста, как Вы считаете,
как Вас видят в школе ученики, учителя,
администрация, родители:

  • в роли идеального учителя,
  • я — как плохой учитель,
  • каким меня видят в школе,
  • какой я в реальности (отказаться от масок).

Рисуйте, после каждого рисунка название мысли.

Рефлексия:

— Сесть в круг.

Ваши чувства, впечатления.

Зачастую мы не те, кто есть на самом деле, а те,
кого хотят в нас видеть окружающие.

Педагогическое сознание во многом заполнено
мифами. Гринбер считает, что есть пять мифов,
которые препятствуют работе педагога [1]:

  1. Учитель в любой ситуации должен вести себя
    спокойно.
  2. Учитель всегда должен быть сдержан и держать
    дистанцию.
  3. Учитель должен проявлять одинаковую любовь ко
    всем ученикам.
  4. Учитель должен скрывать истинные чувства от
    учеников.
  5. Учитель должен жертвовать собой ради школы.

Соблюдение этих факторов приводят педагогов к
возникновению таких состояний, как
эмоциональное сгорание и психоэнергетическое
истощение.

Спасибо, что смогли рассказать о своих страхах.

4. “Отработка трудностей”.

Психолог: Вы поняли, что Вам мешает в Вашей
работе, в личностном восприятии и саморазвитии.

Сейчас мы попытаемся решить то, что нам мешает.
Нарисуйте 3 “барьера”. Подписать их названия. А
теперь, с каждым рисунком нарисуйте 3
“трамплина”, 3 пути решения Ваших проблем”.

Психолог: “ Ваши барьеры не уходят,
так как Вы не хотите их решать, Вы считаете, что
это не решаемо. Но есть “трамплины”, которые
помогут Вам в решениях.

Вы хотите еще узнать решение Ваших трудностей?
Нарисуйте на листе, тревожащий Вас “барьер”,
пустите его по кругу, и каждый пытается
нарисовать или написать решение данной задачи”.

Рефлексия:

— Ваши ощущения, эмоции.

На практике таким “советником” в Вашей школе
может выступить завуч, коллеги, психолог.

5. Заключение:

— Закрытыми глазами, поздоровайтесь.

Один из Вас- конфликтный человек у Вас на
работе, внешний круг показывает без слов Ваше
отношение к нему, внутренний – что он при этом
чувствовал.

Улыбнитесь друг другу.

Сели в круг, рефлексия, впечатления о
тренинге.

Что дал Вам тренинг,

плюсы и минусы данного занятия,

Произошли в Вас какие-то изменения?

Молодой профессионал-педагог должен уметь
думать и действовать не наугад, не по приказу, а
на совесть, как свободный человек.
“Восхождение” к профессионализму лежит через
свободу выбора и творчество, что наполнит
смыслом его деятельность.

Спасибо за занятие.

Список литературы:

1. Н.В. Клюева Технология работы психолога с
учителем. М., 2000.