Интегрированный урок по теме: История Башкортостана в числах

  • Щеколдина Марина Владимировна, учитель математики

Цели урока:

  • Образовательные – расширить знания детей
    об историческом прошлом республики
    Башкортостан, ее географическом и экономическом
    положении сегодня;отрабатывать вычислительные
    навыки, умение систематизировать, обобщать,
    применять полученные знания по теме “Делимость
    натуральных чисел”.
  • Развивающие – развитие умения обобщать,
    сопоставлять, конкретизировать учебный материал
    , развитие речи учащихся, потребности к
    самообразованию, развитие интереса к математике,
    истории, культуре, экономике Башкортостана,
    расширение кругозора.
  • Воспитательные – воспитание чувства любови
    к Родине, гордости за славное прошлое и настоящее
    нашей республики;воспитание познавательной
    активности, чувства ответственности, уважения
    друг к другу, уверенности в себе;воспитание
    культуры общения.

Предварительная подготовка:

1. Подобрать фотографии с историческими и
архитектурными памятниками, видами
Башкортостана (оформить стенд).

2. Подобрать и подготовить стихи о
Башкортостане.

3. Подготовить небольшие сообщения по истории,
культуре, экономике Башкортостана.

4. Подготовить к просмотру фильм о городе
Стерлитамак

5. Провести викторину.

План:

I. Вводная беседа учителя.

II. Исторический экскурс.

III. Башкортостан сегодня.

IV. Викторина: “Знаю ли я cвой край?”

V. Просмотр фрагмента кинофильма о г.
Стерлитамак (к 240-летию образования)

VI. Подведение итогов.

Ход урока

I. Вводная беседа учителя.

Мой друг!Что может быть милей
Бесценного родного края?!
Цветы здесь краше, травы зеленей,
Щебечут птицы, край свой воспевая.

Люблю тебя всем сердцем и душой,
Башкортостан -мой уголок родной!
Живи, бесценный край, и процветай!
И свой народ всегда благословляй!

Этими строками из стихотворения, написанного
ученицей нашей школы Васильевой Элины, я хотела
бы начать наш необычный урок. Мы посвятим его
знаменательному событию в жизни нашей
республики, о котором мы скажем позже, а пройдет
наш урок в рамках обобщения темы “Делимость
натуральных чисел”.

II. Исторический экскурс.

1 ученик: в первой половине ХV в. Обширное
Золото-ордынское государство переживало
феодальную раздробленность, Башкиры оказались
во власти Ногайской орды, Казанского и
Сибирского ханств, между ханствами велись войны
за обладанием всем Башкортостаном. В этой
сложной обстановке башкиры должны были войти в
состав какого-либо сильного государства и
попытаться освободиться от гнета и притязаний.
Выбор пал на Русское государство. Башкирские
племена входили в состав Русского государства не
одновременно. Основная масса башкир вошла в
состав Русского государства в 1554-1557гг.

Слово учителя: в следующем году мы будем
отмечать знаменательную дату в истории
Башкортостана. Какую?Для того, чтобы ответить на
этот вопрос выполните следующее задание.

Задание. Составьте число по следующим
характеристикам: трехзначное, четное, делится на
3 и на 5, цифра в разряде десятков на 1 больше, чем
цифра в разряде сотен и является простым числом.

Ответ: 450.

Слово учителя: верно, 450-летие добровольного
присоединения Башкортостана к Российскому
государству мы будем отмечать в будущем году.

III. Башкортостан сегодня

2-й ученик: Башкортостан сегодня-это одна из
крупных республик, входящих в состав России.

Географическое положение: она занимает
большую часть Урала и прилегающие к нему равнины
Башкирского Предуралья и возвышенно-равнинную
полосу Башкирского Зауралья. На севере граничит
с Челябинской областью, на юге, юго-востоке и
юго-западе – Оренбургской областью, на западе –
с Татарстаном, на северо-западе — с Удмуртской
республикой.

Протяженность территории с севера на юг – 550км,
с запада на восток — 430км.

Задание. Площадь Российской Федерации 17, 1
млн. кв. км. Вычислите площадь республики
Башкортостан, если известно, что она занимает 0, 8%
общей площади Российской Федерации.

Ответ : около 143тыс кв. км.

Задание: Найдите наибольший общий делитель
чисел 550, 430 и 143000, разложив их на простые
множители.

Ответ: НОД(550, 430, 143000)=10.

Территориальное положение: 54
административных района, 21 город, 40 поселков
городского типа.

Задание. Найдите все делители чисел 54, 21, 40
методом перебора.

Ответ:

D (54)={1, 2, 3, 6, 9, 18, 27, 54}

D (21)={1, 3, 7, 21}

D (40)={1, 2, 4, 5, 8, 10, 20, 40}

Население: в республике проживает более 4млн.
человек. По численности Башкортостан занимает 8
место среди субъектов Российской Федерации.

Национальный состав: русские – 39%

башкиры- 22%

татары — 28%

другие — 10%

Задание. По этим данным постройте
столбчатую диаграмму.

Политическая система : республика
Башкортостан – суверенная республика,
образованная 23 марта 1919г.

Главой государства и ее высшим должностным
лицом является Президент Республики
Башкортостан-Муртаза Губайдуллович Рахимов
(избран 12 декабря 1993г. )

Задание. Расположите числа, принадлежащие
множеству Х, в порядке возрастания, и вы
расшифруете название Высшего законодательного и
представительного органа Республики
Башкортостан.

Х={11/18, 39/11 , 126/126, 2/9, 21/11, 48/16, 672/21, 40/11}

У Т Р К У Л Й А

Ответ : Курултай.

Задание. Найдите истинные высказывания. Из
соответствующих им цифр, составьте число –
расстояние от Уфы до Москвы.

1 -56008 не кратно 10

8 -Стерлитамак-столица Башкортостана

4 -932+728 не кратно 2

5 -27-составное число

6 -Уфа “младше” Стерлитамака

1 -100 не кратно 500

9 -31*870*9 делится на 5

Ответ: 1519 км

IV. Викторина “Знаю ли я свой край”

(Приложение)

1. Назовите 5 крупных городов Башкортостана.
(Уфа, Стерлитамак, Нефтекамск, Бирск, Салават)

2. Назовите цвета на республиканском флаге.
(синий, белый, зеленый)

3. Что такое айран?(башкирский национальный
напиток)

4. Один из предводителей башкир в Крестьянской
войне под руководством Е Пугачева?(С. Юлаев)

5. Жилище древних башкир. (юрта)

6. В каком году основан г. Стерлитамак?(1766)

7. Что в переводе с башкирского означает слово
“тамак”?(“устье”)

8. Какая их 4-х гор-одиночек получила название
“сердце-гора”?(Юрак-Тау)

V. Просмотр кинофильма

VI. Итог урока

В заключении урока мне хотелось ба напомнить
известное стихотворение М. Карима:

Не русский я, но россиянин. Зваться
Так навсегда душа моя, гордись!
Пять жизней дай!
Им может поравняться
Моей судьбы единственная жизнь.

С башкиром русский — спутники в дороге,
Застольники — коль брага на столе,
Соратники — по воинской тревоге,
Навеки сомогильники – в земле.