Уроки по теме: Морфемика и словообразование. Орфография в 10-м классе с использованием ИКТ

  • Ковалёва Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы


Уроки № 1-2

Цели и задачи:

Повторить ранее изученный материал по теме
“Морфемика и словообразование”, отработать
алгоритм морфемного и словообразовательного
разбора слов, закрепить навыки правописания.

Оборудование:

Компьютеры, мультимедийный проектор, экран,
стереоколонки

Программное обеспечение:

ММ комплекс “1С: Репетитор. Русский язык”

Звуковой файл 045_Russkii_ustnii_Vorozheya.mp3 (Аудиословарь
“Русский устный” на портале “Грамота.ру”: http://www.gramota.ru/radiosafonova.html)
в записи

Презентация в PowerPoint

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Орфоэпическая пятиминутка.

Прослушивание звукового файла 045 аудиословаря
“Русский устный”, в ходе которого учащиеся
делают записи в акцентологический словарик
тетради-справочника.

3. Работа по теме урока.

3.1. Фронтальная беседа по вопросам №№ 1 – 8
главы “Состав слова и словообразование” с. 63
учебника [1]. Для ответов привлекается
теоретический материал с.63 – 73.

3.2. Знакомство с презентацией “Состав слова и
словообразование” (Приложение1).

3.3. Закрепление материала:

  • Упр.121, 132, 151 учебника
  • Работа с программой “1С: Репетитор” (практикум
    по теме “Словообразование”)

4. Домашнее задание: упр. 131, 152, 154 [1].


Уроки № 3–4

Тема: Морфемика и словообразование. Трудные
случаи морфемного и словообразовательного
разбора

Цели и задачи:

Закрепить изученное на материале повышенной
сложности, подготовить учащихся к выполнению
заданий ЕГЭ по данной теме

Оборудование:

Компьютеры

Программное обеспечение:

ММ комплекс “1С: Репетитор. Русский язык”

“Готовимся к ЕГЭ. Русский язык” (сетевая
версия)

Тест “Морфемика и словообразование”,
составленный на основе программы

“Тест 2000”

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Синтаксическая пятиминутка.

Записать предложение, расставить и графически
объяснить знаки препинания в нём. Произвести
указанные разборы (1 – фонетический разбор, 2 –
морфемный разбор, 3 – словообразовательный
разбор).

Александр Иванович хотел быть молодым и
свежим в тот день когда всё возвратится1, 3 к
старому3 и он сможет выйти из подполья3
безбоязненно2 раскрыв 2, 3 свой
чемоданишко (И. и П.).
[2]

3. Отработка умений морфемного и
словообразовательного разбора на материале
повышенной сложности

3.1. Умение выделять суффикс –j – в словах типа безделье,
подполье, веселье.

3.2. Знакомство с понятием “аппликация”
(наложение морфем) в словах типа одесский,
смоленский, братский
(от Братск), отворить,
встать.

3.3. Умение определять способ словообразования
“нулевая суффиксация” (бессуффиксный способ)

  • Упр. 246 [2]
  • Упр. 3 в разделе “Нулевой суффикс” ММ комплекса
    “1С: Репетитор. Русский язык”

4. Составление словообразовательных цепочек:

Играть – выиграть – выигрыш – выигрышный –
выигрышно

Лицо – облицевать – облицовывать – облицовщик

Мысль – мыслить – смыслить – смышлёный –
несмышлёный – несмышлёныш

5. Тренинг в разделе “Состав слова и
словообразование” программы “Готовимся к

ЕГЭ. Русский язык” (сетевая версия).

6. Решение теста “Морфемика и
словообразование” (в программе “Тест-2000”)

7. Итог урока, объявление оценок.

8. Домашнее задание: вопросы №№ 9 -11 с. 63, упр. 136,
138, 145 [1].


Уроки № 4–5

Тема: Орфографический практикум. Проверочный
тест по теме “Морфемика и словообразование.
Орфография”

Цели и задачи: закрепить правописание
приставок на –З (-С), ПРЕ- и ПРИ-, букв И-Ы
после приставок; контроль усвоения темы

Оборудование:

Компьютеры, подключённые к Интернету, проектор,
экран, стереоколонки

Раздаточный материал трёх уровней сложности [3]

Программное обеспечение:

“Русский язык. 9 – 11. Экспресс-методика
быстрого усвоения школьного курса и подготовки к
экзаменам. Школа 2005” © 2005 Новая школа. ® 2005 РМГ
Мультимедиа

Учебник грамоты на портале “Грамота.ру”
(http://www.gramota.ru/idictation/idictation.php?id=60, 62, 66)

Ход урока

1. Оргмомент

2. “Литературный диктант” № 87 [4]

3. Актуализация знаний учащихся по
орфографическим темам: “Правописание приставок
на – з (- с)”, “Приставки пре— и при-”,
“Буквы и – ы после приставок” с применением
раздела “Учебник” диска “Русский язык. 9 -11”

4. Выполнение упражнений из “Учебника грамоты”
на портале “Грамота.ру”

5. Упражнение на повторение.

Записать предложение, расставить и
графически объяснить знаки препинания в нём.
Произвести указанные разборы (1 – фонетический
разбор, 2 – морфемный разбор, 3 –
словообразовательный разбор).

Старуха3 била его а побив2
крестилась2, 3 в угол на иконы и упрашивала
со слезами

Матерь Божия3 прости2 Христа ради за
обиду3 сироте!
[2]

6. Проверочный тест трёх уровней сложности [3, с.
28 -39].

7. Домашнее задание: упр. 144, 146, 147, 149 [1].

Список литературы

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык:
    Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10
    – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – 3-е изд. – М.:
    Просвещение, 1998.
  2. Русский язык: Учебное пособие для старших
    классов школ гуманитарного профиля / В.А.
    Багрянцева и др.; Отв. Ред. И.В. Галактионова и Е.И.
    Литневская. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004. –
    (Московский университет – школе).
  3. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания
    для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10
    – 11 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Громов С.А. Сборник упражнений и диктантов по
    русскому языку для старшеклассников и
    абитуриентов. – М.: Московский Лицей, 2005.