Урок по органической химии на тему: Амины

  • Гурова Татьяна Павловна, учитель химии


Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, мы с вами являемся гражданами России и
живем в очень интересное и непростое время. Как
вы думаете, какими качествами должен обладать
современный гражданин, чтобы найти свое место в
жизни. России нужны личности, умеющие
анализировать ситуацию, рассуждать, решать
нестандартные задачи, творчески применять свои
способности.

Элементы и атомы,
В менделеевский взяты круг
Сделали химию самой богатой
И самой творческой из наук.

(Г. Санников)

Наука химия развивает творческие способности,
раскрывает возможности вашего мышления. Ну что ж,
давайте его потренируем.

II. Разминка.

Определите “лишнее” вещество в ряду, ответ
поясните:

В романе Луи Буссенара “Похитители
бриллиантов” упоминается об этом веществе:
“Известно, что рудничный газ, обладает свойством
воспламеняться на воздухе под действием света и,
смешавшись в определённой пропорции с
атмосферным воздухом, даёт мощный взрыв” (метан).

В 1890г. в Ганновере некий злоумышленник забрался
в банк, разрезал стенку сейфа и скрылся с большой
суммой денег. Прибывшие на место преступления
эксперты пришли в замешательство: ни одним из
известных им инструментов не возможно было так
ровно разрезать сантиметровую сталь. (ацетилен).

А. П. Чехов “Хирургия”: “Секунду дьячок ищет
глазами икону и, не найдя таковой, крестится на
бутыль с карболовым раствором”. (фенол).

Ряд веществ: метан, ацетилен, фенол.

Ж. Санд “Консуэло”: “ А наивысшей гармонией ей
казался аромат …. Погруженная в сладкие
мечтания, Консуэло словно слышала голоса,
исходившие из каждого прелестного венчика. Роза
говорила о страстной любви, лилия – о небесной
непорочности – а крошечная фиалка шептала о
радостях простой, скромной жизни”. Какие
вещества дают аромат цветам, плодам? (Сложные
эфиры).

В. Шаламова:

“Я пью его в мельчайших дозах,
На сахар капаю раствор,
А он способен бросить в воздух.
Любую из ближайших гор”.

О каком веществе идёт речь? Из какого вещества
его получают? (Нитроглицерин, глицерин).

Ряд веществ: сложные эфиры, нитроглицерин,
глицерин.

III. Изучение нового материала.

Встречались ли нам раньше органические
соединения, содержащие азот?

Напишите на доске их структурные формулы.
(Учащиеся записывают формулы нитроглицерина,
нитробензола, нитрометана.)

Что общего в строении данных соединений? (-NO2
– нитрогруппа.)

Если нитрогруппа связана с углеводородным
радикалом непосредственно – вещества относятся
к нитросоединениям. Нитроглицерин – сложный
эфир, так как нитрогруппа связана с радикалом
через кислород.

Известны и другие соединения, содержащие азот,
они играют чрезвычайно важную роль в нашей жизни,
это – амины, аминокислоты, белки.

Обратимся к заданиям для самостоятельной
работы, задание №1 (см. Приложение 1)

К какому классу органических соединений
относятся вещества? Назовите вещество под буквой
“а”? Почему вы не можете назвать данное
вещество? (Так как не хватает знаний.)

Что бы вы хотели узнать о веществах данного
класса? (Учащиеся сами непроизвольно
формулируют цели урока.)

Что общего в строении веществ данного класса? (-NH2
– группа.)

Амины – это производные аммиака, в котором
атомы водорода замещены на углеводородный
радикал.

Выполните задание №2 (см. Приложение
1). Учащиеся самостоятельно готовят схему
“Классификация аминов”

Амины – это обширный класс органических
соединений, и мы сегодня начнем знакомство лишь с
предельными алифатическими аминами. Итак, как вы
думаете, с чего мы начнем изучать новый класс
органических соединений? (Учащиеся предлагают
план изучения темы.)

Рассмотрим виды изомерии аминов. Выполните
задание №3. (см. Приложение1.)

Назовите изомеры.

IV. Физкультминутка.

Упражнения для предупреждения зрительного
утомления, выполняются на рабочем месте, сидя
.

  • Руки – на пояс, повернув голову вправо,
    посмотреть на локоть правой руки, повернув
    голову влево, посмотреть на локоть левой руки,
    вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
  • Поднять глаза кверху, сделать ими круговые
    движения по часовой стрелке, затем – против
    часовой стрелки. Повторить 5- 6 раз.

Продолжим нашу работу. Обсуждаем физические и
химические свойства аминов.

Амины широко распространены в природе, так как
образуются при гниении живых организмов.
Например, с триметиламином вы встречались
неоднократно. Запах селедочного рассола
обусловлен именно этим веществом. Обиходное
словосочетание “трупный яд”, встречающиеся в
художественной литературе, связано с аминами.

Низшие амины – газы, имеющие запах аммиака,
хорошо растворяются в воде.

Средние амины – жидкости, высшие – твердые
вещества, с увеличением молекулярной массы амина
температура кипения и растворимость в воде
уменьшается.

Из-за запаха низшие амины долгое время
принимали за аммиак, пока в 1849 году французский
химик Шарль Вюрц не выяснил, что в отличие от
аммиака, они горят на воздухе с образованием
углекислого газа. Он же синтезировал метиламин и
этиламин.

4CH3-NH2 + 9O2 > 4CO2 + 10H2O
+ 2N2.

Выполним лабораторную работу.(см. Приложение
1)

Ознакомьтесь с инструкцией. Подумайте и
попытайтесь предсказать, что вы будите наблюдать
в ходе эксперимента? Объясните результаты,
составьте уравнения реакций.

Сравните основные свойства аммиака и аминов.

Первичная проверка усвоения знаний.

Тест. Проверка проводится сразу после
написания работы по готовым ответам на доске. (см.
Приложение 5)

Ответы: 1 вариант 1б, 2б, 3б, 4б, 5б; 2 вариант 1в, 2в,
3в, 4в, 5в.

Учащиеся, ответившие правильно только на три
или два вопроса, защищены тотемом от
неудовлетворительной отметки.

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Ребята, получившие тотемы, молекула какого
вещества изображена у вас на тотеме? Правильно,
метиламина. У вас на столах находятся карточки.
Какую очередность определений вы предложите для
описания метиламина? (Органическое вещество,
азотсодержащие, амин, первичный, газ, хорошо
растворяется в воде, органическое основание).
А
теперь карточки переверните и прочитайте. Какое
получилось слово?

(Молодец.)

Молодцы, вы хорошо сегодня потрудились! Спасибо
за работу.