Урок химии в 8-м классе по теме: Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений

  • Юмина Елена Антоновна, Заместитель директора по УВР, учитель химии

Цели урока: опираясь на знания
учащихся

  • обобщить и систематизировать знания,
    полученные при изучении классов неорганических
    соединений;
  • установить прямые и обратные связи
    (генетические) между классами веществ; проверить
    умения учащихся составлять уравнения химических
    реакций с участием представителей классов
    неорганических соединений;
  • совершенствовать культуру организации
    эксперимента; установить связь теории с
    практикой на примере перехода одного класса в
    другой.

Тип урока: контрольно-обобщающий.

Оборудование: раздаточный материал
(карточки); ТСО (мультимедийная приставка);
реактивы для проведения эксперимента.

Методы: обобщение, систематизация,
эксперимент, поиск, беседа, соревнование.


Этапы урока

Учитель

Ученик

Временные затраты

I. Организационный

Называет тему и цели
урока.

Тема: “Обобщение сведений о важнейших
классах неорганических соединений”.

Цель: “Актуализировать,
систематизировать и обобщить знания и умения по
теме”

Записывают в тетрадь тему
урока.

1 мин.

II. Систематизация знаний.

Вопросы:

– Вспомните, на какие две группы делятся все
химические элементы?

– Посмотрим, каковы же их отличительные
физические свойства соответствующих простых
веществ. (Демонстрация схемы на эпипроекторе №18
из учебника Рудзитис Г.Е.-8).

– Могут ли металлы и неметаллы
отличаться по химическими свойствами?

Открываем первую страничку схемы на
доске

– Что означает взаимообратная
стрелка?

Ответ: металл или неметалл.

Анализируют таблицу вместе с учителем.

Ответ: металлы и неметаллы отличаются
по химическим свойствам, так как они по разному
относятся к воде. Металлы взаимодействуют с
кислотами, а неметаллы с основаниями

Запись в тетради.

Металл и неметалл взаимодействуют
между собой.

24 мин.

Подтвердите это
экспериментом.

КАРТОЧКА №1

Открываем вторую строчку схемы

Оксид металла Оксид неметалла

– Что нужно сделать, чтобы превратить Ca и P в
оксиды?

– Подтвердите уравнениями реакций.

– Какие оксиды вы получили, дайте их
определения.

– Почему мы поставили взаимообратную стрелку
между оксидами в схеме?

КАРТОЧКА №2

– Закончите уравнения химических реакций:

3Mg O + P2O5 =

CO2 + Ca O =

Проводят реакцию между Fe и S.

Запись в тетради.

Соединить с кислородом.

Записывают уравнение самостоятельно.

Кислотные и основные. Дают
определения.

Они взаимодействуют между собой.

Самостоятельно работают в тетради по
написанию уравнений.

Открываем в схеме
следующую строчку:

– Объясните происхождение каждой стрелки.

Запись в тетради.

Из оксида металла получаем основание,
из оксида неметалла кислоту: оксиды металла
взаимодействуют с кислотой, оксид неметалла
взаимодействует с основанием.

Проведем
соревнование.
На доске написаны 2 столбика
уравнений химических реакций, двое учащихся на
время записывают продукты реакции и проставляют
коэффициенты.

SO3 + H2 О =

Na2O + H2O =

Cu(OH)2 + H2SO4 =

K2 O + 2HCl =

CaO + H2O =

N2 O5 + H2O =

Fe (OH)3 +HCl =

SO3 + Ba (OH)2 =

2 учащихся выходят к доске и
по команде начинают писать продукты реакции.

Подведение итогов,
выставление оценок.

Открываем последнюю строчку в
схеме

Задание: КАРТОЧКА №3

Работа на листочках: осуществить следующие
превращения: (указанные в карточке).

Ba (OH)2 -> BaCl2 -> Ba SO4

H2 SO4 -> K2 SO4 -> Ba SO4

Мы рассмотрели связь между различными
классами неорганических соединений.

– Глядя на схему, карандашом проведите стрелки:
“Какие ещё связи между классами неорганических
соединений вы можете предложить”.

По предложенным схемам дома написать
уравнения химических реакций.

Запись в тетради.

Выполняют самостоятельно.

Металл -> соль,

неметалл -> соль

оксид металла -> кислота,

оксид неметалла –>основание,

оксид неметалла -> соль и др.

III. Эксперимент

КАРТОЧКА №4

Получите гидроксид магния исходя из
металлического магния. Подтвердите уравнениями
химических реакций.

Проводят эксперимент,
записывают в тетрадь уравнения химических
реакций

10 мин

IV. Обобщение.

Итог урока.

Обобщение темы урока:
(задание на карточке №5).

Подведение итогов, выставление оценок.

Делают самостоятельно вывод.

Существует ряд генетических связей
между отдельными классами неорганических
соединений. Это доказывает прямую и обратную
связь между классами веществ.

3 мин.

V. Домашнее задание

Повторить п-ф. 32,33.
Кислоты и кислотные остатки. Доделать задание по
генетической связи (в тетради).

Записывают домашнее задание.

2 мин.


Индивидуальные задания у каждого
учащегося.

КАРТОЧКА №1

Смешайте порошкообразное железо и
серу в пробирке. Подогрейте на спиртовке. Что
наблюдаете? Сделайте вывод, напишите уравнение
химической реакции.

КАРТОЧКА №2

Закончите уравнение химической
реакции.

MgO +P2O5 =

CO2 + CaO =

КАРТОЧКА №3

Осуществите следующие превращения:

КАРТОЧКА №4

Получите гидроксид магния исходя из
металлического магния. Подтвердите уравнениями
химических реакций.

КАРТОЧКА №5

Подумайте, какие основные выводы вы можете
сделать по материалу сегодняшнего урока.