Творческая встреча по истории Под солнцем пламенной Эллады

  • Аксёнова Надежда Фёдоровна, учитель истории, обществознания

Творческая встреча по истории в 5-м
классе. Тема “Древняя Греция”

Цель: Закрепление знаний учащихся 5-го класса
по теме Древняя Греция.

Задачи:

  • Побудить у учащихся мотивацию к изучению этой
    темы в большем объеме, чем предусмотрено
    программой.
  • Дать возможность проявить способности учащихся
    в разных видах творчества.
  • Привить интерес к изучению предмета истории в
    5-м классе.

Оформление: Зал и сцена оформлены в
соответствии с темой встречи. Выставлены стенды
с рисунками учащихся. Кресла расставлены по
форме амфитеатра. В центре зала стол для членов
жюри (Ареопага).

Техническое оборудование: Экран,
видеоустройство (компьютер или видеопроектор),
магнитофон.

Предварительная подготовка: В начале
изучения темы “Древняя Греция” учитель раздает
задание командам для предварительной подготовки
к творческой встрече. Приложение 1.

Ход встречи:

Звучат фанфары. Под музыку в зал заходят
команды и занимают свои места.

Учитель: В давние времена, когда мир был
молодой, на берегах теплого Средиземного моря
жили люди, которые называли себя эллинами
(греками), а свою страну – Элладой (Грецией). Греки
были смелыми мореплавателями, храбрыми воинами,
искусными художниками, архитекторами,
изобретателями, прекрасными поэтами и
философами, Они создали великую культуру
древности, давшую начало всей европейской
цивилизации.

Звучит мелодия “Сертаки”, демонстрируется
слайд-фильм “Наследие Древней Греции”.

(Слад-фильм может быть составлен из репродукций
по усмотрению учителя).

После показа фильма на сцену выходит девушка в
образе музы истории КЛИО, обращается к
участникам встречи.

Клио:

Вам, пришедшие сюда,
К состязанию готовым,
Слово привета свое, я обращаю!
Вам пожелаю я, о, сыновья Геродота –
Честно сражаться под сводами храма Науки!
Пусть же дарует великая Ника
Победу тем, кто достойнее будет,
и знание покажет искусней.
Муза истории Клио –
Вас приглашает!

Каждая команда представляет себя в форме
приветствия.

Учитель представляет членов жюри (ареопага).

Описание и содержание конкурсов (агонов).

Агон 1. РАЗМИНКА

Учитель: Проведем разминку команд. Среди
принятых за обедом развлечений греков была игра
в вопросы и ответы. По очереди каждая команда
отвечает на блиц — вопросы.

  1. Какой греческий город назывался школой Эллады и
    почему? (Афины.)
  2. Что такое ареопаг? (Cовет знати в Аттике.)
  3. Кого называли архонтом? (Один из правителей в
    Аттике.)
  4. Каким образом и чем голосовали судьи в Афинах?
    (Тайно, камешками.)
  5. Что означает слово демократия? (Народовластие.)
  6. Кто был учителем А.Македонского? (Аристотель.)
  7. Как называлась главная площадь Афин? (Агора.)
  8. Как учили говорить юных спартанцев? (Лаконично.)
  9. Назовите родину Одиссея (о. Итака).
  10. Назовите другое название Трои? (Илион.)

Агон 2. КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ.

Учитель: Какие слова Гомер назвал
“крылатыми”?

Ответ: Слова, которые быстро срываются с уст
говорящего и летят к уху слушателя.

Написанные на отдельных листах тексты крылатых
выражений лежат на столе чистой стороной вверх.
Команды вытягивают одно из заданий и объясняют
его.

Примеры крылатых выражений, которые могут быть
предложены разным командам.

1. Яблоко раздора.

2. Ахиллесова пята

3. Авгиевы конюшни.

4. Нить Ариадны.

5. Прокрустово ложе.

6. Троянский конь.

7. Сизифов труд.

8. Муки Тантала.

9. Петь дифирамбы.

10. Между Сциллой и Харибдой.

11. Ткань Пенелопы.

12. Гордиев узел.

13. Цербер.

14. Драконовские законы.

15. Ящик Пандоры.

16. Гомерический хохот.

17. Золотое руно.

18. Геростратова слава.

19. Улыбка Авгура.

20. Нарцисс.

Агон 3. “ИСТОРИЧЕСКИЙ “ЗООСАД”.

Учитель: От участников этого конкурса
требуется знание легенд, мифов, живописи,
скульптуры, архитектуры. Следует подтвердить
правильность ответа на примере легенды, мифа,
события или произведения искусства.

Например:

Лев. Изображение львов сохранилось на
воротах в Микенах. Геракл сражается с немейским
львом, это отражено в греческих статуях. Приложение 2.

Агон 4. БОГИ ОЛИМПА.

Учитель: Самой высокой горой в Элладе была
гора Олимп. Древние греки верили, что там живут
всесильные боги, которые иногда спускаются к
людям и общаются с ними. В многочисленных
легендах и мифах, дошедших до наших дней, мы
узнаем не только о богах, но и о подвигах героев,
по силе и смелости порой равных могучим богам.
Участникам конкурса предлагается вспомнить и
охарактеризовать предложенных богов и героев.

Например:

Посейдон – бог моря, брат царя богов Зевса.
Живет на дне моря в прекрасном золотом дворце. Он
властвует над морями, и волны послушны движению
его руки, вооруженной грозным трезубцем.

Геракл – величайший и самый знаменитый герой
Греции, сын бога Зевса и Алкмены. Совершил много
разных подвигов. Известных 12 подвигов он
совершил на службе у царя Эврисфея. С помощью
богини Афины Геракл победил Стимфалийских птиц,
у которых были медные клювы и когти, а перья – из
бронзы. Эти птицы нападали на людей и животных и
разрывали их на части.

Команды получают задание на отдельном листе. Приложение 3.

Агон 5. ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАТЫ.

Команды получают лист с заданиями, на
выполнение которых отводится определенное
время.

Задание 1.

Напиши дату, соответствующую следующим
событиям.

1. Избрание Солона архонтом. а) 776 г. до н.э.
2. Первые Олимпийские игры. б) 480 г. до н.э.
3. Марафонская битва. в) 594 г. до н.э.
4. Саламинская битва. г) 490 г. до н.э.

Ответ: 1 –в, 2 –а, 3 – г, 4 – б.

Задание 2.

Вставьте пропущенные слова и даты в
предложения.

  1. Летом ______ г. до н.э. в Марафонской бухте
    показались корабли __________.
  2. На должность стратега Народное собрание
    избрало _____________.
  3. Афинянам в борьбе с _________ помог лишь пограничный
    с Аттикой город ________.
  4. Марафонское сражение выиграли _______________.

Ответы: 1. 490 г., персов. 2. Мильтиада. 3. Персами,
Платеи. 4. Греки.

Агон 6. ПРАЗДНИК В ЧЕСТЬ БОГА ДИОНИСА.

Учитель: Театр для греков являлся школой
жизни, ежегодно они собирались на праздник в
честь бога Диониса. Это зрелище продолжалось
несколько дней. Каждый год греки выбирали семь
лучших комедий и трагедий. Благодаря этому до
наших дней дошли тексты этих произведений.
Сегодня мы увидим сцены из лучших произведений
Древней Греции.

Команды демонстрируют домашнее задание.
Театрализация сцен из греческих мифов или пьес.
(По выбору учащихся).

Агон 7. “МОЖЕШЬ ЛИ ТЫ БЫТЬ ОРАТОРОМ?”

Учитель: Мы знаем, что греки были
великолепными ораторами, они умели убеждать тех,
кто их слушал. Сегодня их цитируют во всем мире. А
смогут ли наши капитаны команд проявить себя
настоящими ораторами? Это покажет следующий
конкурс – конкурс капитанов.

Им предстоит произнести речь по всем правилам
ораторского искусства. Передать дух
изображаемой эпохи, передать эмоциональный
настрой, чувства, которыми переполнен оратор.
(Темы выступления распределяются заранее.)

Темы:

1. Представьте, что вы выступаете с рассказом об
одном из семи чудес света.

2. Представьте, что вам – афинскому гражданину
– можно рассказать чужеземцу о своем городе. Как
вы это сделаете?

3. Представьте, что вы выступаете в Народном
собрании в поддержку Демосфена, который
призывает к войне с Македонией. Как вы будете это
делать?

4. Представьте, что встретились афинянин и
спартанец и каждый пытается убедить слушателей,
что порядки в его государстве лучше. Вы должны
подобрать факты, которые убедят зрителей.

Учитель: Наша встреча подошла к завершению,
слово предоставляется нашему ареопагу,

после чего состоится награждение лучших из
лучших.

Проявив фантазию и творчество можно доставить
радость и удовольствие себе и ученикам. В добрый
путь!